Счет «затраты на производство продукции»
Дебет | Кредит |
Поступил металл стоимостью 30000 р. | Нормативные возвратные отходы: 1800 р. Передано на следующий процесс продукции на сумму: 2000 кг.·11,75 р./кг.=23500 р. Брак: 400 кг ·11,75 р./кг.=4700 руб. |
Итого: 30000 р. | Итого: 30000 р. |
Следует обратить внимание на то, что как фактический выход годной продукции в количестве 2000 кг, так и брак в количестве 400 кг учитываются по одной и той же нормативной себестоимости - 11,75 р./кг.
Проведем отклонения от установленных нормативов по контрольным счетам: «нормативные потери» и «сверхнормативные потери»:
Счет «нормативные потери» | Счет «сверхнормативные потери» | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
1800 р. (с кредита счета «затраты») | 200 кг · 3р./кг =600 р. (продано отходов) 1200 р. (убытки) | 4700 р. (с кредита счета «затраты») | 400 кг · 6 р./кг = 2400 р. (продано брака) 2З00 р. (убытки) |
Итого: 1800 | Итого: 1800 | Итого: 4700 | Итого: 4700 |
Предприятие несет убытки дважды: во-первых, из-за того, что не вся стружка и обрезки были проданы как лом металла - 1200 р.; во-вторых, это убытки от брака в сумме 2300 р. Впоследствии эта сумма должна быть взыскана с виновника брака. Выручка от продажи возвратных отходов и от реализации бракованной продукции должна быть списана в дебет контрольного счета «расчетный счет», а убытки - в дебет контрольного счета «прибыль и убытки»:
Счет «расчетный счет» | Счет «прибыль и убытки» |
600 р. (с кредита «нормативные потери»); | 1200 р. убытков (с кредита «нормативные потери»); |
2400 р. (с кредита «сверхнормативные потери») | 2300 р. убытков (с кредита «сверхнормативные потери») |
Итого: 3000 р. | Итого: 3500 р. |
Итак, выручка от реализации отходов и бракованной продукции составила 3000 р., а общая сумма убытков - 3500 р. Рассчитаем фактическую себестоимость металлоизделий. По денежным средствам:
По затратам:
Фактическая себестоимость оказалась больше нормативной: 13,5 против 11,75 р./кг за счет снижения выпуска годной продукции с 2400 до 2000 кг, а также за счет неполной реализации на сторону стружки и обрезков металла. Если в будущем отходы будут полностью проданы, а виновник брака возместит убытки в сумме 2300 р., то себестоимость металлоизделий будет соответствовать нормативу.
Существуют нестабильные технологические процессы, в которых выход годной продукции подвержен случайным колебаниям. Это некоторые химические процессы, производство полупроводников и т.д. В таких процессах возможен выход продукции сверх установленного норматива. Сверхнормативный выход продукции возможен только за счет соответствующего снижения нормативных отходов. Сверхнормативный выход продукции учитывается по дебету счета «затраты на производство продукции».
Пример. В технологическом процессе было использовано 1200 литров жидкости стоимостью 12 000 р. Нормативные отходы предусмотрены в объеме 200 литров. Нормативные отходы реализуются на сторону по цене 5 р./л. Процесс производства нестабильный и в отчетном периоде удалось добиться сверхнормативного выхода продукции в количестве 50 литров. Осуществить учет затрат и доходов, не принимая во внимание затраты на обработку.
Решение. По формуле (2) определим нормативную себестоимость одного литра продукции:
Очевидно, что стоимость нормативных возвратных отходов 1000 р. (200 л · 5 р.). Нормативный выход годной продукции составляет по объему 1000 л (1200 л - 200 л) при условии, что не произойдет случайных отклонений. В отчетном периоде такие отклонения произошли в благоприятную сторону, так что фактический выход продукции будет на 50 л больше. Естественно, что объем нормативных потерь будет на 50 л меньше, но это отклонение будет показано только на контрольном счете «нормативные потери». Составим контрольный счет «затраты на производство продукции»:
Счет «затраты на производство продукции»
Дебет | Кредит |
Поступила жидкость стоимостью 12000 руб. Сверхнормативный выход: 50 л.·11р./л.=550 р. | Нормативные возвратные отходы: 1000 руб. Передано на следующий процесс продукции на сумму: 1050 л.·11 р./л.=11550 р. |
Итого: 12550 р. | Итого: 12550 р. |
Следует обратить внимание на то, что фактический выход годной продукции в количестве 1050 л учитывается по нормативной себестоимости - 11 р./л по кредиту счета, а сверхнормативный выход (50 л) - по дебету счета «затраты на производство продукции».
Проведем отклонения от установленных нормативов по контрольным счетам: «нормативные потери» «сверхнормативные доходы»:
Счет «нормативные потери» | Счет «сверхнормативные доходы» | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
1000 р. (с кредита счета «затраты») | 150л.·5р./л=750 р. (продано отходов); 250 р. (убытки) | 550 р. (в кредит счета «прибыль и убытки») | 550 р. (с дебета счета «затраты») |
Итого: 1000 | Итого: 1000 | Итого: 550 | Итого: 550 |
Предприятие несет, с одной стороны, убытки из-за того, что произошло снижение нормативных возвратных отходов с 200 л до 150 л (счет «нормативные потери»), а с другой - предприятие имеет дополнительную прибыль от сверхнормативного выхода продукции объемом 50 л стоимостью 550 р. Выручка от продажи возвратных отходов должна быть списана в дебет контрольного счета «расчетный счет». Объемы сверхнормативного выхода продукции - в кредит контрольного счета «прибыль и убытки», убытки от снижения не проданных возвратных отходов - в дебет этого же счета:
Счет «расчетный счет» | Счет «прибыль и убытки» | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
750 р. (с кредита «нормативные потери») |
| 250 р. убытков (с кредита «нормативные потери») | 550 р. (с дебета «сверхнормативный выход продукции») |
Итого: 750 р. |
| Итого: 300 р. |
|
Итак, выручка от реализации отходов составила 750 р., а общая сумма прибыли - 300 р. Рассчитаем фактическую себестоимость одного литра продукции. По денежным средствам:
По затратам:
Фактическая себестоимость оказалась меньше нормативной: 10,71 против 11 р./л за счет увеличения выпуска годной продукции с 1000 до 1050 л.
Учет косвенных затрат по видам продукции
По видам продукции, согласно стандартам бухгалтерского учета, в обязательном порядке распределяются только расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и общепроизводственные расходы. В директ-костинге - это переменные РСЭО и ОПР; в абзорпшен-костинге - это общая сумма этих расходов. Аналогично РСЭО и ОПР распределяются между остатками продукции на складе, незавершенным производством и реализованной продукцией.
При распределении общепроизводственных расходов или эксплуатационных расходов по видам продукции можно использовать либо единую ставку, либо цеховые ставки отнесения косвенных расходов. Единая ставка рассчитывается по нормативным данным в целом по всему предприятию. Цеховые ставки устанавливаются индивидуально для каждого цеха. Разберем преимущества и недостатки единой и цеховых ставок на примере.
Пример. Базой распределения ОПР по видам продукции, производимым в цехах, является нормативное время, отработанное рабочими в цехах или в целом по заводу. Расчет соответствующих ставок приведен в табл. 27. Предположим, что бухгалтерия списывает затраты на каждый цех по единой ставке по мере поступления данных об отработанном времени из цехов, где производятся различные виды продукции. Тогда на цехи А, В и С будут списаны одинаковые суммы общепроизводственных расходов: 2·20 000 = 40 000 р., поскольку в цехах основные рабочие имеют одинаковую выработку, измеряемую в нормо-часах. В результате окажется, что затраты цеха В были несправедливо перераспределены по единой ставке на цехи А и С (табл. 27). Если же использовать цеховые ставки, то затраты будут списаны адекватно: цех А - 0,6 · 20 000 = 12 000 р.; цех В - 5 ·20 000 = 100 000 р.; цех С - 0,6 ·20 000 = 12 000 р., при условии, что все затраты в цехах находятся на уровне нормативных значений.
Таблица 27
Пример расчета единых и цеховых ставок распределения общепроизводственных
расходов
Показатель | Цех | Итого | ||
| А | В | С |
|
ОПР, р. | 12 000 | 100 000 | 8 000 | 120 000 |
Время, отработанное рабочими, нормо-часы | 20 000 | 20 000 | 20 000 | 60 000 |
Цеховая ставка, р./ч | 0,6 | 5 | 0,4 | - |
Единая ставка, р./ч | - | - | - | 2 |
Единую ставку можно применять только в том случае, когда затраты или показатели работы цехов сильно не отличаются. В данном примере время, отработанное рабочими в цехах, одинаково, а общепроизводственные расходы по цехам отличаются на порядок, поэтому единую ставку использовать нецелесообразно.
На практике фактические значения затрат обычно отличаются от нормативных. Поэтому возникает проблема списания фактических отклонений значений затрат от нормативных величин. Возмещение косвенных расходов с избытком или недостатком возникает только при нормативном методе учета затрат. Отклонение фактических затрат от нормативных величин считается случайным и поэтому все отклонения списываются общей суммой на продукцию, которая была реализована в отчетном периоде. Эти случайные отклонения никак не влияют на себестоимость незавершенного производства и на себестоимость остатков ГП, которые учитываются по нормативной себестоимости (рис. 16). Преимущества такой схемы списания отклонений заключаются в следующем.
Себестоимость НП и остатков ГП всегда отражается в учете по нормативной величине. Это существенно упрощает процесс учета остатков по сравнению с фактическим методом учета затрат, поскольку отпадает необходимость пересчитывать фактическую себестоимость остатков ГП и НП в конце каждого отчетного периода.
Нормативы незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе упрощают процесс планирования и управления оборотными средствами предприятия в целом.
Отклонения должны быть действительно случайными и небольшими по величине. Это возможно только в том случае, когда правильно выбраны базы распределения косвенных расходов и для каждого основного цеха установлены свои индивидуальные цеховые ставки распределения общепроизводственных расходов.
Недостатки нормативного метода учета затрат: 1) всегда возникают отклонения, которым требуется найти объяснения; 2) нормативная система акцентирует внимание персонала на нормах и нормативах, что сковывает инициативу и творческие наклонности сотрудников.
В табл. 28 показан пример расчета отклонений в рамках нормативного метода учета затрат.
Рис. 16. Схема списания фактических отклонений величины ОПР от их нормативного значения
Таблица 28
Пример расчета фактических отклонений ОПР от их нормативной величины
Нормативные показатели | Первый вариант фактических затрат | Второй вариант фактических затрат | |||
ОПР, р. | Время, нормо-часы | ОПР, р. | Время, ч | ОПР, р. | Время, ч |
200 000 | 100 000 | 200 000 | 90 000 | 195 000 | 100 000 |
Нормативная ставка отнесения косвенных затрат: 200 000 / 100 000 = 2 р./ч | Затраты, списанные по нормативной ставке: 90 000 ·2 = 180 000 р. Отклонение: 20 000 р. с недостатком | Затраты, списанные по нормативной ставке: 100 000 · 2 = 200 000 р. Отклонение: 5000 р. с избытком |
В первом варианте расчетная величина ОПР была списана с недостатком в 20 000 р. по сравнению с фактическим значением косвенных расходов в 200 000 р. Прибыль предприятия оказалась завышенной, необходимо дополнительно отнести 20 000 р. затрат на реализованную продукцию. Во втором варианте расчетная величина ОПР (200 000 р.) оказалась завышенной по сравнению с фактическим значением косвенных расходов (195 000 р.). Прибыль предприятия оказалась заниженной на 5000 р. Необходимо снять 5000 р. затрат с реализованной продукции.
Эти отклонения не распределяются по видам продукции, работ и услуг, а списываются общей суммой на результаты финансовой деятельности предприятия.
- Оглавление
- Введение
- Модуль 1. Сущность управления затратами предприятия
- 1.1. Управление затратами предприятия
- 1.2. Понятия «расходы» и «затраты» предприятия
- 1.3. Классификация затрат
- 1.3.1. Классификация расходов (затрат) в бухгалтерском и налоговом законодательствах
- 1.3.2. Классификация и содержание затрат на производство продукции и определение прибыли
- 1.3.3. Классификация затрат на производство по экономическим элементам
- 1.4. Классификация производственных затрат по статьям расхода
- 1.5. Классификация производственных затрат для принятия управленческих решений краткосрочного характера
- 1.6. Классификация затрат для осуществления контроля и регулирования
- Модуль 2. Концепция управления затратами на предприятии
- 2.1. Финансовый, налоговый и управленческий учет на предприятии
- 2.2. Процесс управления затратами
- 2.3. Классификация затрат
- Модуль 3. Планирование и калькулирование затрат
- 3.1. Системы и методы калькулирования затрат
- 3.2. Смешанные методы калькулирования затрат
- 3.3. Позаказный метод калькулирования затрат
- 3.4. Попередельный метод калькулирования затрат
- 3.5. Методы калькулирования затрат: абзорпшен-костинг и директ-костинг
- 3.6. Нормативный метод калькулирования затрат
- Счет «затраты на производство продукции»
- Модуль 4. Некоторые аспекты принятия решений в сфере управления затратами
- 4.1. Проблемы выбора базы распределения косвенных расходов
- 4.2. Проблемы выбора системы калькулирования затрат
- 4.3. Принятие решений об объемах производства продукции при наличии ограничивающих факторов
- Модуль 5. Контроллинг в системе управления организацией
- Тест для самопроверки
- Темы рефератов
- Перечень экзаменационных вопросов
- Библиографический список
- 153000, Г. Иваново, пр. Ф.Энгельса,7