6.3. Проверка документального оформления
и учета основных средств
При аудите документального оформления и учета основных средств необходимо должное внимание уделить экспертизе договоров, которыми оформлено приобретение права собственности на объекты основных средств. От правильности оформления перечисленных процедур зависит порядок формирования первоначальной стоимости основных средств и отражения операций по приобретению в бухгалтерском учете.
В зависимости от источника поступления и направления выбытия основных средств зависит, какой выбрать первичный документ, т.е. с каким наименованием.
В ходе проверки аудитор должен убедиться в правильности оформления документов, подтверждающих рыночную стоимость принимаемых к учету объектов, таких как экспертные заключения, справки организаций-изготовителей и др.
Необходимо обратить внимание на соответствие периода получения документа и даты принятия объекта к учету. Если по договору дарения получено оборудование, не имеющее аналогов, то рыночная стоимость может быть определена только по результатам экспертизы, проведенной независимым оценщиком. При этом необходимо проверить копии документов, подтверждающих уровень квалификации и независимость оценщика.
В ходе аудиторских процедур может обнаружиться, что в отчетности организации отражены основные средства, право собственности на которые не подтверждено должным образом. В этой ситуации аудитор должен рассмотреть вопрос о правомерности включения данных о таких основных средствах в отчетность, оценить масштабы выявленных нарушений и определить, каким образом они влияют на достоверность финансовой отчетности организации и аудиторское заключение.
Ограничения прав распоряжения основными средствами возникают в большинстве случаев в связи с договорами залога и выявляются аудитором обычно в ходе аудиторской проверки задолженности по кредитам и займам (перекрестные аудиторские процедуры).
Определенные ограничения на такие права могут содержаться и в договорах лизинга и покупки основных средств с отсрочкой платежа и выявляются в процессе анализа условий соответствующих договоров при выборочной проверке операций по поступлению основных средств за отчетный период.
Установив существование ограничений прав собственности организации на основные средства, аудитор должен также убедиться в том, что существенная информация о таких ограничениях раскрыта в финансовой отчетности.
Аудитор должен также проверить оценку основных средств. Это можно сделать посредством анализа первичных документов, подтверждающих стоимость основных средств при их приобретении или создании (счетов-фактур поставщиков, актов выполненных работ при строительстве основных средств, других документов, подтверждающих расходы по приобретению основных средств).
Анализируя правильность оценки поступивших основных средств, аудитор одновременно проверяет полноту отражения в бухгалтерском учете кредиторской задолженности за приобретенные основные средства (перекрестная аудиторская процедура).
При проверке правильности отражения в учете и отчетности организации операций по приобретению и выбытию основных средств аудитор должен выборочно проанализировать необходимые документы: договоры купли-продажи основных средств, акты приема-передачи основных средств, акты на списание основных средств и т.п.
- Основные средства организации
- О.С.Красова, т.Ю.Сергеева
- Глава 1. Понятие и классификация основных средств
- 1.1. Понятие основных средств
- 1.2. Инвентарный объект
- 1.3. Условия принятия активов к бухгалтерскому учету
- 1.4. Принятие объекта к бухгалтерскому учету
- 1.5. Классификация основных средств по окоф
- Глава 2. Виды оценки основных средств. Порядок изменения оценки основных средств
- 2.1. Первоначальная стоимость основных средств
- 2.2. Восстановительная стоимость основных средств
- 2.3. Остаточная стоимость основных средств
- 2.4. Переоценка объекта основных средств
- 2.5. Оценка основных средств в налоговом учете
- Глава 3. Учет движения основных средств
- 3.1. Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств
- 3.1.1. Поступление основных средств
- 3.1.2. Поступление основных средств
- 3.1.3. Приобретение основных средств за плату
- 3.1.4. Безвозмездное поступление основных средств
- 3.1.5. Поступление основных средств по договору мены
- 3.2. Выбытие основных средств
- 3.2.1. Списание основных средств
- 3.2.2. Передача объекта основных средств
- 3.2.3. Передача основных средств в виде вклада в уставный
- 3.2.4. Отражение операций по выбытию основных средств
- 3.2.5. Отражение операций по списанию основных средств
- 3.2.6. Продажа основных средств
- 3.2.7. Безвозмездная передача основных средств
- 3.2.8. Списание основных средств
- 3.3. Восстановление основных средств
- 3.3.1. Учет затрат на ремонт основных средств
- 3.3.2. Списание расходов на ремонт
- 3.3.3. Списание расходов на ремонт
- 3.3.4. Создание резерва расходов на ремонт основных средств
- 3.3.5. Учет затрат на реконструкцию
- 3.4. Учет займов,
- 3.5. Учет лизингового имущества
- 3.5.1. Бухгалтерский учет лизинговых операций
- 3.5.2. Налогообложение лизингодателя
- 3.5.3. Налогообложение лизингополучателя
- Глава 4. Учет амортизационных отчислений (износа) основных средств
- 4.1. Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете
- 4.1.1. Линейный способ начисления амортизации
- 4.1.2. Способ уменьшаемого остатка
- 4.1.3. Способ списания стоимости
- 4.1.4. Способ списания стоимости
- 4.2. Методы начисления амортизации в налоговом учете
- 4.2.1. Линейный способ начисления амортизации
- 4.2.2. Нелинейный способ начисления амортизации
- 4.3. Срок полезного использования объекта основных средств
- 4.4. Годовая сумма амортизационных отчислений
- 4.5. Амортизационная премия
- 4.6. Начисление амортизации по объектам жилищного фонда
- 4.7. Начисление амортизации на мобилизационные мощности
- 4.8. Объекты основных средств, не подлежащие амортизации
- 4.9. Ускорение амортизации
- 4.10. Начисление амортизации по основным средствам,
- Глава 5. Отчетность по основным средствам
- 5.1. Расчет среднегодовой стоимости имущества
- 5.2. Инвентаризация основных средств
- 5.3. Налог на имущество
- 5.4. Анализ активов организации
- 5.5. Документальное оформление операций
- Глава 6. Аудит основных средств
- 6.1. Проверка правильности организации
- 6.2. Проверка учета, отчетности
- 6.3. Проверка документального оформления
- 6.4. Проверка начисления амортизации в бухгалтерском
- 6.5. Проверка операций по списанию основных средств
- 6.6. Анализ выявленных недостатков
- 6.7. Отражение расходов на проведение аудиторской проверки