2. Алгоритм стратегического планирования в экономических системах
В экономических системах применяются следующие алгоритмы стратегического планирования.
1. Американский экономист Р. Бейли выделяет следующие шесть ступеней планирования, применяемого как в частных фирмах, так и в государственных структурах:
первая — определение целей организации. Причем не всегда целью является максимизация прибыли. Организации, функционирующие в интересах всего общества, не являются коммерческими. Поэтому для них вырабатываются другие критерии целей;
вторая — описание и прогноз тенденций динамики экономического развития и других факторов, влияющих на деятельность данной организации;
третья — оценка внутренних активов организации. Следует отметить частую недооценку значения качества человеческих ресурсов как потенциального; источника повышения эффективности деятельности организации;
четвертая — адаптация структуры данной организации к плану;
пятая — осуществление плана;
шестая — оценки влияния плана на экономические и социальные процессы, и внесение в него необходимых корректив. Если цели плана не были достигнуты, следует определить, какие изменения должны быть предусмотрены, чтобы добиться их осуществления.
2. Многоступенчатый метод планирования и принятия управленческих решений широко используется агентствами развития и консалтинговыми фирмами США. Алгоритм этого метода предусматривает следующие ступени:
первая ступень — проведение инвентаризации ресурсов и анализ тенденций;
вторая — прогноз спроса, оценка того, что произойдет при определенных условиях (метод сценариев, построение имитационных моделей);
третья — определение целей и задач. во многих организациях и предприятиях при их формулировке учитывается мнение не только руководителей, но также мнений сотрудников, консультантов, экспертов и представителей делового мира;
четвертая — сопоставление и оценка альтернативных планов с учетом таких показателей, как финансовые возможности, степень соответствия целям, правовые и социальные препятствия осуществлению плана, дополнительная нагрузка на ограниченные мощности имеющейся инфраструктуры;
пятая — выбор наиболее приемлемого плана;
шестая — подготовка детальных планов для различных составляющих общего плана, мощностей местной инфраструктуры и программ;
седьмая — осуществление планов;
восьмая ступень — постоянная оценка всего процесса в целом.
3. Большинство планов экономического развития в США составляются с учетом модели, предложенной в 1950-х годах К. Мейерсоном:
1) в процессе анализа выявляются наиболее актуальные проблемы организации;
2) анализируются материалы, полученные от местных консультативных групп и предложенные ими показатели, касающиеся занятости, уровня зарплаты, объема продаж, налогов и другие;
3) определяются общие цели экономического развития;
4) собираются данные, которые затем анализируются, для общей оценки имеющихся ресурсов;
5) корректируются цели после полученных более точных данных;
6) готовятся альтернативные планы и сценарии развития;
7) оценивается каждый предложенный план и стратегия с точки зрения эффективности его осуществления (общей стоимости, затрат времени, технических трудностей реализации и влияния данной стратегии на другие сферы деятельности и имеющиеся ресурсы);
8) принимается окончательный план развития;
9) осуществляется выполнение плана;
10) производится наблюдение за результатами выполнения плана и их оценка;
11) анализируются полученные результаты и осуществляется их сравнение с целями, поставленными в плане.
4. В Канаде получила распространение методология планирования, предложенная Ф. Хейвудом, состоящая из шести ступеней:
1) общая дискуссия о целях;
2) профессиональный анализ целей и возможностей;
3) выработка методов оценки;
4) выбор соответствующих целей и оценка возможностей;
5) принятие избранной политики;
6) реализация планов.
Коротко эту схему можно сформулировать как «обзор — анализ — решение—план». Последствием принятия такой методологии является процесс диалога, в котором участвуют все заинтересованные лица, определяющие цели и приоритеты.
5. Департамент развития жилищного строительства и городов США в гиде по стратегическому планированию на мезоэкономическом уровне, рассматривает несколько отличную от концепции Р. Бейли последовательность шагов:
анализ конкурентных возможностей города, как экономической системы;
обоснование главной приоритетной цели;
разработка сонаправленных или взаимосвязанных с главной целей и направлений;
создание тематических комиссий;
подготовка частных стратегий в тематических комиссиях:
формирование системы задач и мер стратегического плана;
подготовка первой редакции базовой версии стратегического плана
обсуждение плана с участием заинтересованных лиц, комитетов администрации, комиссий законодательного собрания, профессиональных ассоциаций, общественных организаций, профсоюзов. Доработка и согласование текста в тематических комиссиях.
Сравнительный анализ рассмотренных алгоритмов показывает, что они тесно связаны между собой и, в целом, отражают этапы принятия управленческого решения.
Независимо от последовательности шагов по планированию все исследователи сходятся во мнении, что для успешного стратегического планирования необходимо привлечение заинтересованных лиц (алгоритмы 4, 5, частично 2).
Принятие решений в области планирования рассматриваются в двух взаимодополняющих аспектах: как процесс и как деятельность. Деятельность по планированию — сосредоточена на функциональных аспектах, которые определяют, какие решения являются лучшими с технической и экономической точки зрения, подсчитываются необходимые затраты, интегральный экономический эффект от реализации планов, определяется объем и структура инвестиций, срок их окупаемости и т.д.
Окончательное решение обычно не принимается только на основе технических соображений. Представления специалистов часто противоречат интересам остальных членов сообщества. Поэтому необходим более широкий подход, который и вырабатывается в процессе принятия управленческих решений. Все заинтересованные лица, принимающие участие в определенных решениях имеют различные интересы, что порождает конфликты в отношении целей принятия решений. Таким образом, само решение становится методом выявления разнонаправленных, конкурирующих векторов интересов и создания из них устойчивых комбинаций, необходимых для достижения поставленных целей. Осуществляется это в процессе социального сотрудничества и создания общего перспективного видения проблемы развития организации всеми участниками этого процесса. В этом ракурсе принятое решение представляет собой процесс обмена информацией, примирения противоположных точек зрения и согласования позиций, формирования у участников общей заинтересованности в реализации выработанной стратегии.
Организация, как функция управления, способствует практической реализации разработанных планов на основе принятых управленческих решений. На этом этапе создается структура объекта управления, создаются организации, определяется подчиненность; взаимоотношения, связи подразделений.
Обычно четкого разделения между функциями планирования и организации нет и даже, наоборот, они достаточно тесно переплетаются, но, тем не менее, организация логически вытекает из планирования. Например, проектирование новых и существующих организаций, в том числе развитие и размещение объектов производственной базы, подсистемы комплектации и сбыта во многом зависит от формирования календарных планов.
- Лекция 1. Введение в управленческий учет
- 1. Возникновение управленческого учета
- 2. Семь принципиальных различий между управленческим и финансовым учетом
- 3. Позиции специалистов по вопросам управленческого учета
- 4. Высказывания современных авторов об управленческом учете
- 5. Что включает в себя управленческий учет
- 1. Производственный учет
- 2. Собственно управленческий учет
- 3. Современный управленческий учет
- 4. Прогрессивный управленческий учет
- Лекция 2. Управленческий учет: цели и задачи. Основы управленческой отчетности
- 1. Сущность управленческого учета
- 2. Цели управленческого учета
- 3. Ключевые пользователи управленческого учета
- 4. Лица, ответственные за формирование системы управленческого учета в организации
- 5. Задачи управленческого учета
- 6. Основные компоненты системы управленческого учета в организации
- 1. Система учета и управления затратами
- 2. Система показателей деятельности
- 3. Система долгосрочных и текущих бюджетов
- 4. Система управленческих отчетов
- 7. Основные процессы, обеспечивающие формирование и функционирование системы управленческого учета
- 1. Идентификация, измерение и накопление данных
- 2. Анализ, подготовка и интерпретация информации
- 3. Разработка и технологическое внедрение информационной системы
- 4. Администрирование системы управленческого учета
- 8. Факторы, оказывающие влияние на организацию системы управленческого учета в организациях
- Лекция 3. Классификация затрат и модели их поведения
- 1. Определение затрат. Как классифицировать затраты
- 2. Затраты: постоянные, переменные, средние, предельные
- 3. Модели и методы калькулирования себестоимости продукции
- Лекция 4. Система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 1. Нормативный метод калькулирования
- 2. Метод (способ) прямого счета
- 3. Параметрический метод
- 4. Коэффициентный метод
- 5. Комбинированный и позаказный методы
- 6. Попередельный метод калькулирования
- 7. Позаказный и попроцессное калькулирования
- 8. Jit (just in time)
- 9. «Директ-костинг» (direct costing)
- Лекция 5. Бюджетирование как финансовый инструмент контроля
- 1. Контроллинг: понятие, цели, инструменты
- 2. Бюджетирование: понятие, цель, преимущества
- 3. Этапы разработки системы бюджетирования
- 4. Главные этапы бюджетирования: формирование финансовой структуры, создание структуры бюджетов
- 5. Типичные причины, ведущие к снижению эффективности бизнес-процесса бюджетирования
- Лекция 6. Оценка инвестиционных проектов
- 1. Инвестиционная деятельность: понятия, причины необходимости. Основные термины, используемые в инвестиционной деятельности
- 2. Объект, предмет, субъекты инвестиционной деятельности
- 3. Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности
- 1. Метод чистой теперешней стоимости
- 2. Метод внутренней ставки дохода
- 3. Метод периода окупаемости
- 4. Метод индекса прибыльности
- 5. Метод расчета коэффициента эффективности инвестиции
- Лекция 7. Стратегия и тактика ценовой политики
- 1. Ценовая политика: понятие и цели
- 2. Маркетинговые стратегии предприятия. Типовые ценовые стратегии предприятия
- 3. Основные элементы и этапы разработки ценовой политики и стратегии
- 4. Методы ценообразования
- 3. Поощрительные методы определения цены
- Лекция 8. Управленческие решения в области ценообразования
- 1. Различные подходы к формированию цен в различных теориях
- 2. Классификация рыночных цен
- 2) По степени устойчивости:
- 3. Универсальный алгоритм расчета исходной цены
- 4. Факторы, учитываемые при ценообразовании
- 5. Алгоритм исследование рыночных ниш и выбора оптимального метода ценообразования
- Лекция 9. Оптимизация управленческих решений
- 1. Принятие решений. Функции управления экономической системой
- 2. Алгоритм стратегического планирования в экономических системах
- 3. Функции активизации, координации, контроля
- 4. Реализация управленческих функций
- 5. Классификация видов управленческих решений
- 6. Алгоритм принятия решения
- 7. Количественные показатели, используемые при анализе проблем
- Лекция 10. Организация управленческого учета
- 1. Причины необходимости внедрения управленческого учета
- 2. Инвентаризация как анализ системы управленческого учета. Мероприятия такого анализа
- 3. Мероприятия по формированию организационно-методологической модели
- 4. Переход к финансовой структуре предприятия
- 5. Формирование механизма взаимодействия управленческого и финансового учетов
- 6. Как выбрать систему автоматизации управленческого учета
- Словарь управленческого учета