4. Переход к финансовой структуре предприятия
В результате роста объемов деятельности многие предприятия приходят к децентрализации принятия решений, что делается путем выделения на предприятии центров ответственности. В результате повышается "управленческая прозрачность" предприятия — легче планировать и контролировать деятельность отдельных менеджеров и подразделений.
Структура предприятия, таким образом, может рассматриваться как совокупность центров ответственности, связанных между собой линиями ответственности. Образуется иерархия центров ответственности во главе с генеральным директором, который несет ответственность перед владельцами (учредителями, вкладчиками) предприятия за прибыльное ведение бизнеса. Далее следует несколько функциональных и/или штабных подразделений, тоже являющихся центрами ответственности, еще ниже — центры ответственности, которые могут состоять из секций, подсекций и даже отдельных работников.
Каждый центр ответственности имеет свои "входы" и "выходы". Для центра ответственности по производству или по продаже "выход" может быть оценен по стоимости продукции, для других центров ответственности "выход" может быть измерен стоимостью оказанных услуг, для третьих — качеством.
"Входы" могут быть оценены по произведенным затратам. В этом случае система учета по центрам ответственности должна обеспечить возможность отделения затрат, контролируемых данным центром ответственности, от неконтролируемых им. При этом важным фактором может оказаться метод отнесения затрат на центр ответственности. Например, если затраты на ремонт оборудования распределяются на данный центр ответственности, то возможность контроля этих затрат весьма ограничена, но если они относятся пропорционально часовой ставке за каждый час отработанного времени и ремонт производится по запросу ответственного исполнителя, то степень их контролируемости возрастает.
Возможно формирование центров ответственности с разной степенью полномочий и ответственности:
центр затрат (ответственность за затраты);
центр доходов (ответственность за выручку);
центр прибыли (ответственность за прибыль, то есть и за затраты, и за выручку);
центр инвестиций (ответственность центра прибыли плюс ответственность за размеры и эффективность капитальных вложений).
- Лекция 1. Введение в управленческий учет
- 1. Возникновение управленческого учета
- 2. Семь принципиальных различий между управленческим и финансовым учетом
- 3. Позиции специалистов по вопросам управленческого учета
- 4. Высказывания современных авторов об управленческом учете
- 5. Что включает в себя управленческий учет
- 1. Производственный учет
- 2. Собственно управленческий учет
- 3. Современный управленческий учет
- 4. Прогрессивный управленческий учет
- Лекция 2. Управленческий учет: цели и задачи. Основы управленческой отчетности
- 1. Сущность управленческого учета
- 2. Цели управленческого учета
- 3. Ключевые пользователи управленческого учета
- 4. Лица, ответственные за формирование системы управленческого учета в организации
- 5. Задачи управленческого учета
- 6. Основные компоненты системы управленческого учета в организации
- 1. Система учета и управления затратами
- 2. Система показателей деятельности
- 3. Система долгосрочных и текущих бюджетов
- 4. Система управленческих отчетов
- 7. Основные процессы, обеспечивающие формирование и функционирование системы управленческого учета
- 1. Идентификация, измерение и накопление данных
- 2. Анализ, подготовка и интерпретация информации
- 3. Разработка и технологическое внедрение информационной системы
- 4. Администрирование системы управленческого учета
- 8. Факторы, оказывающие влияние на организацию системы управленческого учета в организациях
- Лекция 3. Классификация затрат и модели их поведения
- 1. Определение затрат. Как классифицировать затраты
- 2. Затраты: постоянные, переменные, средние, предельные
- 3. Модели и методы калькулирования себестоимости продукции
- Лекция 4. Система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 1. Нормативный метод калькулирования
- 2. Метод (способ) прямого счета
- 3. Параметрический метод
- 4. Коэффициентный метод
- 5. Комбинированный и позаказный методы
- 6. Попередельный метод калькулирования
- 7. Позаказный и попроцессное калькулирования
- 8. Jit (just in time)
- 9. «Директ-костинг» (direct costing)
- Лекция 5. Бюджетирование как финансовый инструмент контроля
- 1. Контроллинг: понятие, цели, инструменты
- 2. Бюджетирование: понятие, цель, преимущества
- 3. Этапы разработки системы бюджетирования
- 4. Главные этапы бюджетирования: формирование финансовой структуры, создание структуры бюджетов
- 5. Типичные причины, ведущие к снижению эффективности бизнес-процесса бюджетирования
- Лекция 6. Оценка инвестиционных проектов
- 1. Инвестиционная деятельность: понятия, причины необходимости. Основные термины, используемые в инвестиционной деятельности
- 2. Объект, предмет, субъекты инвестиционной деятельности
- 3. Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности
- 1. Метод чистой теперешней стоимости
- 2. Метод внутренней ставки дохода
- 3. Метод периода окупаемости
- 4. Метод индекса прибыльности
- 5. Метод расчета коэффициента эффективности инвестиции
- Лекция 7. Стратегия и тактика ценовой политики
- 1. Ценовая политика: понятие и цели
- 2. Маркетинговые стратегии предприятия. Типовые ценовые стратегии предприятия
- 3. Основные элементы и этапы разработки ценовой политики и стратегии
- 4. Методы ценообразования
- 3. Поощрительные методы определения цены
- Лекция 8. Управленческие решения в области ценообразования
- 1. Различные подходы к формированию цен в различных теориях
- 2. Классификация рыночных цен
- 2) По степени устойчивости:
- 3. Универсальный алгоритм расчета исходной цены
- 4. Факторы, учитываемые при ценообразовании
- 5. Алгоритм исследование рыночных ниш и выбора оптимального метода ценообразования
- Лекция 9. Оптимизация управленческих решений
- 1. Принятие решений. Функции управления экономической системой
- 2. Алгоритм стратегического планирования в экономических системах
- 3. Функции активизации, координации, контроля
- 4. Реализация управленческих функций
- 5. Классификация видов управленческих решений
- 6. Алгоритм принятия решения
- 7. Количественные показатели, используемые при анализе проблем
- Лекция 10. Организация управленческого учета
- 1. Причины необходимости внедрения управленческого учета
- 2. Инвентаризация как анализ системы управленческого учета. Мероприятия такого анализа
- 3. Мероприятия по формированию организационно-методологической модели
- 4. Переход к финансовой структуре предприятия
- 5. Формирование механизма взаимодействия управленческого и финансового учетов
- 6. Как выбрать систему автоматизации управленческого учета
- Словарь управленческого учета