3.3. Позаказный метод калькулирования затрат
Позаказный метод в производственной сфере
Объектом учета затрат является заказ. Службы предприятия должны провести предварительную работу по оценке стоимости работ, связанных с выполнением заказа, и согласовать сроки изготовления заказа с заказчиком. Только после этого заключается договор, заказчик вносит частичную оплату и предприятие приступает к проектированию и изготовлению изделия для заказчика.
Предварительный этап. На заказ оформляют техническое задание, которое подписывает заказчик. В задании указывают основные технические параметры изделия, например, потребляемая мощность, производительность, выход годной продукции и т.д. Далее службы предприятия делают предварительное заключение о выполнимости требований заказчика. В ОГК составляют предварительную спецификацию на материалы, а также устанавливают степень новизны и сложности заказа. В ОГТ укрупненно рассчитывают трудоемкость работ и нормы расхода материалов. В производственном отделе оценивают сроки изготовления заказа, а в ПЭО - цену изделия. Только после этого с заказчиком подписывают договор, который регистрируется в журнале заказов предприятия.
Этап работы над заказом. Приступают к более детальному планированию работ, цель которого - определить цикл изготовления заказа (рис. 14). Для этого обычно используют программные продукты, в основу которых положены сетевые методы планирования и контроля хода выполнения работ.
Чем больше степень параллельности работ, тем в более короткие сроки может быть выполнен заказ. Центральная проблема метода калькулирования затрат в позаказной системе - это обоснованное распределение затрат предприятия по отдельным заказам. Если накладные расходы будут необоснованно перенесены с одного заказа на другой, то у одного заказчика цена изделия будет завышенной, а у другого, наоборот, занижена.
В калькуляции на изделие необходимо выделять отдельной статьей затраты на техническую подготовку производства (табл. 15). Для примера приводится калькуляция на резервуар объемом 100 м2, который был выполнен заводом на заказ.
Рис. 14. Стадии цикла изготовления заказа
Таблица 15
Калькуляция себестоимости резервуара, тыс. р.
Показатели | Затраты | |
Материалы | 120 | |
Заработная плата основных рабочих | 40 | |
Единый социальный налог на заработную плату основных рабочих | 10 | |
Затраты на техническую подготовку производства | 15 | |
| База распределения косвенных расходов | |
материалы | зарплата | |
Накладные расходы (общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие) | 48 | 20 |
Итого: полная себестоимость резервуара | 233 | 205 |
Цена резервуара (при рентабельности 20 %) | 280 | 246 |
Из состава накладных расходов предприятия были выделены затраты на подготовку производства и затем эти затраты были отнесены на резервуар методом АВ-костинга. На данное изделие пришлось, например, 15 тыс. р. Далее были рассмотрены две базы распределения накладных расходов предприятия - стоимость материалов и заработная плата основных рабочих. Методом корреляционного анализа было выявлено, что базой (драйвером затрат) является стоимость материалов. Если бы в качестве показателя распределения накладных расходов была взята заработная плата основных рабочих, то цена резервуара оказалась бы заниженной на 34 тыс. р. (280 - 246) (табл. 15). Следовательно, 34 тыс. р. переплатил бы другой заказчик предприятия.
Позаказный метод в сфере обслуживания
Фирмы, занимающиеся аудитом, оценкой стоимости имущества, маркетинговыми исследованиями и т. д. должны к договору по оказанию услуг прилагать расчет цены услуги. Договорная цена на обслуживание клиента устанавливается в два этапа. На первом этапе разрабатывается общий бюджет фирмы, а на втором рассчитывается цена отдельной услуги. Цена услуги может определяться различными способами: а) выявляется одна статья прямых затрат и одна база для отнесения накладных расходов на заказ; б) выделяется несколько статей прямых затрат и одна или несколько баз отнесения накладных расходов.
Таблица 16
Общий бюджет фирмы
Показатели | Сумма, тыс.р. |
Оплата труда специалистов | 380 |
Единый социальный налог на заработную плату специалистов (26 %) | 99 |
Накладные расходы | 1050 |
Итого затрат | 1529 |
Прибыль до налогообложения (15 % от затрат) | 229 |
Выручка (стр. 4 + стр. 5) | 1758 |
Пример. Аудиторская фирма имеет следующий бюджет расходов и доходов по заключенным договорам (табл. 17).
Таблица 17
Общий бюджет
Показатели | Сумма, тыс.р. |
Оплата труда специалистов | 380 |
Единый социальный налог на заработную плату специалистов (26 %) | 99 |
Накладные расходы | 1050 |
Итого затрат | 1529 |
Прибыль до налогообложения (15 % от затрат) | 229 |
Выручка (стр. 4 + стр. 5) | 1758 |
По одному из заказов на аудиторскую проверку предприятия были определены следующие затраты на оплату труда специалистов фирмы, (р.):
главный специалист 1 чел. · 40 ч · 200 р. = 8000
специалист 1 чел. ·80 ч ·180 р. =14 400
старший ассистент 1 чел. · 160 ч · 100 р. =16000
ассистенты 2 чел. · 150 ч · 70 р. = 21000
Итого затрат: 59400
Определить договорную цену на обслуживание клиента и прибыль по договору.
Решение. а) Выделим одну статью прямых затрат для данного договора - это заработная плата специалистов. Далее, исходя из бюджета фирмы, определим коэффициент наценки для расчета цены услуги 1758/380 = 4,63 р./р. и коэффициент, с помощью которого часть накладных расходов фирмы будет отнесена на данную услугу: 1050/380 = 2,76 р./р. Составим бюджет договора на проведение аудиторской проверки (табл. 18).
В бюджете договора на аудиторскую проверку и в бюджете фирмы соотношение между выручкой и затратами труда специалистов, а также между накладными расходами и оплатой труда специалистов одинаково.
Однако заказчику коэффициент наценки (4,63) и коэффициент отнесения накладных расходов (2,76) могут показаться чрезмерно большими.
Таблица 18
Бюджет договора на проведение аудиторской проверки
Показатели | Сумма, р. |
Выручка, цена услуги (59 400 · 4,63) | 275 022 |
Оплата труда специалистов | 59 400 |
Единый социальный налог на заработную плату специалистов (26 %) | 15 444 |
Накладные расходы по договору (59 400 ·2,76) | 163 944 |
Итого затрат (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3) | 238 788 |
Прибыль до налогообложения (стр. 1 - стр. 4) | 36 234 |
В такой ситуации необходимо представить клиенту более детальные расчеты цены заказа. Для этого в составе накладных расходов необходимо найти как можно больше прямых затрат, которые можно отнести на заказ. В этом случае соответствующие коэффициенты будут меньше, и договор будет восприниматься клиентом с большим доверием. Однако прибыль аудиторской фирмы будет такой же.
б) За основу расчетов возьмем укрупненный бюджет договора (табл. 19). В составе накладных расходов выделим прямые затраты, например: копии - 1500 р.; телефонные переговоры - 2000 р.; эксплуатация компьютеров - 5000 р. Следовательно, накладные расходы следует уменьшить на эти суммы: 163 944 - (1500 + 2000 + 5000) = 155 444 р. (табл. 19). Суммарные прямые затраты в дальнейшем являются базой отнесения накладных расходов на заказ и основой для расчета цены заказа.
Таблица 19
Бюджет договора с несколькими статьями прямых затрат
Показатели | Сумма, р. |
Выручка, цена услуги | 275 022 |
Оплата труда специалистов | 59 400 |
Единый социальный налог на заработную плату специалистов (26 %) | 15 444 |
Копии | 1500 |
Телефонные переговоры | 2000 |
Эксплуатация компьютеров | 5000 |
Итого прямых затрат (стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 + стр. 5 + стр. 6) | 83 344 |
Накладные расходы по договору | 155 444 |
Всего затрат (стр. 7 + стр. 8) | 238 788 |
Прибыль до налогообложения (стр. 1 - стр. 9) | 36 234 |
Цена услуги и прибыль по договору будут теми же самыми. Однако, коэффициент наценки уменьшится: 275 022/83 344 = 3,3 р./р., поскольку вырастут прямые затраты (прежнее значение коэффициента 4,63). Снизится и коэффициент отнесения накладных расходов на заказ: 155 444/83 344 = 1,87, против 2,76 в предыдущем расчете.
- Оглавление
- Введение
- Модуль 1. Сущность управления затратами предприятия
- 1.1. Управление затратами предприятия
- 1.2. Понятия «расходы» и «затраты» предприятия
- 1.3. Классификация затрат
- 1.3.1. Классификация расходов (затрат) в бухгалтерском и налоговом законодательствах
- 1.3.2. Классификация и содержание затрат на производство продукции и определение прибыли
- 1.3.3. Классификация затрат на производство по экономическим элементам
- 1.4. Классификация производственных затрат по статьям расхода
- 1.5. Классификация производственных затрат для принятия управленческих решений краткосрочного характера
- 1.6. Классификация затрат для осуществления контроля и регулирования
- Модуль 2. Концепция управления затратами на предприятии
- 2.1. Финансовый, налоговый и управленческий учет на предприятии
- 2.2. Процесс управления затратами
- 2.3. Классификация затрат
- Модуль 3. Планирование и калькулирование затрат
- 3.1. Системы и методы калькулирования затрат
- 3.2. Смешанные методы калькулирования затрат
- 3.3. Позаказный метод калькулирования затрат
- 3.4. Попередельный метод калькулирования затрат
- 3.5. Методы калькулирования затрат: абзорпшен-костинг и директ-костинг
- 3.6. Нормативный метод калькулирования затрат
- Счет «затраты на производство продукции»
- Модуль 4. Некоторые аспекты принятия решений в сфере управления затратами
- 4.1. Проблемы выбора базы распределения косвенных расходов
- 4.2. Проблемы выбора системы калькулирования затрат
- 4.3. Принятие решений об объемах производства продукции при наличии ограничивающих факторов
- Модуль 5. Контроллинг в системе управления организацией
- Тест для самопроверки
- Темы рефератов
- Перечень экзаменационных вопросов
- Библиографический список
- 153000, Г. Иваново, пр. Ф.Энгельса,7