5. Алгоритм исследование рыночных ниш и выбора оптимального метода ценообразования
Маркетинговые исследование могут проводиться для определения необходимости развития торговой сети и/или потребительского рынка. Исследование рыночных ниш и выбора оптимального метода ценообразования проводится по следующему алгоритму:
1) выявляются относительно свободные или достаточно емкие ниши;
2) по результатам проведенного исследования производится сегментация территории;
3) исследуются потребители в выявленных сегментах;
4) оцениваются преимущества имеющейся инфраструктуры:
наличие проходящего потока людей;
наличие проезжей части;
разрешение на парковку автотранспорта (по знакам ГИБДД);
наличие окружающих торговых предприятий с аналогичным и отличным ассортиментом в пределах видимости, их размер;
удобство расположения торгового объекта;
5) осуществляется позиционирование конкурирующих организаций по следующим признакам:
площадь торгового зала,
вспомогательная площадь,
количество работников,
оценка их месторасположения;
6) разрабатывается системы ценовых скидок, направленных на привлечение потенциальных покупателей;
7) следующим важным этапом маркетинговых исследований является выделение фокус-группы потенциальных покупателей и анализ платежеспособности этой фокус-группы на основе расчета соответствующих показателей качества жизни:
номинальная заработная плата рассчитывается в текущих ценах;
индекс потребительских цен (ИПЦ) — с учетом структуры товарооборота:
—индекс Ласпейреса или — индекс Пааше,
где Рi1, Рi0 — цена i-го товара в текущем (1) и базисном периоде (0),
qi0, qi1— количество товаров i-й группы, реализованных соответственно за базисный (0) и анализируемый (1) период;
реальная заработная плата — отношение номинальной заработной платы к индексу цен на потребительские товары и услуги;
личные доходы населения — объем всех доходов, полученных в денежной и натуральной форме, может быть оценен по данным статистики семейных бюджетов;
отношение номинальной заработной платы к прожиточному минимуму. Рассчитывается по различным социальным группам (если показатель меньше 1, то население находится за чертой бедности);
располагаемые (конечные) доходы — разница между совокупными доходами, логами и другими обязательными взносами, платежами;
реальные доходы — объем материальных благ и услуг, которые могут быть получены на конечные доходы. Определяются как отношение конечных доходов к индексу цен на потребительские товары и услуги;
часть дохода каждой группы, которая может быть направлена на приобретение товара по заданной цене (табл. 3).
Таблица 3
Группировка покупателей по среднедушевому доходу (номинальной заработной плате).
Группа семей по доходам | Доля группы в совокупном доходе фокус-группы, % |
1-я группа с минимальными доходами | 6,6 |
2-я группа | 11,6 |
3-я группа | 16,6 |
4-я группа | 23,8 |
5-я группа с максимальными доходами | 41,4 |
В рамках структуры расслоения населения можно выделить пять групп с разным уровнем материальной обеспеченности:
1) бедные семьи, душевой доход которых ниже или равен бюджету прожиточного минимума;
2) малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;
3) обеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между одним — двумя минимальными потребительскими бюджетами;
4) состоятельные семьи, душевой доход в которых превышает 2 минимальных потребительских бюджета, но не дотягивает до уровня "богатых" семей;
5) богатые семьи, уровень дохода которых в расчете на душу населения превышает среднедушевой доход в среднем более чем в четыре раза.
При этом, при оценке фокус-группы необходимо учитывать, структуру использования доходов населения в процентах к денежным доходам: покупка товаров и оплата услуг, оплата обязательных взносов и платежей, жилищно-коммунальные, транспортные расходы и пр., накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупка валюты и другие расходы.
Причем, согласно закону Э. Энгеля, с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание понижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных и иных материальных нужд заметно возрастает.
Поэтому перспективным является фокусирование на тех группах, доходы которых имеют тенденцию к относительному росту.
Оценка количества потенциальных покупателей, готовых купить предлагаемое количество товара по заданной шкале дискретно изменяющихся цен формирует общую емкость рынка. Эта емкость должна быть скорректирована на показатель интенсивности конкуренции, отражающий рыночные доли основных конкурентов.
Однако, для захвата определенной доли рынка в условиях конкуренции нужно рассчитать эластичность рынка по цене (табл. 4).
Таблица 4
Порядок расчета эластичности рынка по цене
Установив-шаяся цена, руб. | Средний за период объем продаж, кол-во | Измене-ние цены, руб. | Изменение объема продаж, кол-во | Эластичность, % |
Р | Q | ДP | ДQ | Д= ДP/ДQ |
Следующим шагом ценообразования является оценка возможности снижения цены для дополнительного привлечения покупателей, исходя из уровня эластичности рынка, и сопоставление этой цены с критической для данного предприятия, рассчитанной по методу безубыточности. Недополученная выручка от снижения цены представляет собой вмененные издержки ценообразования. Но эти издержки, как правило, частично или полностью компенсируются увеличением объема реализации, то есть ростом рыночной доли.
Завершающим проверочным этапом ценообразования является расчет рентабельности продаж с учетом оборачиваемости активов, в частности дебиторской задолженности (отгруженной продукции).
Так, например, допустим, что при нормативной рентабельности продаж 0,25 коэффициент оборачиваемости равен 2 (180 дней). Тогда ожидаемая годовая прибыль составит 50% (0,25·2) годового объема товарооборота. Снижение цены на 5% повлечет за собой уменьшение рентабельности продаж до 0,2, при этом для компенсации этого снижения ожидаемая оборачиваемость должна возрасти до значения 2,5 (0,2·2,5=0,5). В случае увеличения показателя оборачиваемости до 3 (120 дней), при том же снижении цены по сравнению с нормативной, фирма получит дополнительную прибыль, которая составит 60% годового товарооборота (0,2·3=0,6 > 0,5). В случае, если оборачиваемость соответствующего вида активов не достигнет указанного значения фирма будет нести вмененные издержки в форме упущенной выгоды.
Критерием границы допустимого снижения цены является банковская ставка срочных депозитов. До тех пор, пока годовая прибыль коммерческой деятельности фирмы превышает доход, который мог бы быть получен при размещении соответствующих сумм на банковских депозитах, инвестирование в предпринимательскую деятельности является выгодным.
Термины и определения:
индекс Ласпейреса;
индекс Паше;
малообеспеченные семьи;
реальная заработная плата.
Вопросы для самопроверки:
По каким критериям можно классифицировать рыночные цены?
Как можно представить универсальный алгоритм расчета исходной цены?
Как группируются покупатели по среднедушевому доходу?
Как проводится исследование рыночных ниш и выбора оптимального метода ценообразования?
- Лекция 1. Введение в управленческий учет
- 1. Возникновение управленческого учета
- 2. Семь принципиальных различий между управленческим и финансовым учетом
- 3. Позиции специалистов по вопросам управленческого учета
- 4. Высказывания современных авторов об управленческом учете
- 5. Что включает в себя управленческий учет
- 1. Производственный учет
- 2. Собственно управленческий учет
- 3. Современный управленческий учет
- 4. Прогрессивный управленческий учет
- Лекция 2. Управленческий учет: цели и задачи. Основы управленческой отчетности
- 1. Сущность управленческого учета
- 2. Цели управленческого учета
- 3. Ключевые пользователи управленческого учета
- 4. Лица, ответственные за формирование системы управленческого учета в организации
- 5. Задачи управленческого учета
- 6. Основные компоненты системы управленческого учета в организации
- 1. Система учета и управления затратами
- 2. Система показателей деятельности
- 3. Система долгосрочных и текущих бюджетов
- 4. Система управленческих отчетов
- 7. Основные процессы, обеспечивающие формирование и функционирование системы управленческого учета
- 1. Идентификация, измерение и накопление данных
- 2. Анализ, подготовка и интерпретация информации
- 3. Разработка и технологическое внедрение информационной системы
- 4. Администрирование системы управленческого учета
- 8. Факторы, оказывающие влияние на организацию системы управленческого учета в организациях
- Лекция 3. Классификация затрат и модели их поведения
- 1. Определение затрат. Как классифицировать затраты
- 2. Затраты: постоянные, переменные, средние, предельные
- 3. Модели и методы калькулирования себестоимости продукции
- Лекция 4. Система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 1. Нормативный метод калькулирования
- 2. Метод (способ) прямого счета
- 3. Параметрический метод
- 4. Коэффициентный метод
- 5. Комбинированный и позаказный методы
- 6. Попередельный метод калькулирования
- 7. Позаказный и попроцессное калькулирования
- 8. Jit (just in time)
- 9. «Директ-костинг» (direct costing)
- Лекция 5. Бюджетирование как финансовый инструмент контроля
- 1. Контроллинг: понятие, цели, инструменты
- 2. Бюджетирование: понятие, цель, преимущества
- 3. Этапы разработки системы бюджетирования
- 4. Главные этапы бюджетирования: формирование финансовой структуры, создание структуры бюджетов
- 5. Типичные причины, ведущие к снижению эффективности бизнес-процесса бюджетирования
- Лекция 6. Оценка инвестиционных проектов
- 1. Инвестиционная деятельность: понятия, причины необходимости. Основные термины, используемые в инвестиционной деятельности
- 2. Объект, предмет, субъекты инвестиционной деятельности
- 3. Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности
- 1. Метод чистой теперешней стоимости
- 2. Метод внутренней ставки дохода
- 3. Метод периода окупаемости
- 4. Метод индекса прибыльности
- 5. Метод расчета коэффициента эффективности инвестиции
- Лекция 7. Стратегия и тактика ценовой политики
- 1. Ценовая политика: понятие и цели
- 2. Маркетинговые стратегии предприятия. Типовые ценовые стратегии предприятия
- 3. Основные элементы и этапы разработки ценовой политики и стратегии
- 4. Методы ценообразования
- 3. Поощрительные методы определения цены
- Лекция 8. Управленческие решения в области ценообразования
- 1. Различные подходы к формированию цен в различных теориях
- 2. Классификация рыночных цен
- 2) По степени устойчивости:
- 3. Универсальный алгоритм расчета исходной цены
- 4. Факторы, учитываемые при ценообразовании
- 5. Алгоритм исследование рыночных ниш и выбора оптимального метода ценообразования
- Лекция 9. Оптимизация управленческих решений
- 1. Принятие решений. Функции управления экономической системой
- 2. Алгоритм стратегического планирования в экономических системах
- 3. Функции активизации, координации, контроля
- 4. Реализация управленческих функций
- 5. Классификация видов управленческих решений
- 6. Алгоритм принятия решения
- 7. Количественные показатели, используемые при анализе проблем
- Лекция 10. Организация управленческого учета
- 1. Причины необходимости внедрения управленческого учета
- 2. Инвентаризация как анализ системы управленческого учета. Мероприятия такого анализа
- 3. Мероприятия по формированию организационно-методологической модели
- 4. Переход к финансовой структуре предприятия
- 5. Формирование механизма взаимодействия управленческого и финансового учетов
- 6. Как выбрать систему автоматизации управленческого учета
- Словарь управленческого учета