3.2.1. Списание основных средств
по причине морального и физического износа
Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия. В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора за отдельными видами имущества.
В компетенцию комиссии входит:
- осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления;
- установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.);
- выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;
- возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад; осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;
- составление акта на списание объекта основных средств.
Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.
Детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются по текущей рыночной стоимости по дебету счета учета материалов в корреспонденции с кредитом счета учета прибылей и убытков в качестве прочих доходов.
В акте на списание основных средств должны содержаться данные, характеризующие объект основных средств:
- дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;
- год изготовления или постройки;
- время ввода в эксплуатацию;
- срок полезного использования;
- первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации;
- проведенные переоценки, ремонты;
- причины выбытия с их обоснованием;
- состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.
Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.
На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Для списания пришедших в негодность объектов основных средств применяются следующие документы:
1) акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4);
2) акт о списании автотранспортных средств (форма N ОС-4а);
3) акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4б).
Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.
Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Акт на списание основных средств может выступать не только как документ бухгалтерского учета, но и как регистр налогового учета.
- Основные средства организации
- О.С.Красова, т.Ю.Сергеева
- Глава 1. Понятие и классификация основных средств
- 1.1. Понятие основных средств
- 1.2. Инвентарный объект
- 1.3. Условия принятия активов к бухгалтерскому учету
- 1.4. Принятие объекта к бухгалтерскому учету
- 1.5. Классификация основных средств по окоф
- Глава 2. Виды оценки основных средств. Порядок изменения оценки основных средств
- 2.1. Первоначальная стоимость основных средств
- 2.2. Восстановительная стоимость основных средств
- 2.3. Остаточная стоимость основных средств
- 2.4. Переоценка объекта основных средств
- 2.5. Оценка основных средств в налоговом учете
- Глава 3. Учет движения основных средств
- 3.1. Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств
- 3.1.1. Поступление основных средств
- 3.1.2. Поступление основных средств
- 3.1.3. Приобретение основных средств за плату
- 3.1.4. Безвозмездное поступление основных средств
- 3.1.5. Поступление основных средств по договору мены
- 3.2. Выбытие основных средств
- 3.2.1. Списание основных средств
- 3.2.2. Передача объекта основных средств
- 3.2.3. Передача основных средств в виде вклада в уставный
- 3.2.4. Отражение операций по выбытию основных средств
- 3.2.5. Отражение операций по списанию основных средств
- 3.2.6. Продажа основных средств
- 3.2.7. Безвозмездная передача основных средств
- 3.2.8. Списание основных средств
- 3.3. Восстановление основных средств
- 3.3.1. Учет затрат на ремонт основных средств
- 3.3.2. Списание расходов на ремонт
- 3.3.3. Списание расходов на ремонт
- 3.3.4. Создание резерва расходов на ремонт основных средств
- 3.3.5. Учет затрат на реконструкцию
- 3.4. Учет займов,
- 3.5. Учет лизингового имущества
- 3.5.1. Бухгалтерский учет лизинговых операций
- 3.5.2. Налогообложение лизингодателя
- 3.5.3. Налогообложение лизингополучателя
- Глава 4. Учет амортизационных отчислений (износа) основных средств
- 4.1. Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете
- 4.1.1. Линейный способ начисления амортизации
- 4.1.2. Способ уменьшаемого остатка
- 4.1.3. Способ списания стоимости
- 4.1.4. Способ списания стоимости
- 4.2. Методы начисления амортизации в налоговом учете
- 4.2.1. Линейный способ начисления амортизации
- 4.2.2. Нелинейный способ начисления амортизации
- 4.3. Срок полезного использования объекта основных средств
- 4.4. Годовая сумма амортизационных отчислений
- 4.5. Амортизационная премия
- 4.6. Начисление амортизации по объектам жилищного фонда
- 4.7. Начисление амортизации на мобилизационные мощности
- 4.8. Объекты основных средств, не подлежащие амортизации
- 4.9. Ускорение амортизации
- 4.10. Начисление амортизации по основным средствам,
- Глава 5. Отчетность по основным средствам
- 5.1. Расчет среднегодовой стоимости имущества
- 5.2. Инвентаризация основных средств
- 5.3. Налог на имущество
- 5.4. Анализ активов организации
- 5.5. Документальное оформление операций
- Глава 6. Аудит основных средств
- 6.1. Проверка правильности организации
- 6.2. Проверка учета, отчетности
- 6.3. Проверка документального оформления
- 6.4. Проверка начисления амортизации в бухгалтерском
- 6.5. Проверка операций по списанию основных средств
- 6.6. Анализ выявленных недостатков
- 6.7. Отражение расходов на проведение аудиторской проверки