6. Как выбрать систему автоматизации управленческого учета
Реализация проекта автоматизации в ходе постановки системы управленческого учета является "процессом в процессе", имеет свою длительность, этапы (предпроектный, проектный, внедрения), свои риски и свой эффект. Данный этап может (и должен) быть "вплетен" в процесс постановки управленческого учета, в нем должны быть учтены все требования к разрабатываемой системе управленческого учета, он же, в свою очередь, влияет на конкретные регламенты, разделение функций, способы представления информации в управленческом учете.
При определении требований к будущей системе автоматизации должны быть задействованы представители всех служб, которые в дальнейшем будут эксплуатировать данную систему.
Возможности автоматизации в настоящее время разнообразны, их выбор зависит от множества факторов, например: размера предприятия, сложности его структуры, отраслевой принадлежности, имеющихся на предприятии программных продуктов.
Выбирая программу для автоматизации управленческого учета, необходимо прежде всего исследовать уже применяемые (если таковые имеются) программы или отдельные модули автоматизации (в области планирования, складского учета, оперативного и бухгалтерского учета и т.п.), а также возможности их использования для автоматизации управленческого учета или же интеграции с внедряемой информационной системой.
Итак, решение о выборе того или иного программного продукта индивидуально для конкретного предприятия и связано с учетом множества рассмотренных выше факторов.
Разработка процедур принятия решений на основе информации управленческого учета. Как известно каждая ситуация принятия решений характеризуется определенным набором реквизитов:
поле альтернатив (набор вариантов решений, которые можно принять в данной ситуации);
параметры решений (внешние и внутренние условия, которые должны быть приняты во внимание при принятии решений и которые "сужают" поле альтернатив);
целевые установки (цели или группы целей, на достижение которых должно быть направлено принятое решение);
факторы цели (факторы, содействующие достижению целей).
Управленческий учет играет очень важную роль в принятии решений. В процессе выполнения своих функций менеджеры постоянно сталкиваются с проблемой выбора оптимального варианта действий. При этом возникают типичные вопросы: что производить, как производить, где продавать продукт, какую цену назначать и т.д. В качестве примеров типичных ситуаций для управленческого учета, требующих принятия управленческих решений, можно привести:
планирование производственной программы и выбор ассортимента продукции (работ, услуг);
ценообразование, в том числе расчет цен, обеспечивающих достижение целевых показателей деятельности, а также трансфертное ценообразование, используемое при обмене полуфабрикатами и изделиями между различными подразделениями одного предприятия;
выбор варианта организации процесса снабжения комплектующими (приобретение комплектующих у сторонних поставщиков или организация собственного производства комплектующих), включающий в себя рассмотрение как финансовых, так и нефинансовых факторов. Финансовые факторы связаны с величиной затрат. В дополнение к ним анализируют нефинансовые факторы, например:
будет ли обеспечиваться необходимое качество?
будут ли выполнены сроки поставок?
не произойдет ли неожиданное увеличение цен?
будет ли оборудование использовано для производства другой продукции?
оценка целесообразности принятия дополнительного заказа по цене ниже обычной или рыночной. Такой подход целесообразно применять в случае: резкого спада производства, наличия свободных производственных мощностей, столкновения фирмы с острой производственной конкуренцией;
определение "вклада" отдельных подразделений предприятия в общие результаты деятельности для выбора наиболее прибыльных направлений, а также для оценки деятельности руководителей подразделений (менеджеров различных уровней управления) для определения размеров их стимулирования;
оценка целесообразности ликвидации неприбыльного сегмента деятельности (подразделения, продукта, услуги);
выбор варианта капитальных вложений, анализ эффективности мероприятий по модернизации оборудования. Эта проблема характерна не столько для оперативного управления, сколько для решения вопросов стратегического развития предприятия. Такие решения должны быть должным образом проанализированы и обоснованы, поскольку действуют они длительное время;
сохранение достигнутого уровня прибыли.
Таким образом, информация, получаемая в системе управленческого учета, используется для принятия управленческих решений как долгосрочного, так и краткосрочного характера, в самых разнообразных ситуациях.
Термины и определения:
учетная политика;
автоматизация управленческого учета;
инвентаризация;
финансовый учет.
Вопросы для самопроверки:
Какие причины побуждают предприятие внедрять управленческий учет?
Какие мероприятия анализа — "инвентаризация " используются?
Какие мероприятия по формированию организационно — методологической модели используют?
Как происходит переход к финансовой структуре предприятия?
Как происходит механизм формирования взаимодействия управленческого и финансового учетов?
Как выбрать систему автоматизации управленческого учета?
- Лекция 1. Введение в управленческий учет
- 1. Возникновение управленческого учета
- 2. Семь принципиальных различий между управленческим и финансовым учетом
- 3. Позиции специалистов по вопросам управленческого учета
- 4. Высказывания современных авторов об управленческом учете
- 5. Что включает в себя управленческий учет
- 1. Производственный учет
- 2. Собственно управленческий учет
- 3. Современный управленческий учет
- 4. Прогрессивный управленческий учет
- Лекция 2. Управленческий учет: цели и задачи. Основы управленческой отчетности
- 1. Сущность управленческого учета
- 2. Цели управленческого учета
- 3. Ключевые пользователи управленческого учета
- 4. Лица, ответственные за формирование системы управленческого учета в организации
- 5. Задачи управленческого учета
- 6. Основные компоненты системы управленческого учета в организации
- 1. Система учета и управления затратами
- 2. Система показателей деятельности
- 3. Система долгосрочных и текущих бюджетов
- 4. Система управленческих отчетов
- 7. Основные процессы, обеспечивающие формирование и функционирование системы управленческого учета
- 1. Идентификация, измерение и накопление данных
- 2. Анализ, подготовка и интерпретация информации
- 3. Разработка и технологическое внедрение информационной системы
- 4. Администрирование системы управленческого учета
- 8. Факторы, оказывающие влияние на организацию системы управленческого учета в организациях
- Лекция 3. Классификация затрат и модели их поведения
- 1. Определение затрат. Как классифицировать затраты
- 2. Затраты: постоянные, переменные, средние, предельные
- 3. Модели и методы калькулирования себестоимости продукции
- Лекция 4. Система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 1. Нормативный метод калькулирования
- 2. Метод (способ) прямого счета
- 3. Параметрический метод
- 4. Коэффициентный метод
- 5. Комбинированный и позаказный методы
- 6. Попередельный метод калькулирования
- 7. Позаказный и попроцессное калькулирования
- 8. Jit (just in time)
- 9. «Директ-костинг» (direct costing)
- Лекция 5. Бюджетирование как финансовый инструмент контроля
- 1. Контроллинг: понятие, цели, инструменты
- 2. Бюджетирование: понятие, цель, преимущества
- 3. Этапы разработки системы бюджетирования
- 4. Главные этапы бюджетирования: формирование финансовой структуры, создание структуры бюджетов
- 5. Типичные причины, ведущие к снижению эффективности бизнес-процесса бюджетирования
- Лекция 6. Оценка инвестиционных проектов
- 1. Инвестиционная деятельность: понятия, причины необходимости. Основные термины, используемые в инвестиционной деятельности
- 2. Объект, предмет, субъекты инвестиционной деятельности
- 3. Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности
- 1. Метод чистой теперешней стоимости
- 2. Метод внутренней ставки дохода
- 3. Метод периода окупаемости
- 4. Метод индекса прибыльности
- 5. Метод расчета коэффициента эффективности инвестиции
- Лекция 7. Стратегия и тактика ценовой политики
- 1. Ценовая политика: понятие и цели
- 2. Маркетинговые стратегии предприятия. Типовые ценовые стратегии предприятия
- 3. Основные элементы и этапы разработки ценовой политики и стратегии
- 4. Методы ценообразования
- 3. Поощрительные методы определения цены
- Лекция 8. Управленческие решения в области ценообразования
- 1. Различные подходы к формированию цен в различных теориях
- 2. Классификация рыночных цен
- 2) По степени устойчивости:
- 3. Универсальный алгоритм расчета исходной цены
- 4. Факторы, учитываемые при ценообразовании
- 5. Алгоритм исследование рыночных ниш и выбора оптимального метода ценообразования
- Лекция 9. Оптимизация управленческих решений
- 1. Принятие решений. Функции управления экономической системой
- 2. Алгоритм стратегического планирования в экономических системах
- 3. Функции активизации, координации, контроля
- 4. Реализация управленческих функций
- 5. Классификация видов управленческих решений
- 6. Алгоритм принятия решения
- 7. Количественные показатели, используемые при анализе проблем
- Лекция 10. Организация управленческого учета
- 1. Причины необходимости внедрения управленческого учета
- 2. Инвентаризация как анализ системы управленческого учета. Мероприятия такого анализа
- 3. Мероприятия по формированию организационно-методологической модели
- 4. Переход к финансовой структуре предприятия
- 5. Формирование механизма взаимодействия управленческого и финансового учетов
- 6. Как выбрать систему автоматизации управленческого учета
- Словарь управленческого учета