1.3.1. Классификация расходов (затрат) в бухгалтерском и налоговом законодательствах
В бухгалтерском законодательстве в соответствии с ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к изменению капитала этой организации, за исключением вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходами является такое выбытие экономических выгод по определению, которое приводит к уменьшению собственного капитала, за исключением распределения его между собственниками.
Не признается расходами фирмы выбытие активов:
суммы от продажи товаров, перечисленные посредником в пользу комитента (доверителя, принципала);
в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства и т.п.);
суммы, перечисленные в порядке предоплаты материальных ценностей, работ или услуг;
суммы, выданные в качестве задатка, аванса в счет оплаты материально-производственных запасов, работ, услуг;
суммы, перечисленные в погашение кредита или займа, ранее полученного фирмой;
вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций других акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи).
Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
сумма расхода может быть определена;
имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод.
Если в отношении любых расходов, осуществляемых организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете фирмы признается дебиторская задолженность.
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
В зависимости от времени реализации управленческих решений расходы, связанные с этими решениями, подразделяются на расходы текущего периода, осуществление которых происходит в течение отчетного периода (месяц, квартал, год), и расходы будущих периодов.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров; с выполнением работ и оказанием услуг.
Если предметом деятельности организации является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.
Если предметом деятельности является участие в уставных капиталах других организаций, то расходами по обычным видам деятельности являются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.
Расходы по обычным видам деятельности формируют:
расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных вне оборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии; коммерческие и управленческие расходы и др.).
Для целей формирования фирмой финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг на базе расходов по обычным видам деятельности, принимаемых как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.
При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости продаваемых товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
К расходам наряду с расходами от обычных видов деятельности относятся также и прочие расходы. Приказом МФ РФ от 18 сентября 2006 г. № 115Н и № 116Н прочие расходы, как и доходы, не нужно разделять на операционные, внереализационные и чрезвычайные. Они отражаются одной строкой. Этим самым снято расхождение между классификацией расходов (доходов) по этому направлению между бухгалтерским и налоговым учетами.
К прочим расходам относятся проценты к уплате. Здесь отражаются проценты, которые фирма должна заплатить по полученным кредитам и займам, облигациям и акциям. Исключение составляют платежи по займам, взятым для покупки инвестиционных активов. Такие проценты до момента оприходования активов учитываются в себестоимости купленного имущества. Если же проценты начислены уже после принятия инвестиционного актива к учету, в этом случае они относятся к прочим расходам.
Отметим, что проценты по заемным средствам, которые не направлены на покупку инвестиционных активов, можно списать единовременно, то есть точно так же, как и в налоговом учете. Дело в том, что приказом Минфина России от 12 декабря 2005 г. № 147Н из ПБУ 6/01 «Учет основных средств» с 1 января 2006 г. исключена норма, где прямо говорилось, что проценты следует учитывать по первоначальной стоимости основных средств.
При этом случай, когда проценты увеличивают стоимость имущества, рассмотрен в ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». А именно: когда основные средства являются амортизируемыми инвестиционными активами и проценты начислены до 1-го числа месяца, следующего за тем, когда они были введены в эксплуатацию.
Согласно п. 13 ПБУ 15/01 к инвестиционным активам относятся объекты основных средств, требующие большего времени и затрат на приобретение и (или) строительство. Но в ПБУ 15/01 не уточняется, как определить длительность подготовки или строительства. Поэтому организация имеет право устанавливать этот критерий в своей учетной политике самостоятельно:
расходы, связанные с предоставлением активов за плату во временное использование;
расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием имущества фирмы (основных средств, нематериальных активов, материалов и т.д.);
расходы по оплате услуг, оказываемых кредитными организациями, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты);
признанные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
отрицательные курсовые разницы;
суммы уценки активов;
убытки, возмещаемые другим фирмам;
суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности. Причем списывать безнадежные долги следует с учетом НДС, что вытекает из письма МФ России от 9 июля 2004 г. № 00-0305/2/47, а также из письма МНС России от 5 сентября 2003 г. № ВГ-6-02/945(а);
отчисления в оценочные резервы, а также штрафы и пени по налогам. Заметим, что к оценочным резервам в бухгалтерском учете относятся резервы под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценивание вложений в ценные бумаги и по сомнительным долгам;
расходы на компенсацию последствий стихийных бедствий.
Прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.
Наряду с общей величиной расходов можно выделить расходы от каждого вида бизнеса, так же как и доходы от них. При этом расшифровываются только существенные доходы и соответствующие им расходы. Напомним, что существенной считается выручка, которая составляет более 5% общей суммы доходов фирмы, что определено в п. 18.1 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Это правило касается и расходов.
До сих пор рассматривалась классификация расходов применительно к бухгалтерскому учету.
Классификация выбытия экономических выгод по видам расходов в соответствии с главой 25 НК РФ имеет место расхождение в содержании понятия «расходы», применительно к целям бухгалтерского и налогового учета.
К условиям признания расходов, которые предусмотрены для целей бухгалтерского учета, добавляется еще два: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Например, если фирма оплатила услуги кадрового агентства, а предложенные соискатели не подошли на должность, то такие расходы будут экономически не обоснованными и не уменьшат налогооблагаемую прибыль (по бухгалтерскому же учету такие расходы включаются в расходы по набору сотрудников и относятся к прочим расходам).
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Расходы же текущего периода для целей налогообложения подразделяются на две группы: связанные с производством и реализацией продукции (услуг), т.е. себестоимость продукции и прочие расходы.
- Оглавление
- Введение
- Модуль 1. Сущность управления затратами предприятия
- 1.1. Управление затратами предприятия
- 1.2. Понятия «расходы» и «затраты» предприятия
- 1.3. Классификация затрат
- 1.3.1. Классификация расходов (затрат) в бухгалтерском и налоговом законодательствах
- 1.3.2. Классификация и содержание затрат на производство продукции и определение прибыли
- 1.3.3. Классификация затрат на производство по экономическим элементам
- 1.4. Классификация производственных затрат по статьям расхода
- 1.5. Классификация производственных затрат для принятия управленческих решений краткосрочного характера
- 1.6. Классификация затрат для осуществления контроля и регулирования
- Модуль 2. Концепция управления затратами на предприятии
- 2.1. Финансовый, налоговый и управленческий учет на предприятии
- 2.2. Процесс управления затратами
- 2.3. Классификация затрат
- Модуль 3. Планирование и калькулирование затрат
- 3.1. Системы и методы калькулирования затрат
- 3.2. Смешанные методы калькулирования затрат
- 3.3. Позаказный метод калькулирования затрат
- 3.4. Попередельный метод калькулирования затрат
- 3.5. Методы калькулирования затрат: абзорпшен-костинг и директ-костинг
- 3.6. Нормативный метод калькулирования затрат
- Счет «затраты на производство продукции»
- Модуль 4. Некоторые аспекты принятия решений в сфере управления затратами
- 4.1. Проблемы выбора базы распределения косвенных расходов
- 4.2. Проблемы выбора системы калькулирования затрат
- 4.3. Принятие решений об объемах производства продукции при наличии ограничивающих факторов
- Модуль 5. Контроллинг в системе управления организацией
- Тест для самопроверки
- Темы рефератов
- Перечень экзаменационных вопросов
- Библиографический список
- 153000, Г. Иваново, пр. Ф.Энгельса,7