logo search
Лекции по курсу «Учет затрат, калькулирование и бюджет в отдельных отраслях производственной сферы» / лекции_УЗКБ

11.1 Себестоимость продукции: ее состав и виды.

Одной из важнейших задач управленческого учета является каль­кулирование себестоимости продукции. Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реа­лизацию. Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия скла­дывается из затрат, связанных с использованием в процессе производ­ства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также дру­гих затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость продукции является качественным показателем, в ко­тором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятель­ности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже се­бестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше использу­ются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится как предприятию, так и всему обществу.

В себестоимость продукции, в частности, включаются:

1) затраты труда, средств и предметов труда на производство про­дукции на предприятии. К ним относятся: затраты над подготовку и освоение производства; затраты, непосредственно связанные с произ­водством продукции (работ, услуг), включая расходы по контролю производствен­ных процессов и качества выпускаемой продукции; расходы, связан­ные с изобретательством и рационализацией; расходы по обслуживанию производственного процесса, обеспечению нормальных условий тру­да и техники безопасности; расходы, связанные с набором рабочей силы, подготовкой и переподготовкой кадров; отчисления на государ­ственное социальное и обязательное медицинское страхование; расхо­ды по управлению производством и др.;

2) расходы, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранени­ем, погрузкой и транспортировкой (кроме тех случаев, когда они воз­мещаются покупателем сверх цены на продукцию); оплатой услуг транспортно-экспедиционных и посреднических организаций, комиссион­ными сборами и вознаграждениями, уплачиваемыми сбытовым и внешнеторговым организациям; расходы на рекламу, включая участие в выставках, ярмарках и др.;

3) расходы, непосредственно не связанные с производством и реали­зацией продукции на данном предприятии, но их возмещение путем включения в себестоимость продукции отдельных предприятий необхо­димо в интересах обеспечения простого воспроизводства.

Кроме того, в себестоимости продукции (работ, услуг) отражаются также потери от брака, от простоев по внутрипроизводственным при­чинам, недостачи материальных ценностей в производстве и на скла­дах в пределах норм естественной убыли, выплата пособий в результате потери трудоспособности из-за производственных травм (на основа­нии судебных решений).

Следует отметить, что в системах финансового и управленческого уче­та подходы к формированию себестоимости различны.

В управленческом учете себестоимость формируется для того, чтобы управляющий имел полную картину о затратах. Поэтому в системе дан­ного учета могут использоваться различные методы расчета себестоимо­сти (в зависимости от того, какая управленческая задача решается). В калькулировании могут участвовать даже те затраты, которые не вклю­чаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в финансовом учете.

Информация об издержках, собранная в рамках бухгалтерского фи­нансового учета, позволяет в конечном счете сформировать прибыль от реализации продукции, работ, услуг в целом по предприятию. Себе­стоимость каждого изделия, работы, услуги в этой учетной системе не показывается вовсе или рассчитывается усредненно. В рамках всего предприятия учет и списание затрат на себестоимость могут быть вы­полнены корректно с точки зрения налогообложения, но информация о структуре отдельных видов продукции при этом может быть искаже­на.

В зависимости от того, какие затраты включались в себестоимость продукции, в отечественной экономической литературе ранее выделя­лись следующие ее виды:

• цеховая — включала прямые затраты и общепроизводственные рас­ходы; характеризовала затраты цеха на изготовление продукции;

Такой подход несколько противоречил Международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми в производственную себестоимость должны включаться лишь производственные издержки: пря­мые трудозатраты, прямые материальные затраты и общепроизводствен­ные расходы, а полная себестоимость состоит из производственной се­бестоимости, сбытовых и административных (общехозяйственных) рас­ходов.

Процесс формирования полной себестоимости показан на рис.

Прямые затраты Производ-

на рабочую силу Добавленные ственная

+ = затраты себестоимость Полная

Общепроизводствен- себестои-

ные расходы + мость

Прямые затраты

на материалы =

+

Расходы на

продажу

+

Админист-

ративные

расходы

Кроме того, различают индивидуальную и среднеотраслевую себе­стоимость. Индивидуальная себестоимость свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции; среднеотраслевая — характеризует средние по отрасли затраты на производство данного из­делия. Она рассчитывается по формуле средневзвешенной из индиви­дуальных себестоимостей предприятий отрасли.

Наконец, существуют плановая и фактическая себестоимость. В рас­четы плановой себестоимости включаются максимально допустимые затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период. Фактическая себестоимость характе­ризует размер действительно затраченных средств на выпущенную про­дукцию.