logo
учет затрат и контроллинг

4.2. Проблемы выбора системы калькулирования затрат

Система калькулирования затрат - это совокупность методов расчета затрат, отличающихся друг от друга: а) степенью разделения затрат по видам продукции, работ или услуг; б) индивидуальным или усредненным расчетом затрат по объектам учета; в) уровнем планирования и нормирования затрат.

В зависимости от типа производства, особенностей технологии и системы управления запасами менеджеры предприятия должны подобрать определенную совокупность методов калькулирования, которые и будут образовывать систему калькулирования затрат. Система калькулирования должна обеспечивать решение следующих задач:

  1. позволять объективно распределять затраты между видами продукции; между НП, остатками ГП на складе и реализованной продукцией;

  2. способствовать принятию взвешенных решений по изменению объемов производства и продаж продукции;

  3. достоверно планировать предстоящие затраты и контролировать их уровень.

Если предприятие имеет экстремальные характеристики в смысле размера, типа производства, или оно обладает радикальной системой управления запасами, то тем проще подобрать ему систему калькулирования затрат. Например, на малом предприятии обычно используется фактический метод, а на крупном - нормативный метод учета затрат. Если же тип производства единичный, то подойдет только позаказный метод, а если массовый - то попередельный метод калькулирования затрат. Техника работы предприятия «Точно в срок» позволяет радикально снизить уровень запасов на предприятии, следовательно, целесообразно использовать метод JIT- калькулирования затрат.

Сложнее подобрать систему калькулирования затрат для предприятия со средними характеристиками. Если предприятие среднее по размеру, то выбор методов калькулирования затрат более обширный, например, может использоваться нормативный, фактический или смешанный метод учета затрат. Если тип производства серийный, то по одним видам продукции могут рассчитываться средние, а по другим видам - индивидуальные затраты.

Если на предприятии наблюдаются сезонные колебания объемов производства, то метод директ-костинга применять нецелесообразно. Например, на заводе по производству удобрений зимой, когда объемы продаж небольшие и продукция оседает на складе будут показаны фиктивные убытки, а весной, когда будут продаваться удобрения из складских запасов, а также только что произведенные удобрения, у предприятия возникнет фиктивная прибыль. Если у предприятия нет четко выраженного сезонного колебания запасов, а сами запасы средние по величине, то с одинаковым успехом может применяться как метод директ-костинга, так и абзорпшен-костинга.

Если спрос на продукцию предприятия изменчив и менеджеры вынуждены принимать оперативные решения по уменьшению объемов производства одних видов продукции и увеличению других, то целесообразно применять метод директ-костинга, поскольку он позволяет отслеживать прибыль предприятия по величине выручки, а также планировать уровень покрытия постоянных затрат предприятия.

Таким образом, при разработке системы калькулирования затрат необходимо знать сильные и слабые стороны, а также границы применимости того или иного метода расчета затрат. Например, при нормативном методе учета затрат возникает проблема избыточного или недостаточного списания косвенных расходов на реализованную продукцию. Однако этот метод позволяет планировать затраты, а также дает представление о стандартном уровне затрат.

Продемонстрируем достоинства и недостатки директ- и абзорпшен-костинга, а также нормативного метода и метода учета затрат и учета затрат по факту на практическом примере. Тип производства - массовый, объект учета затрат - процесс в целом (попроцессная калькуляция затрат), так что будет определяться средняя себестоимость единицы продукции.

Из этого примера следует уяснить следующее.

  1. В директ-костинге выручка и прибыль изменяются в прямо пропорциональной зависимости. В абзорпшен-костинге связи между выручкой и прибылью может и не быть.

  2. В нормативном методе абзорпшен-костинга постоянные затраты возмещаются с избытком или с недостатком. Ставка распределения косвенных расходов между остатками ГП и реализованной продукцией одна и та же.

  3. В фактическом методе абзорпшен-костинга понятие возмещения косвенных расходов не существует. Ставка распределения косвенных расходов в каждом периоде времени имеет свое значение.

Пример. Показатели работы предприятия по кварталам текущего года показаны в табл. 34.

Таблица 34

Остатки готовой продукции и объемы реализации по кварталам года, тыс. ед.

Показатели

Квартал года

I

II

III

IV

Остаток ГП на начало квартала

30

-

-

30

Произведено ГП за квартал

150

150

170

140

Остаток ГП на конец квартала

-

-

30

10

Реализовано ГП

180

150

140

160

Из таблицы видно, что в I и IV кварталах объемы реализации больше объемов производства. Следовательно, продается продукция из остатков, имеющихся на складе. Во II квартале объемы производства и реализации одинаковы. В III квартале объемы реализации меньше объемов производства. Остатки готовой продукции с конца третьего квартала переходят на начало четвертого квартала в количестве 30 тыс. ед.

1. Цена единицы продукции - 10 р.

2. Переменные затраты на единицу продукции - 6 р.

  1. Постоянные косвенные цеховые расходы (РСЭО + ОПР) за квартал - 300 тыс. р., что соответствует квартальным нормативным объемам производства - 150 тыс. ед. продукции.

  2. Квартальные ОХР и коммерческие расходы являются условно-постоянными. Они считаются периодическими затратами метода абзорпшен-костинг.

Определить квартальную прибыль методом директ- и абзорпшен-костинга. Решение. Определим квартальную прибыль методом директ-костинга. Для этого используем данные табл. 34 и информацию о том, что переменные затраты на единицу продукции составляют 6, а цена единицы продукции - 10 р. Результаты расчета показаны в табл. 35.

Таблица 35

Расчет прибыли предприятия методом директ-костинга, тыс. р.

Показатели

Квартал года

I

II

III

IV

Остаток ГП на начало квартала по переменным затратам

30·6=180

-

-

180

Произведено за квартал по переменным затратам

150·6 = 900

900

1020

840

Остаток ГП на конец квартала по переменным затратам

-

-

180

60

Реализовано по переменным затратам (стр. 1 + стр. 2 - стр. 3)

1080

900

840

960

Выручка

180·10=1800

1500

1400

1600

Маржинальный доход (стр. 5 - стр. 4)

720

600

560

640

РСЭО + ОПР

300

300

300

300

ОХР и коммерческие расходы

118

115

114

116

Прибыль от продаж (стр. 6 - стр. 7 - стр. 8)

302

185

146

224

Итого годовая прибыль от продаж

857

Маржинальный доход - это выручка за вычетом переменных затрат (стр. 6 таблицы). Для того, чтобы у предприятия была прибыль (стр. 9 таблицы) необходимо, чтобы маржинальный доход был больше суммы постоянных затрат - суммы косвенных цеховых, общехозяйственных и коммерческих расходов. Следует обратить внимание на то, что в отличие от косвенных цеховых затрат, общехозяйственные и коммерческие расходы - полупостоянные, они подвержены квартальным колебаниям (стр. 8 таблицы), в отличие от цеховых расходов, которые действительно остаются неизменными (стр. 7 таблицы).

Сопоставляя числа в строках 5 и 9 можно прийти к выводу, что выручка и квартальная прибыль от продаж изменяются в прямо пропорциональной зависимости. Например, от I к II кварталу выручка уменьшилась с 1800 до 1500 тыс. р. и прибыль упала с 302 до 185 тыс. р. и наоборот, от III к IV кварталу выручка выросла с 1400 до 1600 тыс. р. и прибыль также увеличилась со 146 до 224 тыс. р. Такая взаимосвязь выручки с прибылью - это удобная особенность директ-костинга, поскольку менеджер предприятия может по величине выручки прогнозировать величину прибыли.

При использовании абзорпшен-костинга (табл. 36 и 37) прямо пропорциональной зависимости между выручкой и прибылью от продаж не обнаруживается.

При фактическом учете затрат ставки распределения (СР) общепроизводственных расходов между остатками продукции и реализацией в каждом квартале будут индивидуальными (табл. 36).

Таблица 36

Расчет прибыли методом абзорпшен-костинга. Фактический учет затрат. ОХР и коммерческие расходы – периодические

Показатели

Квартал года

I

II

III

IV

Остаток ГП на начало квартала по сокращенной себестоимости

30· (6+2) =240

-

-

30/(6+1,76)=233

Произведено по сокращенной себестоимости

150/(6+2)=1200

150/(6+2)=1200

170/(6+1,76)=1319

140/(6+2,14)=1140

Остаток ГП на конец квартала по сокращенной

себестоимости

-

-

30 · (6+1,76) =232

10 · (6+2,14) =80

Продано по сокращенной себестоимости

240+1200=1440

1200

1319 – 233=1087

233+1140 –80=1293

ОХР и коммерческие

расходы

118

115

114

116

Выручка

1800

1500

1400

1600

Прибыль от продаж

(стр. 6 - стр. 4 - стр. 5)

242

185

199

191

Итого годовая прибыль

от продаж

817

I и II кварталы: СР = 300 тыс. р./150 тыс. ед. = 2 р./ед.

  1. квартал: СР = 300 тыс. р./170 тыс. ед. = 1,76 р./ед.

  2. квартал: СР = 300 тыс. р./140 тыс. ед. = 2,14 р./ед.

В первом и втором кварталах объемы производства равны нормативным, поэтому ставка распределения (РСЭО + ОПР) равна нормативной - 2 р./ед. В третьем и четвертом кварталах она соответственно меньше и больше нормы, поскольку объемы производства в этих кварталах отличаются от нормативных. Следует обратить внимание на то, что в четвертом квартале остатки продукции на начало и конец квартала рассчитаны по разным фактическим ставкам. При учете затрат по факту все цеховые косвенные расходы поглощаются остатками и реализованной продукцией полностью, что нельзя сказать о нормативном методе (табл. 37).

В абзорпшен-костинге с нормативным учетом затрат ставки распределения во всех кварталах одинаковы: СР = 300 тыс. р./150 тыс. ед. = 2 р./ед. Поэтому косвенные цеховые расходы будут предварительно в течение квартала распределены по нормативной ставке 2 р./р., а затем скорректированы (возмещены) в большую или в меньшую сторону. По условию задачи величина цеховых косвенных расходов должна быть 300 тыс. р. Например, в третьем квартале произведено 170 тыс. ед. продукции, следовательно, по нормативной ставке следует начислить 170 ·2 = 340 тыс. р. цеховых расходов. При этом из этой суммы 60 тыс. р. (стр. 3 табл. 37) будет отнесено на остатки, а 280 тыс. р. - на реализованную продукцию (стр. 4 табл. 37). Следовательно, затраты предприятия были завышены на 40 тыс. р. по сравнению с фактическими затратами в 300 тыс. р. Прибыль от продаж необходимо увеличить на 40 тыс. р. - стр. 5 таблицы. В четвертом квартале было реализовано 160 тыс. ед., в том числе вся произведенная продукция в количестве 140 тыс. ед. и часть продукции из остатков величиной 20 тыс. ед. На остатки уже были начислены затраты в третьем квартале. В четвертом же квартале расчетная величина косвенных цеховых расходов 280 тыс. р. (140 · 2) оказалась меньше фактической на 20 тыс. р. Следовательно, прибыль от продаж завышена, и необходимо ее уменьшить на эту величину - стр. 5 табл. 37.

Таблица 37

Расчет прибыли методом абзорпшен-костинга. Нормативный учет затрат. ОХР и коммерческие расходы – периодические

Показатели

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

1. Остаток ГП на начало квартала по сокращенной себестоимости

30 · (6+2) = 240

-

-

30 · (6+2) = 240

2. Произведено по сокращенной себестоимости

150 · (6+2) =1200

150 · (6+2)=1200

170 · (6+2) = 1360

140 · (6+2) =1120

3. Остаток ГП на конец квартала по сокращенной себестоимости

-

-

30· (6+2) = 240

10· (6+2) = 80

4. Реализовано по сокращенным затратам

180· (6+2) = 1440

150· (6+2) =1200

140· (6+2) =1120

160· (6+2)= 1280

5. Возмещено на увеличение прибыли (+), на уменьшение прибыли (-)

-

-

+40

-20

6. ОХР и коммерческие расходы

118

115

114

116

7. Выручка

1800

1500

1400

1600

8. Прибыль от продаж с учетом возмещения расходов (стр. 7 - стр. 4 ±стр. 5 - стр. 6)

242

185

206

184

Итого годовая прибыль

817

Следует обратить внимание на то, что годовая прибыль в абзорпшен-костинге, рассчитанная фактическим и нормативным методом, одинакова - 817 тыс. р. Окончательно можно сделать следующие выводы.

  1. Если объемы производства равны объемам продаж, а величина незавершенного производства пренебрежительно мала, то прибыль, показанная методами директ- и абзорпшен-костинга, будет одинаковой. Чем существеннее отличия объемов продаж и объемов производства, тем больше разница, показанная этими двумя методами.

  2. В директ-костинге выручка всегда связана линейной зависимостью с прибылью, поэтому менеджер по величине выручки может отследить прибыль предприятия. В абзорпшен-костинге связь «выручка-прибыль» не всегда линейная. Например, с ростом выручки прибыль уменьшается, или с уменьшением выручки прибыль растет.

  3. Если предприятие имеет большие сезонные колебания объемов продаж, то у такого предприятия возникают фиктивные убытки и фиктивная прибыль. Например, у предприятия по производству удобрений зимой продажи маленькие, а все постоянные затраты нужно списывать на реализацию - возникают мнимые убытки. Весной распродаются запасы, накопленные зимой. Продажи больше, а постоянные затраты те же - появляется мнимая прибыль.