2.1. Финансовый, налоговый и управленческий учет на предприятии
С принятием в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения управленческого учета в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают вопросы как бухгалтерского учета в целом, так и управленческого учета в частности. Отдельная ветвь этой системы - налоговый учет.
В настоящее время в России формируется четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского, управленческого и налогового учета.
1 уровень - Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2) и Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Они регулируют применение бухгалтерского и управленческого учета. Налоговый кодекс РФ описывает требования к налоговому учету.
2 уровень - система национальных бухгалтерских стандартов - Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденные приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34Н, и нормативные акты Правительства РФ.
3 уровень - план счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н), а также другие нормативные акты, методические указания и рекомендации Министерства финансов РФ.
4 уровень - внутренние рабочие документы предприятий, разрабатываемые ими при формировании учетной политики на основании Положения «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.
Таким образом, в российском законодательстве сегодня присутствуют три учетные подсистемы: бухгалтерский (финансовый), налоговый и управленческий учет. Самой жесткой и наиболее четко прописанной является подсистема налогового учета. Наименее формализованным является управленческий учет. Это и понятно, поскольку пользователями данной информации являются менеджеры предприятия, работающие с конфиденциальными сведениями или с материалом, являющимся коммерческой тайной.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность предназначена акционерам, инвесторам, кредитным учреждениям, партнерам по бизнесу и поэтому правила ее составления должны быть четкими, общеизвестными и им всем понятными. Положения налогового учета не должны по-разному толковаться представителями государственной налоговой службы и главбухом предприятия. Однако из-за противоречивости нормативных правовых документов бухгалтеры поставлены в неопределенное состояние, поскольку иногда требования налогового учета могут вступать в конфликт с положениями учетной финансовой политики предприятия. В настоящее время ни в теории, ни на практике не решены вопросы выделения систем управленческого и финансового учета, а также аспекты их системной взаимосвязи на счетах. Управленческий учет не может подменить или заменить бухгалтерского учета и тем более служить базой для расчета налогов. Управленческий учет может решить задачи корпоративного управления, но не может служить основой публичной бухгалтерской отчетности. Затраты и результаты могут по-разному трактоваться в рамках бухгалтерского и налогового учета. В табл. 7 приведены только некоторые примеры.
Таблица 7
Варианты и способы учета затрат и результатов, предусмотренные бухгалтерским, управленческим и налоговым законодательством
Бухгалтерский и управленческий учет | Налоговый учет |
1 | 2 |
Способ (метод) начисления амортизации объектов основных средств | |
Начисление амортизации производится в течение всего срока полезного использования объектов |
Выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления. Начисление амортизации осуществляется в соответствии с нормой амортизации |
Порядок учета затрат на ремонт объектов основных средств | |
|
|
Порядок признания (списания) управленческих расходов | |
| Отсутствует вариантность способа. Управленческие расходы (косвенные расходы) в полном объеме относятся к расходам текущего периода |
Порядок признания (списания) коммерческих расходов | |
| Отсутствует вариантность способа. Для организаций, не осуществляющих торговую деятельность - в полном объеме относятся на расходы текущего периода. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность - коммерческие расходы уменьшают доходы от реализации текущего месяца |
Окончание табл. 7 | |
1 | 2 |
Порядок отражения в учете готовой продукции | |
| Отсутствует вариантность способа. Оценка остатков готовой продукции на складе определяется как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящихся на выпуск продукции в текущем месяце и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию |
Управленческий учет имеет одно существенное отличие от учета бухгалтерского. Бухучет оперирует только данными отчетного (прошедшего) периода времени, а в рамках управленческого учета менеджеры могут прогнозировать затраты и доходы предприятия. Поэтому управленческий учет располагает более разнообразным набором затрат по сравнению с другими учетными системами. Например, при принятии решений во внимание могут приниматься вмененные затраты, прогрессивные и дигрессивные переменные затраты, дискретные и предельные затраты.
- Оглавление
- Введение
- Модуль 1. Сущность управления затратами предприятия
- 1.1. Управление затратами предприятия
- 1.2. Понятия «расходы» и «затраты» предприятия
- 1.3. Классификация затрат
- 1.3.1. Классификация расходов (затрат) в бухгалтерском и налоговом законодательствах
- 1.3.2. Классификация и содержание затрат на производство продукции и определение прибыли
- 1.3.3. Классификация затрат на производство по экономическим элементам
- 1.4. Классификация производственных затрат по статьям расхода
- 1.5. Классификация производственных затрат для принятия управленческих решений краткосрочного характера
- 1.6. Классификация затрат для осуществления контроля и регулирования
- Модуль 2. Концепция управления затратами на предприятии
- 2.1. Финансовый, налоговый и управленческий учет на предприятии
- 2.2. Процесс управления затратами
- 2.3. Классификация затрат
- Модуль 3. Планирование и калькулирование затрат
- 3.1. Системы и методы калькулирования затрат
- 3.2. Смешанные методы калькулирования затрат
- 3.3. Позаказный метод калькулирования затрат
- 3.4. Попередельный метод калькулирования затрат
- 3.5. Методы калькулирования затрат: абзорпшен-костинг и директ-костинг
- 3.6. Нормативный метод калькулирования затрат
- Счет «затраты на производство продукции»
- Модуль 4. Некоторые аспекты принятия решений в сфере управления затратами
- 4.1. Проблемы выбора базы распределения косвенных расходов
- 4.2. Проблемы выбора системы калькулирования затрат
- 4.3. Принятие решений об объемах производства продукции при наличии ограничивающих факторов
- Модуль 5. Контроллинг в системе управления организацией
- Тест для самопроверки
- Темы рефератов
- Перечень экзаменационных вопросов
- Библиографический список
- 153000, Г. Иваново, пр. Ф.Энгельса,7