5.2. Инвентаризация основных средств
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" перед составлением годовой бухгалтерской отчетности все организации обязаны провести инвентаризацию имущества и обязательств. Порядок ее проведения определен в Приказе Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее - Приказ N 49).
Для целей проведения инвентаризации к имуществу относятся: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, материально-производственные запасы, готовая продукция, товары, денежные средства, прочие запасы и прочие финансовые активы.
Инвентаризации подлежит как принадлежащее организации имущество, так и находящееся на ответственном хранении, в аренде и т.п.
Для проведения инвентаризаций в организации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается руководителем.
По итогам инвентаризации оформляются инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах, в которых указываются сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств.
Если выявляются расхождения между данными инвентаризационных описей и данными учета, то необходимо составить сличительную ведомость, в которой отражаются недостачи и излишки. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.
Пункт 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, определяет порядок отражения на счетах бухгалтерского учета выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета:
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
Естественная убыль в пределах норм определяется только после зачета недостач ценностей излишками по пересортице.
Для отражения недостач предусмотрен счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". По дебету счета 94 отражаются:
- по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям - фактическая себестоимость;
- по недостающим или полностью испорченным основным средствам - остаточная стоимость;
- по частично испорченным материальным ценностям - сумма определившихся потерь.
Рассмотрим особенности инвентаризации отдельных видов ценностей и обязательств.
В соответствии с Приказом N 49 инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года. В ходе инвентаризации необходимо сравнить не только фактическое наличие этих объектов, но также и соответствие технической документации по ним данным бухгалтерского учета. Например, к зданию была произведена надстройка еще одного этажа, но в бухгалтерском учете увеличение балансовой стоимости не отражено. В такой ситуации комиссия должна по соответствующим документам определить сумму увеличения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях. В бухгалтерском учете на эту сумму необходимо оформить запись по дебету счета 01, кредиту счета 91 на сумму произведенных капитальных вложений. При инвентаризации объектов основных средств используется инвентаризационная опись основных средств (форма N ИНВ-1).
- Основные средства организации
- О.С.Красова, т.Ю.Сергеева
- Глава 1. Понятие и классификация основных средств
- 1.1. Понятие основных средств
- 1.2. Инвентарный объект
- 1.3. Условия принятия активов к бухгалтерскому учету
- 1.4. Принятие объекта к бухгалтерскому учету
- 1.5. Классификация основных средств по окоф
- Глава 2. Виды оценки основных средств. Порядок изменения оценки основных средств
- 2.1. Первоначальная стоимость основных средств
- 2.2. Восстановительная стоимость основных средств
- 2.3. Остаточная стоимость основных средств
- 2.4. Переоценка объекта основных средств
- 2.5. Оценка основных средств в налоговом учете
- Глава 3. Учет движения основных средств
- 3.1. Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств
- 3.1.1. Поступление основных средств
- 3.1.2. Поступление основных средств
- 3.1.3. Приобретение основных средств за плату
- 3.1.4. Безвозмездное поступление основных средств
- 3.1.5. Поступление основных средств по договору мены
- 3.2. Выбытие основных средств
- 3.2.1. Списание основных средств
- 3.2.2. Передача объекта основных средств
- 3.2.3. Передача основных средств в виде вклада в уставный
- 3.2.4. Отражение операций по выбытию основных средств
- 3.2.5. Отражение операций по списанию основных средств
- 3.2.6. Продажа основных средств
- 3.2.7. Безвозмездная передача основных средств
- 3.2.8. Списание основных средств
- 3.3. Восстановление основных средств
- 3.3.1. Учет затрат на ремонт основных средств
- 3.3.2. Списание расходов на ремонт
- 3.3.3. Списание расходов на ремонт
- 3.3.4. Создание резерва расходов на ремонт основных средств
- 3.3.5. Учет затрат на реконструкцию
- 3.4. Учет займов,
- 3.5. Учет лизингового имущества
- 3.5.1. Бухгалтерский учет лизинговых операций
- 3.5.2. Налогообложение лизингодателя
- 3.5.3. Налогообложение лизингополучателя
- Глава 4. Учет амортизационных отчислений (износа) основных средств
- 4.1. Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете
- 4.1.1. Линейный способ начисления амортизации
- 4.1.2. Способ уменьшаемого остатка
- 4.1.3. Способ списания стоимости
- 4.1.4. Способ списания стоимости
- 4.2. Методы начисления амортизации в налоговом учете
- 4.2.1. Линейный способ начисления амортизации
- 4.2.2. Нелинейный способ начисления амортизации
- 4.3. Срок полезного использования объекта основных средств
- 4.4. Годовая сумма амортизационных отчислений
- 4.5. Амортизационная премия
- 4.6. Начисление амортизации по объектам жилищного фонда
- 4.7. Начисление амортизации на мобилизационные мощности
- 4.8. Объекты основных средств, не подлежащие амортизации
- 4.9. Ускорение амортизации
- 4.10. Начисление амортизации по основным средствам,
- Глава 5. Отчетность по основным средствам
- 5.1. Расчет среднегодовой стоимости имущества
- 5.2. Инвентаризация основных средств
- 5.3. Налог на имущество
- 5.4. Анализ активов организации
- 5.5. Документальное оформление операций
- Глава 6. Аудит основных средств
- 6.1. Проверка правильности организации
- 6.2. Проверка учета, отчетности
- 6.3. Проверка документального оформления
- 6.4. Проверка начисления амортизации в бухгалтерском
- 6.5. Проверка операций по списанию основных средств
- 6.6. Анализ выявленных недостатков
- 6.7. Отражение расходов на проведение аудиторской проверки