6.2. Условия хранения документов
Постоянное хранение документов должно осуществляться в темноте. Это обеспечивается хранением документов в переплетах, папках, коробках, шкафах, на стеллажах закрытого типа, а также соблюдением установленного светового режима.
Размещение хранилищ в помещениях без окон допускается при наличии у них искусственной или естественной вентиляции воздуха с установленной кратностью воздухообмена.
Естественное освещение в хранилищах допускается рассеянным светом при условии применения на окнах светорассеивателей, автоматических регуляторов светового потока (специальных стекол), защитных фильтров, жалюзи, штор, нанесенных на стекло покрытий и т.п.
Для искусственного освещения в хранилищах применяются лампы накаливания в закрытых плафонах с гладкой наружной поверхностью. Допускается применение люминесцентных ламп с урезанным ультрафиолетовым участком спектра типа ЛБ, ЛХБ, ЛТБ.
Уровень освещенности в диапазоне видимого спектра не должен превышать: на вертикальной поверхности стеллажа, на высоте 1 м от пола — 20-50 лк, на рабочих столах — 100 лк.
Защита документов от разрушающего действия естественного и искусственного света должна осуществляться во всех помещениях архива при любых видах работы с документами.
Температурно-влажностный режим в хранилищах, оборудованных системами кондиционирования с воздуха, при хранении документов на бумажной основе должен
поддерживаться оптимальный температурно-влажностный режим: температура 17-19° С, относительная влажность воздуха 50—55%.
Температурно-влажностные параметры воздуха для надежного долговременного хранения аудиовизуальных и машиночитаемых (электронных) документов должны соответствовать нормам, приведенным в табл. 1.
В хранилищах с нерегулируемым климатом должны осуществляться мероприятия по оптимизации температурно-влажностного режима хранения с применением рационального отопления и проветривания помещений, а также механических средств увлажнения или осушения воздуха.
Резкие колебания (сезонные и в течение одних суток) температуры (±5°С) и относительной влажности воздуха (±10%) не допускаются.
При длительном стабильном нарушении режима хранения (7-10 суток), сопровождающимся повышением относительной влажности воздуха до 80-90%, принимаются меры по его нормализации (интенсивное проветривание, осушение хранилища).
В период технологической обработки документов допускается их временное хранение (до 2 мес.) в помещениях с нерегулируемым температурно-влажностным режимом при температуре 20±5° С и относительной влажностью воздуха 50±20%.
Температурно-влажностный режим хранения документов контролируется путем регулярного измерения температуры и относительной влажности комнатного и наружного воздуха в одно и то же время: в кондиционируемых помещениях — не реже 1 раза в неделю; в хранилищах с нерегулируемым климатом — 2 раза в неделю; при нарушениях режима хранения — 1 раз в сутки.
Показания контрольно-измерительных приборов фиксируются в специальных регистрационных журналах. В журналах также отражаются проверка правильности показаний приборов и меры, принятые по нормализации температурно-влажностного режима в случаях его нарушения.
Номенклатура применяемых контрольно-измерительных приборов (термометров, гигрометров, психрометров, электронных термогигрометров и т.п.), а также порядок измерения и регистрации параметров комнатного и наружного воздуха определяются действующими нормативными и методическими документами.
Контрольно-измерительные приборы монтируют на одном щитке, размещая их в главном проходе на стеллаже, вдали от отопительных и вентиляционных систем (контрольная точка). Устанавливают приборы в каждом хранилище по нормам: при комнатной системе — одна контрольная точка на комнату, при многоярусной — одна на ярус.
Хранилища и другие помещение архива должны содержаться в чистоте и образцовом порядке, исключающем возможность появления насекомых, грызунов, плесени и пыли; в них должны соблюдаться следующие требования санитарно-гигиенического режима.
В хранилищах проводится систематическая влажная уборка. Не реже одного раза в год следует проводить обеспыливание пылесосами стеллажей, шкафов, средств хранения (коробок, папок, упаковок). При этом цокольные части стеллажей, полы, плинтусы, подоконники протирают водными растворами антисептиков (формалина — 2%, катамина АБ — 5% и т.п.).
В хранилищах запрещается пребывание в верхней одежде, мокрой и грязной обуви, хранение любых посторонних предметов, использование пищевых продуктов, а также курение.
В хранилищах должна быть обеспечена свободная циркуляция воздуха, исключающая образование непроветриваемых зон устойчивого микроклимата, опасного в санитарно-биологическом отношении. Не допускается размещение документов на полу, подоконниках, в неразобранных кипах.
Окна в помещениях архива, открывающиеся в теплое время года, следует защищать сетками с диаметром ячеек не более 0,5 мм. Защитными сетками оборудуются также вентиляционные отверстия в стенах, потолках, полах хранилищ, наружные отверстия вентиляционных систем.
С целью своевременного обнаружения насекомых и плесневых грибов документы (выборочно) и помещения хранилищ должны 2 раза в год (в начале и по окончании отопительного сезона) подвергаться обязательному энтомологическому и микологическому осмотру. При обнаружении биологических вредителей принимаются немедленные меры подработке документов, средств хранения, хранилищ:
пораженные плесневыми грибами или насекомыми документы заворачивают в пленку или бумагу, изолируют в отдельном помещении (изоляторе) до решения вопроса о последующей передаче их на дезинфекцию или дезинсекцию, другую обработку;
стеллажи и шкафы, в которых хранились пораженные плесневыми грибами документы, протирают водными растворами антисептиков (формалина — 3% или катамина АБ — 5% и др.) и просушивают;
местную дезинсекцию хранилищ проводят инсектицидными аэрозольными препаратами, обрабатывая ими пол, плинтусы, окна, подоконники, стены на высоту до 1,5м;
при массовом поражении документов проводят дезинфекцию и дезинсекцию Хранилищ силами санэпидстанций или карантинных служб под контролем работников архива;
при плесневении стен, полов, потолков удаляют штукатурку и краску, обрабатывают поверхность водным 5%-ным раствором формалина, проводят ремонт с добавлением в строительные материалы растворов антисептика, устраняют причины увлажнения (протечек) помещений;
уничтожение грызунов проводят силами санэпидстанций. При проведении уборки и санитарно-гигиенической обработки применяемые средства (вода, антисептики и т.п.) не должны попадать на документы.
Для проведения санитарно-гигиенических работ предусматриваются санитарные дни.
При работах с документами в соответствии с требованиями санитарно-гигиенического режима запрещается касание руками поверхности графических материалов, рисунков, фотодокументов и документов магнитной записи, микроформ и
кинопленок; такие документы разрешается брать только за кромки (кинопленка, магнитная лента и т.п.) или защитный корпус (дискета, джеккет и т.п.).
- Министерство образования и науки российской федерации
- Введение
- Раздел 1. Государственная архивная служба и государственные архивы Лекция 1. Организация архивного дела на современном этапе
- Введение
- 1.1. Законодательная-нормативная база современного архивного дела
- 1.2. Развитие архивной деятельности в России с древних времен до конца XX века
- 1.3. Организация архивного дела на современном этапе
- Лекция 2. Классификация документов Архивного фонда рф
- 2.1. Архивный фонд Российской Федерации
- 2.2. Классификация архивных документов и дел Государственного архивного фонда Российской Федерации
- Лекция 3. Комплектование государственных архивов
- 3.1. Понятие и содержание комплектования архива
- 3.2. Принадлежность документов к комплексам общесоюзного, республиканского и местного значения
- Организация приема документов в архив
- Лекция 4. Экспертиза ценности документов (эцд) в государственном архиве
- Понятие экспертизы ценности документов
- Задачи и этапы экспертизы
- 4.3. Экспертные комиссии
- Лекция 5. Учет документов в государственном архиве
- Понятие государственного учета документов
- 5.2. Учетные документы архива
- Лекция 6. Технология обеспечения сохранности документов государственного архива
- 6.1. Требования к зданиям и помещениям архива
- 6.2. Условия хранения документов
- 6.3. Оборудование хранилищ средствами хранения
- 6.4. Размещение документов в хранилищах
- 6.5. Выдача документов из хранилища и прием их обратно
- Акт проверки наличия и состояния дел
- Форма карточки пофондового топографического указателя
- Лекция 7. Система научно-справочного аппарата к документам архивов
- Характеристика, принципы построения научно-справочного архива аппарата
- 7.2. Понятие архивного справочника
- 7.3. Описание документов
- Лекция 8. Система каталогов в архивах
- 8.1.Понятие архивного каталога
- 8.2. Порядок каталогизации архивных документов
- 8.3. Виды архивных каталогов
- Лекция 9. Путеводители и краткие справочники
- 9.1. Понятие и виды архивных путеводителей
- 9.2. Структура путеводителя
- Лекция 10. Обзоры документов и другие архивные справочники
- 10.1. Понятие обзора архивных документов
- 10.2. Система построения обзора
- А Арбуз 4, 7, 9
- Избирательная кампания, см. Кампания избирательная
- Лекция 11. Цели, направления и формы использования архивных документов
- 11.1. Основные направления, цели, формы использования архивных документов
- 11.2. Этапы поиска документной информации
- Образец оформления карты-заместителя дела
- Карта заместитель дела
- Форма заказа на выдачу дел (лицевая сторона)
- Форма акта о выдаче дел во временное пользование
- Форма листа использования документов
- Форма карты-заместителя дела
- Карта-заместитель дела
- Лекция 12. Организация работы государственного архива, планирование и отчетность архивных учреждений
- 12.1. Порядок работы архива
- 12.2. Планирование в архиве
- Список литературы