6. Алгоритм принятия решения
Как бы ни были разнообразны решаемые задачи, алгоритм принятия решения примерно один и тот же:
уточнение цели;
оценка последствий, если цель не будет достигнута;
выбор критерия для отбора вариантов, выявление этих вариантов и выбор из них наилучшего;
оценка реальности, средств и ресурсов для решения задачи;
установление порядка действий и конкретных исполнителей.
Для принятия правильных управленческих решений по сложным проблемам (задачам) управления производством используются методы, основанные на системном подходе.
Принятие решений может быть основано на логическом анализе ситуаций (логический метод), на основе объективно существующих закономерностей, с помощью которых можно получить количественные результаты от реализации различных вариантов решений (формализованный метод), на опросе мнений специалистов (метод экспертных оценок).
Из совокупности возможных решений выбирается наиболее приемлемые, уточняются цели, определяются средства их достижения и выбираются соответствующие индикаторы. Выбор правильного управленческого решения осуществляется при помощи сравнительного анализа на основе набора определенных принципов и критериев.
Отметим наиболее принципиальные моменты. Во-первых, на этом этапе следует комплексно, глубоко и детально исследовать взаимосвязь принимаемого решения с конечным результатом, то есть с ожидаемой прибылью, портфелем заказов, ликвидностью и риском. Во-вторых, при выборе не следует ограничиваться рассмотрением одного наиболее вероятного сценария будущего поведения организации. В-третьих, не следует ограничиваться рассмотрением только легко достижимых экономических результатов. Хотя несомненно, что, при прочих равных условиях, предпочтение следует отдать решению, наиболее подходящему для реализации в данной организации в данный момент.
В общем случае основополагающим является принцип аналитического характера выбора управленческого решения и разбивка его на подпроблемы.
Одним из инструментов метода структуризации проблем на подпроблемы, является дерево целей.
Дерево целей — метод структуризации задач, проблем, целей для их разукрупнения и конкретизации. Построение дерева целей и задач заканчивается на уровне определения исполнителей. Для структуризации может применяться метод диаграмм сродства, когда цели группируются поочередно каждым членом команды экспертов с помощью перемещения целей, написанных на самоклеющихся блоках и помещенных на какой-то поверхности (столе, письменной доске и пр.). Объектом диаграмм сродства является также распределение целей и функций по блокам организационной структуры. При построении дерева целей применяется комплексный анализ, основанный на учете внутренних и внешних факторов.
Внешний анализ направлен на наиболее полное выявление эффектов по всем направлениям, связанным с решением поставленной проблемы. Для этого проблема сопоставляется с завершающими этапами реализации целей и проводится количественная оценка эффектов от их реализации.
Внутренний анализ проблемы предполагает построение дерева проблем.
- Лекция 1. Введение в управленческий учет
- 1. Возникновение управленческого учета
- 2. Семь принципиальных различий между управленческим и финансовым учетом
- 3. Позиции специалистов по вопросам управленческого учета
- 4. Высказывания современных авторов об управленческом учете
- 5. Что включает в себя управленческий учет
- 1. Производственный учет
- 2. Собственно управленческий учет
- 3. Современный управленческий учет
- 4. Прогрессивный управленческий учет
- Лекция 2. Управленческий учет: цели и задачи. Основы управленческой отчетности
- 1. Сущность управленческого учета
- 2. Цели управленческого учета
- 3. Ключевые пользователи управленческого учета
- 4. Лица, ответственные за формирование системы управленческого учета в организации
- 5. Задачи управленческого учета
- 6. Основные компоненты системы управленческого учета в организации
- 1. Система учета и управления затратами
- 2. Система показателей деятельности
- 3. Система долгосрочных и текущих бюджетов
- 4. Система управленческих отчетов
- 7. Основные процессы, обеспечивающие формирование и функционирование системы управленческого учета
- 1. Идентификация, измерение и накопление данных
- 2. Анализ, подготовка и интерпретация информации
- 3. Разработка и технологическое внедрение информационной системы
- 4. Администрирование системы управленческого учета
- 8. Факторы, оказывающие влияние на организацию системы управленческого учета в организациях
- Лекция 3. Классификация затрат и модели их поведения
- 1. Определение затрат. Как классифицировать затраты
- 2. Затраты: постоянные, переменные, средние, предельные
- 3. Модели и методы калькулирования себестоимости продукции
- Лекция 4. Система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 1. Нормативный метод калькулирования
- 2. Метод (способ) прямого счета
- 3. Параметрический метод
- 4. Коэффициентный метод
- 5. Комбинированный и позаказный методы
- 6. Попередельный метод калькулирования
- 7. Позаказный и попроцессное калькулирования
- 8. Jit (just in time)
- 9. «Директ-костинг» (direct costing)
- Лекция 5. Бюджетирование как финансовый инструмент контроля
- 1. Контроллинг: понятие, цели, инструменты
- 2. Бюджетирование: понятие, цель, преимущества
- 3. Этапы разработки системы бюджетирования
- 4. Главные этапы бюджетирования: формирование финансовой структуры, создание структуры бюджетов
- 5. Типичные причины, ведущие к снижению эффективности бизнес-процесса бюджетирования
- Лекция 6. Оценка инвестиционных проектов
- 1. Инвестиционная деятельность: понятия, причины необходимости. Основные термины, используемые в инвестиционной деятельности
- 2. Объект, предмет, субъекты инвестиционной деятельности
- 3. Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности
- 1. Метод чистой теперешней стоимости
- 2. Метод внутренней ставки дохода
- 3. Метод периода окупаемости
- 4. Метод индекса прибыльности
- 5. Метод расчета коэффициента эффективности инвестиции
- Лекция 7. Стратегия и тактика ценовой политики
- 1. Ценовая политика: понятие и цели
- 2. Маркетинговые стратегии предприятия. Типовые ценовые стратегии предприятия
- 3. Основные элементы и этапы разработки ценовой политики и стратегии
- 4. Методы ценообразования
- 3. Поощрительные методы определения цены
- Лекция 8. Управленческие решения в области ценообразования
- 1. Различные подходы к формированию цен в различных теориях
- 2. Классификация рыночных цен
- 2) По степени устойчивости:
- 3. Универсальный алгоритм расчета исходной цены
- 4. Факторы, учитываемые при ценообразовании
- 5. Алгоритм исследование рыночных ниш и выбора оптимального метода ценообразования
- Лекция 9. Оптимизация управленческих решений
- 1. Принятие решений. Функции управления экономической системой
- 2. Алгоритм стратегического планирования в экономических системах
- 3. Функции активизации, координации, контроля
- 4. Реализация управленческих функций
- 5. Классификация видов управленческих решений
- 6. Алгоритм принятия решения
- 7. Количественные показатели, используемые при анализе проблем
- Лекция 10. Организация управленческого учета
- 1. Причины необходимости внедрения управленческого учета
- 2. Инвентаризация как анализ системы управленческого учета. Мероприятия такого анализа
- 3. Мероприятия по формированию организационно-методологической модели
- 4. Переход к финансовой структуре предприятия
- 5. Формирование механизма взаимодействия управленческого и финансового учетов
- 6. Как выбрать систему автоматизации управленческого учета
- Словарь управленческого учета