logo search
учет затрат и контроллинг

3.3. Позаказный метод калькулирования затрат

Позаказный метод в производственной сфере

Объектом учета затрат является заказ. Службы предприятия должны провести предварительную работу по оценке стоимости работ, связанных с выполнением заказа, и согласовать сроки изготовления заказа с заказчиком. Только после этого заключается договор, заказчик вносит частичную оплату и предприятие приступает к проектированию и изготовлению изделия для заказчика.

Предварительный этап. На заказ оформляют техническое задание, которое подписывает заказчик. В задании указывают основные технические параметры изделия, например, потребляемая мощность, производительность, выход годной продукции и т.д. Далее службы предприятия делают предварительное заключение о выполнимости требований заказчика. В ОГК составляют предварительную спецификацию на материалы, а также устанавливают степень новизны и сложности заказа. В ОГТ укрупненно рассчитывают трудоемкость работ и нормы расхода материалов. В производственном отделе оценивают сроки изготовления заказа, а в ПЭО - цену изделия. Только после этого с заказчиком подписывают договор, который регистрируется в журнале заказов предприятия.

Этап работы над заказом. Приступают к более детальному планированию работ, цель которого - определить цикл изготовления заказа (рис. 14). Для этого обычно используют программные продукты, в основу которых положены сетевые методы планирования и контроля хода выполнения работ.

Чем больше степень параллельности работ, тем в более короткие сроки может быть выполнен заказ. Центральная проблема метода калькулирования затрат в позаказной системе - это обоснованное распределение затрат предприятия по отдельным заказам. Если накладные расходы будут необоснованно перенесены с одного заказа на другой, то у одного заказчика цена изделия будет завышенной, а у другого, наоборот, занижена.

В калькуляции на изделие необходимо выделять отдельной статьей затраты на техническую подготовку производства (табл. 15). Для примера приводится калькуляция на резервуар объемом 100 м2, который был выполнен заводом на заказ.

Рис. 14. Стадии цикла изготовления заказа

Таблица 15

Калькуляция себестоимости резервуара, тыс. р.

Показатели

Затраты

Материалы

120

Заработная плата основных рабочих

40

Единый социальный налог на заработную плату основных рабочих

10

Затраты на техническую подготовку производства

15

База распределения косвенных расходов

материалы

зарплата

Накладные расходы (общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие)

48

20

Итого: полная себестоимость резервуара

233

205

Цена резервуара (при рентабельности 20 %)

280

246

Из состава накладных расходов предприятия были выделены затраты на подготовку производства и затем эти затраты были отнесены на резервуар методом АВ-костинга. На данное изделие пришлось, например, 15 тыс. р. Далее были рассмотрены две базы распределения накладных расходов предприятия - стоимость материалов и заработная плата основных рабочих. Методом корреляционного анализа было выявлено, что базой (драйвером затрат) является стоимость материалов. Если бы в качестве показателя распределения накладных расходов была взята заработная плата основных рабочих, то цена резервуара оказалась бы заниженной на 34 тыс. р. (280 - 246) (табл. 15). Следовательно, 34 тыс. р. переплатил бы другой заказчик предприятия.

Позаказный метод в сфере обслуживания

Фирмы, занимающиеся аудитом, оценкой стоимости имущества, маркетинговыми исследованиями и т. д. должны к договору по оказанию услуг прилагать расчет цены услуги. Договорная цена на обслуживание клиента устанавливается в два этапа. На первом этапе разрабатывается общий бюджет фирмы, а на втором рассчитывается цена отдельной услуги. Цена услуги может определяться различными способами: а) выявляется одна статья прямых затрат и одна база для отнесения накладных расходов на заказ; б) выделяется несколько статей прямых затрат и одна или несколько баз отнесения накладных расходов.

Таблица 16

Общий бюджет фирмы

Показатели

Сумма, тыс.р.

Оплата труда специалистов

380

Единый социальный налог на заработную плату специалистов (26 %)

99

Накладные расходы

1050

Итого затрат

1529

Прибыль до налогообложения (15 % от затрат)

229

Выручка (стр. 4 + стр. 5)

1758

Пример. Аудиторская фирма имеет следующий бюджет расходов и доходов по заключенным договорам (табл. 17).

Таблица 17

Общий бюджет

Показатели

Сумма, тыс.р.

Оплата труда специалистов

380

Единый социальный налог на заработную плату специалистов (26 %)

99

Накладные расходы

1050

Итого затрат

1529

Прибыль до налогообложения (15 % от затрат)

229

Выручка (стр. 4 + стр. 5)

1758

По одному из заказов на аудиторскую проверку предприятия были определены следующие затраты на оплату труда специалистов фирмы, (р.):

  1. главный специалист 1 чел. · 40 ч · 200 р. = 8000

  2. специалист 1 чел. ·80 ч ·180 р. =14 400

  3. старший ассистент 1 чел. · 160 ч · 100 р. =16000

  4. ассистенты 2 чел. · 150 ч · 70 р. = 21000

Итого затрат: 59400

Определить договорную цену на обслуживание клиента и прибыль по договору.

Решение. а) Выделим одну статью прямых затрат для данного договора - это заработная плата специалистов. Далее, исходя из бюджета фирмы, определим коэффициент наценки для расчета цены услуги 1758/380 = 4,63 р./р. и коэффициент, с помощью которого часть накладных расходов фирмы будет отнесена на данную услугу: 1050/380 = 2,76 р./р. Составим бюджет договора на проведение аудиторской проверки (табл. 18).

В бюджете договора на аудиторскую проверку и в бюджете фирмы соотношение между выручкой и затратами труда специалистов, а также между накладными расходами и оплатой труда специалистов одинаково.

Однако заказчику коэффициент наценки (4,63) и коэффициент отнесения накладных расходов (2,76) могут показаться чрезмерно большими.

Таблица 18

Бюджет договора на проведение аудиторской проверки

Показатели

Сумма, р.

Выручка, цена услуги (59 400 · 4,63)

275 022

Оплата труда специалистов

59 400

Единый социальный налог на заработную плату специалистов (26 %)

15 444

Накладные расходы по договору (59 400 ·2,76)

163 944

Итого затрат (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3)

238 788

Прибыль до налогообложения (стр. 1 - стр. 4)

36 234

В такой ситуации необходимо представить клиенту более детальные расчеты цены заказа. Для этого в составе накладных расходов необходимо найти как можно больше прямых затрат, которые можно отнести на заказ. В этом случае соответствующие коэффициенты будут меньше, и договор будет восприниматься клиентом с большим доверием. Однако прибыль аудиторской фирмы будет такой же.

б) За основу расчетов возьмем укрупненный бюджет договора (табл. 19). В составе накладных расходов выделим прямые затраты, например: копии - 1500 р.; телефонные переговоры - 2000 р.; эксплуатация компьютеров - 5000 р. Следовательно, накладные расходы следует уменьшить на эти суммы: 163 944 - (1500 + 2000 + 5000) = 155 444 р. (табл. 19). Суммарные прямые затраты в дальнейшем являются базой отнесения накладных расходов на заказ и основой для расчета цены заказа.

Таблица 19

Бюджет договора с несколькими статьями прямых затрат

Показатели

Сумма, р.

Выручка, цена услуги

275 022

Оплата труда специалистов

59 400

Единый социальный налог на заработную плату специалистов (26 %)

15 444

Копии

1500

Телефонные переговоры

2000

Эксплуатация компьютеров

5000

Итого прямых затрат (стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 + стр. 5 + стр. 6)

83 344

Накладные расходы по договору

155 444

Всего затрат (стр. 7 + стр. 8)

238 788

Прибыль до налогообложения (стр. 1 - стр. 9)

36 234

Цена услуги и прибыль по договору будут теми же самыми. Однако, коэффициент наценки уменьшится: 275 022/83 344 = 3,3 р./р., поскольку вырастут прямые затраты (прежнее значение коэффициента 4,63). Снизится и коэффициент отнесения накладных расходов на заказ: 155 444/83 344 = 1,87, против 2,76 в предыдущем расчете.