3.3.5. Учет затрат на реконструкцию
и модернизацию основных средств
Модернизация и реконструкция - это переустройство существующего объекта основных средств. В результате улучшаются его качественные характеристики (например, увеличивается мощность, расширяются технические возможности, повышается срок службы и т.п.). В результате достройки или дооборудования объект обретает дополнительные возможности (например, увеличивается полезная площадь здания) и может нести повышенные нагрузки (ст. 257 НК РФ).
Техническое перевооружение - комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации, автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным (ст. 257 НК РФ).
Модернизация и реконструкция проводятся с целью улучшения качественных характеристик основных средств. Затраты на их осуществление относятся на увеличение первоначальной стоимости основных средств.
После проведения ремонта, реконструкции или модернизации необходимо оформить Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме N ОС-3, который служит основанием для изменения первоначальной стоимости основного средства.
В соответствии с п. 27 ПБУ 6/01 учет затрат на модернизацию или реконструкцию может осуществляться посредством увеличения первоначальной стоимости объекта основных средств.
Годовая сумма амортизационных отчислений пересчитывается исходя из остаточной стоимости объекта, увеличенной на затраты на модернизацию и реконструкцию, и оставшегося срока полезного использования (Письмо Минфина России от 23 июня 2004 г. N 07-02-14/144).
Затраты на модернизацию, реконструкцию, достройку и дооборудование основных средств не включают в состав "налоговых" и "бухгалтерских" расходов. Их относят на увеличение первоначальной стоимости объекта. Это значит, что расходы будут уменьшать "налоговую" и "бухгалтерскую" прибыль не единовременно, а в течение длительного периода времени (по мере начисления на основное средство амортизации).
Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.
Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода, а суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп) (изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со ст. 259 НК РФ) за вычетом не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) таких сумм.
Пример. Организация в феврале отчетного года приобрела компьютер, первоначальная стоимость которого составила 40 000 руб. В этом же месяце фирма ввела компьютер в эксплуатацию и модернизировала его. Работу по модернизации осуществляла сторонняя организация, стоимость которых (с учетом стоимости новых деталей) составила 8000 руб. (без учета НДС).
Таким образом, первоначальная стоимость компьютера с учетом расходов на модернизацию составила 48 000 руб. (40 000 руб. + 8000 руб.).
В бухгалтерской и налоговой учетной политике организации записано, что амортизацию основных средств начисляют линейным методом.
Учитывая, что срок полезного использования компьютера определен в 4 года (48 месяцев), ежемесячная норма амортизации составит 2,08% (100% : 48 мес.). Соответственно, в марте отчетного года в бухгалтерском учете организации будет отражена ежемесячная сумма амортизации, которая составит 998,4 руб. (48 000 руб. x 2,08%).
В налоговом учете будет начислена амортизационная премия в размере 4800 руб. (48 000 руб. x 10%), а также отражена ежемесячная сумма амортизации в размере 898,56 руб. ((48 000 руб. - 4800 руб.) x 2,08%), которую нужно учесть в марте отчетного года, а также в последующих месяцах, до тех пор пока компьютер не будет полностью самортизирован.
Таким образом, в марте отчетного года в составе расходов организации будут отражены следующие суммы:
в бухгалтерском учете - 998,4 руб.;
в налоговом учете - 5698,56 руб. (4800 руб. + 898,56 руб.).
- Основные средства организации
- О.С.Красова, т.Ю.Сергеева
- Глава 1. Понятие и классификация основных средств
- 1.1. Понятие основных средств
- 1.2. Инвентарный объект
- 1.3. Условия принятия активов к бухгалтерскому учету
- 1.4. Принятие объекта к бухгалтерскому учету
- 1.5. Классификация основных средств по окоф
- Глава 2. Виды оценки основных средств. Порядок изменения оценки основных средств
- 2.1. Первоначальная стоимость основных средств
- 2.2. Восстановительная стоимость основных средств
- 2.3. Остаточная стоимость основных средств
- 2.4. Переоценка объекта основных средств
- 2.5. Оценка основных средств в налоговом учете
- Глава 3. Учет движения основных средств
- 3.1. Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств
- 3.1.1. Поступление основных средств
- 3.1.2. Поступление основных средств
- 3.1.3. Приобретение основных средств за плату
- 3.1.4. Безвозмездное поступление основных средств
- 3.1.5. Поступление основных средств по договору мены
- 3.2. Выбытие основных средств
- 3.2.1. Списание основных средств
- 3.2.2. Передача объекта основных средств
- 3.2.3. Передача основных средств в виде вклада в уставный
- 3.2.4. Отражение операций по выбытию основных средств
- 3.2.5. Отражение операций по списанию основных средств
- 3.2.6. Продажа основных средств
- 3.2.7. Безвозмездная передача основных средств
- 3.2.8. Списание основных средств
- 3.3. Восстановление основных средств
- 3.3.1. Учет затрат на ремонт основных средств
- 3.3.2. Списание расходов на ремонт
- 3.3.3. Списание расходов на ремонт
- 3.3.4. Создание резерва расходов на ремонт основных средств
- 3.3.5. Учет затрат на реконструкцию
- 3.4. Учет займов,
- 3.5. Учет лизингового имущества
- 3.5.1. Бухгалтерский учет лизинговых операций
- 3.5.2. Налогообложение лизингодателя
- 3.5.3. Налогообложение лизингополучателя
- Глава 4. Учет амортизационных отчислений (износа) основных средств
- 4.1. Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете
- 4.1.1. Линейный способ начисления амортизации
- 4.1.2. Способ уменьшаемого остатка
- 4.1.3. Способ списания стоимости
- 4.1.4. Способ списания стоимости
- 4.2. Методы начисления амортизации в налоговом учете
- 4.2.1. Линейный способ начисления амортизации
- 4.2.2. Нелинейный способ начисления амортизации
- 4.3. Срок полезного использования объекта основных средств
- 4.4. Годовая сумма амортизационных отчислений
- 4.5. Амортизационная премия
- 4.6. Начисление амортизации по объектам жилищного фонда
- 4.7. Начисление амортизации на мобилизационные мощности
- 4.8. Объекты основных средств, не подлежащие амортизации
- 4.9. Ускорение амортизации
- 4.10. Начисление амортизации по основным средствам,
- Глава 5. Отчетность по основным средствам
- 5.1. Расчет среднегодовой стоимости имущества
- 5.2. Инвентаризация основных средств
- 5.3. Налог на имущество
- 5.4. Анализ активов организации
- 5.5. Документальное оформление операций
- Глава 6. Аудит основных средств
- 6.1. Проверка правильности организации
- 6.2. Проверка учета, отчетности
- 6.3. Проверка документального оформления
- 6.4. Проверка начисления амортизации в бухгалтерском
- 6.5. Проверка операций по списанию основных средств
- 6.6. Анализ выявленных недостатков
- 6.7. Отражение расходов на проведение аудиторской проверки