logo
Konspekt_lektsiy_po_upravlencheskomu_uchetu

1. Различные подходы к формированию цен в различных теориях

В экономической теории ценообразованию отводится роль инструмента, обеспечивающего достижение баланса спроса и предложения всех участников рыночных отношений.

Однако подходы к формированию цен в различных теориях различны. Так, например, с точки зрения теории прибавочной стоимости цена должна обеспечивать покрытие всех издержек и обеспечивать соответствующую доходность на вложенный капитал. Иначе говоря, основанием для ценообразования является имеющаяся на предприятии комбинация факторов производства: труда и капитала. Таким образом, согласно этой теории в основе ценообразования лежит производственный подход.

Маржиналистская теория исходит из прямо противоположного. Цена определяется спросом на соответствующий вид товара на соответствующем рынке вне зависимости от наличия тех или иных издержек, которые несет фирма по производству и поставке этого товара на рынок. Таким образом, маржинализм реализует коммерческий подход к цене и отдает приоритет внешним факторов, влияющим не ценообразование.

При рассмотрении рынков по их видам, видно, что монополистические и олигопольные рынки тяготеют к первой модели ценообразования. На рынках свободной или монополистической конкуренции ценообразование осуществляется вторым методом.