logo
учет затрат и контроллинг

1.3.1. Классификация расходов (затрат) в бухгалтерском и налоговом законодательствах

В бухгалтерском законодательстве в соответствии с ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к изменению капитала этой организации, за исключением вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходами является такое выбытие экономических выгод по определению, которое приводит к уменьшению собственного капитала, за исключением распределения его между собственниками.

Не признается расходами фирмы выбытие активов:

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

Если в отношении любых расходов, осуществляемых организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете фирмы признается дебиторская задолженность.

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

В зависимости от времени реализации управленческих решений расходы, связанные с этими решениями, подразделяются на расходы текущего периода, осуществление которых происходит в течение отчетного периода (месяц, квартал, год), и расходы будущих периодов.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров; с выполнением работ и оказанием услуг.

Если предметом деятельности организации является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

Если предметом деятельности является участие в уставных капиталах других организаций, то расходами по обычным видам деятельности являются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

Для целей формирования фирмой финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг на базе расходов по обычным видам деятельности, принимаемых как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости продаваемых товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

К расходам наряду с расходами от обычных видов деятельности относятся также и прочие расходы. Приказом МФ РФ от 18 сентября 2006 г. № 115Н и № 116Н прочие расходы, как и доходы, не нужно разделять на операционные, внереализационные и чрезвычайные. Они отражаются одной строкой. Этим самым снято расхождение между классификацией расходов (доходов) по этому направлению между бухгалтерским и налоговым учетами.

К прочим расходам относятся проценты к уплате. Здесь отражаются проценты, которые фирма должна заплатить по полученным кредитам и займам, облигациям и акциям. Исключение составляют платежи по займам, взятым для покупки инвестиционных активов. Такие проценты до момента оприходования активов учитываются в себестоимости купленного имущества. Если же проценты начислены уже после принятия инвестиционного актива к учету, в этом случае они относятся к прочим расходам.

Отметим, что проценты по заемным средствам, которые не направлены на покупку инвестиционных активов, можно списать единовременно, то есть точно так же, как и в налоговом учете. Дело в том, что приказом Минфина России от 12 декабря 2005 г. № 147Н из ПБУ 6/01 «Учет основных средств» с 1 января 2006 г. исключена норма, где прямо говорилось, что проценты следует учитывать по первоначальной стоимости основных средств.

При этом случай, когда проценты увеличивают стоимость имущества, рассмотрен в ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». А именно: когда основные средства являются амортизируемыми инвестиционными активами и проценты начислены до 1-го числа месяца, следующего за тем, когда они были введены в эксплуатацию.

Согласно п. 13 ПБУ 15/01 к инвестиционным активам относятся объекты основных средств, требующие большего времени и затрат на приобретение и (или) строительство. Но в ПБУ 15/01 не уточняется, как определить длительность подготовки или строительства. Поэтому организация имеет право устанавливать этот критерий в своей учетной политике самостоятельно:

Прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.

Наряду с общей величиной расходов можно выделить расходы от каждого вида бизнеса, так же как и доходы от них. При этом расшифровываются только существенные доходы и соответствующие им расходы. Напомним, что существенной считается выручка, которая составляет более 5% общей суммы доходов фирмы, что определено в п. 18.1 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Это правило касается и расходов.

До сих пор рассматривалась классификация расходов применительно к бухгалтерскому учету.

Классификация выбытия экономических выгод по видам расходов в соответствии с главой 25 НК РФ имеет место расхождение в содержании понятия «расходы», применительно к целям бухгалтерского и налогового учета.

К условиям признания расходов, которые предусмотрены для целей бухгалтерского учета, добавляется еще два: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Например, если фирма оплатила услуги кадрового агентства, а предложенные соискатели не подошли на должность, то такие расходы будут экономически не обоснованными и не уменьшат налогооблагаемую прибыль (по бухгалтерскому же учету такие расходы включаются в расходы по набору сотрудников и относятся к прочим расходам).

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходы же текущего периода для целей налогообложения подразделяются на две группы: связанные с производством и реализацией продукции (услуг), т.е. себестоимость продукции и прочие расходы.