3. Универсальный алгоритм расчета исходной цены
Несмотря на такое разнообразие цен, существует следующий универсальный алгоритм расчета исходной цены.
Для этого нужно:
определить цель ценообразования (привлечение инвестиций пополнение бюджета в краткосрочном или долгосрочном периоде, для предприятия — завоевание рынка, лидерство по качеству, выживание, получение краткосрочной прибыли);
проанализировать спрос (кто потенциальные покупатели);
проанализировать издержки (производства, продажи и потребления);
проанализировать цены на аналогичные ресурсы конкурента;
выбрать метод ценообразования (рассмотрены ниже);
установить цену с учетом ситуации на рынке и поставленных целей.
В зависимости от реализуемых целей и исходя из соотношения цена/качество товара для определения ценовой политики фирмы применяется модель Котлера (табл. 2).
Таблица 2
Ценовая матрица Котлера
-
Качество
Цена
Высокая
Средняя
Низкая
Высокое
1
2
3
Среднее
4
5
6
Низкое
7
8
9
— цена премиальных наценок («снятия сливок»);
— глубокого проникновения;
— повышенной ценности (агрессивная демпинговая атака);
— престижная цена;
— среднего соответствия (оборонительная стратегия);
— надежности и доброкачественности;
— монополистического ограбления;
— показная;
— пониженной значимости (ширпотреб).
Для реализации механизма ценообразования используются следующие основные методы: метод текущих издержек плюс прибыль (затратный метод); метод безубыточности; метод учета эластичности спроса; ценностный метод; метод на основе цен конкурентов.
Таким образом, перечисленные методы в большей или меньшей мере учитывают три группы факторов ценообразования: 1) со стороны спроса (полезность, ценность товара, НТП, доход потребителя, цены на другие товары, уровень конкуренции со стороны покупателей); 2) со стороны предложения (издержки, степень монополизации рынка, ценовые действия конкурентов); 3) внешние системные факторы (фаза экономического цикла, инфляция, научно-технический прогресс).
На установление окончательной цены товара влияют следующие параметры:
1) товарная номенклатура — цены на дополняющие и сопутствующие товары, (например, оплата права аренды нежилого помещения снижается, если арендатор берет на себя обязательство оборудования отдельного входа или установки запирающего устройства в подъезде), а также товары-заменители (субституты);
2) ценовые стратификационные линии (выделяемый диапазон цен, воспринимаемых покупателями как высокие, низкие или средние);
3) географические цены (зональные, единые, базисных пунктов);
4) зачетные (товарообменные) надбавки (наценки или уценки), скидки — за платеж наличными, по предоплате, за количество закупаемого товара (например, покупка нескольких участков) функциональные скидки (выполнение покупателем определенной функции);
5) дискриминация цен — персональная (по покупателям), с учетом варианта товара, в пространстве (географический критерий) и во времени (сезонные цены).
Перечисленные общие методы ценообразования могут быть использованы при проработке маркетинговой программы организации.
- Лекция 1. Введение в управленческий учет
- 1. Возникновение управленческого учета
- 2. Семь принципиальных различий между управленческим и финансовым учетом
- 3. Позиции специалистов по вопросам управленческого учета
- 4. Высказывания современных авторов об управленческом учете
- 5. Что включает в себя управленческий учет
- 1. Производственный учет
- 2. Собственно управленческий учет
- 3. Современный управленческий учет
- 4. Прогрессивный управленческий учет
- Лекция 2. Управленческий учет: цели и задачи. Основы управленческой отчетности
- 1. Сущность управленческого учета
- 2. Цели управленческого учета
- 3. Ключевые пользователи управленческого учета
- 4. Лица, ответственные за формирование системы управленческого учета в организации
- 5. Задачи управленческого учета
- 6. Основные компоненты системы управленческого учета в организации
- 1. Система учета и управления затратами
- 2. Система показателей деятельности
- 3. Система долгосрочных и текущих бюджетов
- 4. Система управленческих отчетов
- 7. Основные процессы, обеспечивающие формирование и функционирование системы управленческого учета
- 1. Идентификация, измерение и накопление данных
- 2. Анализ, подготовка и интерпретация информации
- 3. Разработка и технологическое внедрение информационной системы
- 4. Администрирование системы управленческого учета
- 8. Факторы, оказывающие влияние на организацию системы управленческого учета в организациях
- Лекция 3. Классификация затрат и модели их поведения
- 1. Определение затрат. Как классифицировать затраты
- 2. Затраты: постоянные, переменные, средние, предельные
- 3. Модели и методы калькулирования себестоимости продукции
- Лекция 4. Система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 1. Нормативный метод калькулирования
- 2. Метод (способ) прямого счета
- 3. Параметрический метод
- 4. Коэффициентный метод
- 5. Комбинированный и позаказный методы
- 6. Попередельный метод калькулирования
- 7. Позаказный и попроцессное калькулирования
- 8. Jit (just in time)
- 9. «Директ-костинг» (direct costing)
- Лекция 5. Бюджетирование как финансовый инструмент контроля
- 1. Контроллинг: понятие, цели, инструменты
- 2. Бюджетирование: понятие, цель, преимущества
- 3. Этапы разработки системы бюджетирования
- 4. Главные этапы бюджетирования: формирование финансовой структуры, создание структуры бюджетов
- 5. Типичные причины, ведущие к снижению эффективности бизнес-процесса бюджетирования
- Лекция 6. Оценка инвестиционных проектов
- 1. Инвестиционная деятельность: понятия, причины необходимости. Основные термины, используемые в инвестиционной деятельности
- 2. Объект, предмет, субъекты инвестиционной деятельности
- 3. Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности
- 1. Метод чистой теперешней стоимости
- 2. Метод внутренней ставки дохода
- 3. Метод периода окупаемости
- 4. Метод индекса прибыльности
- 5. Метод расчета коэффициента эффективности инвестиции
- Лекция 7. Стратегия и тактика ценовой политики
- 1. Ценовая политика: понятие и цели
- 2. Маркетинговые стратегии предприятия. Типовые ценовые стратегии предприятия
- 3. Основные элементы и этапы разработки ценовой политики и стратегии
- 4. Методы ценообразования
- 3. Поощрительные методы определения цены
- Лекция 8. Управленческие решения в области ценообразования
- 1. Различные подходы к формированию цен в различных теориях
- 2. Классификация рыночных цен
- 2) По степени устойчивости:
- 3. Универсальный алгоритм расчета исходной цены
- 4. Факторы, учитываемые при ценообразовании
- 5. Алгоритм исследование рыночных ниш и выбора оптимального метода ценообразования
- Лекция 9. Оптимизация управленческих решений
- 1. Принятие решений. Функции управления экономической системой
- 2. Алгоритм стратегического планирования в экономических системах
- 3. Функции активизации, координации, контроля
- 4. Реализация управленческих функций
- 5. Классификация видов управленческих решений
- 6. Алгоритм принятия решения
- 7. Количественные показатели, используемые при анализе проблем
- Лекция 10. Организация управленческого учета
- 1. Причины необходимости внедрения управленческого учета
- 2. Инвентаризация как анализ системы управленческого учета. Мероприятия такого анализа
- 3. Мероприятия по формированию организационно-методологической модели
- 4. Переход к финансовой структуре предприятия
- 5. Формирование механизма взаимодействия управленческого и финансового учетов
- 6. Как выбрать систему автоматизации управленческого учета
- Словарь управленческого учета