6.1. Проверка правильности организации
и ведения учета основных средств
Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документы: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутреннее перемещение и др. Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной.
Прежде всего, необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации.
Пообъектный учет ведется в инвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.
При проверке учета, отчетности и использования основных средств необходимо установить:
- обеспечен ли контроль за наличием и сохранностью основных средств;
- правильно ли отнесены предметы к основным средствам и сгруппированы согласно Классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;
- правильно ли произвели оценку основных средств в учете;
- правильно ли оформлены и отражены в учете операции по поступлению и выбытию основных средств;
- правильно ли начислены и отражены в учете износ и ремонт основных средств;
- правильно ли отражены данные о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности;
- приняты ли меры по обеспечению сохранности основных средств (для этого необходимо установить, назначены ли приказом руководителя предприятия материально ответственные лица, отвечающие за сохранность основных средств (есть ли письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности));
- соответствуют ли должности материально ответственных лиц перечню должностей и работ предприятия;
- созданы ли условия для обеспечения сохранности материальных ценностей (шкафы, сейфы, закрываемые помещения и т.д.);
- оборудовано ли помещение пожарно-охранной сигнализацией;
- организован ли порядок вывоза материальных ценностей с территории предприятия;
- проводились ли инвентаризации.
Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие и когда была выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более двух-трех лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.
Если это не первая аудиторская проверка организации данным аудитором, ему необходимо убедиться в том, что остатки по счетам учета основных средств на начало отчетного периода соответствуют остаткам, подтвержденным в составе финансовой отчетности на конец отчетного периода.
- Основные средства организации
- О.С.Красова, т.Ю.Сергеева
- Глава 1. Понятие и классификация основных средств
- 1.1. Понятие основных средств
- 1.2. Инвентарный объект
- 1.3. Условия принятия активов к бухгалтерскому учету
- 1.4. Принятие объекта к бухгалтерскому учету
- 1.5. Классификация основных средств по окоф
- Глава 2. Виды оценки основных средств. Порядок изменения оценки основных средств
- 2.1. Первоначальная стоимость основных средств
- 2.2. Восстановительная стоимость основных средств
- 2.3. Остаточная стоимость основных средств
- 2.4. Переоценка объекта основных средств
- 2.5. Оценка основных средств в налоговом учете
- Глава 3. Учет движения основных средств
- 3.1. Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств
- 3.1.1. Поступление основных средств
- 3.1.2. Поступление основных средств
- 3.1.3. Приобретение основных средств за плату
- 3.1.4. Безвозмездное поступление основных средств
- 3.1.5. Поступление основных средств по договору мены
- 3.2. Выбытие основных средств
- 3.2.1. Списание основных средств
- 3.2.2. Передача объекта основных средств
- 3.2.3. Передача основных средств в виде вклада в уставный
- 3.2.4. Отражение операций по выбытию основных средств
- 3.2.5. Отражение операций по списанию основных средств
- 3.2.6. Продажа основных средств
- 3.2.7. Безвозмездная передача основных средств
- 3.2.8. Списание основных средств
- 3.3. Восстановление основных средств
- 3.3.1. Учет затрат на ремонт основных средств
- 3.3.2. Списание расходов на ремонт
- 3.3.3. Списание расходов на ремонт
- 3.3.4. Создание резерва расходов на ремонт основных средств
- 3.3.5. Учет затрат на реконструкцию
- 3.4. Учет займов,
- 3.5. Учет лизингового имущества
- 3.5.1. Бухгалтерский учет лизинговых операций
- 3.5.2. Налогообложение лизингодателя
- 3.5.3. Налогообложение лизингополучателя
- Глава 4. Учет амортизационных отчислений (износа) основных средств
- 4.1. Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете
- 4.1.1. Линейный способ начисления амортизации
- 4.1.2. Способ уменьшаемого остатка
- 4.1.3. Способ списания стоимости
- 4.1.4. Способ списания стоимости
- 4.2. Методы начисления амортизации в налоговом учете
- 4.2.1. Линейный способ начисления амортизации
- 4.2.2. Нелинейный способ начисления амортизации
- 4.3. Срок полезного использования объекта основных средств
- 4.4. Годовая сумма амортизационных отчислений
- 4.5. Амортизационная премия
- 4.6. Начисление амортизации по объектам жилищного фонда
- 4.7. Начисление амортизации на мобилизационные мощности
- 4.8. Объекты основных средств, не подлежащие амортизации
- 4.9. Ускорение амортизации
- 4.10. Начисление амортизации по основным средствам,
- Глава 5. Отчетность по основным средствам
- 5.1. Расчет среднегодовой стоимости имущества
- 5.2. Инвентаризация основных средств
- 5.3. Налог на имущество
- 5.4. Анализ активов организации
- 5.5. Документальное оформление операций
- Глава 6. Аудит основных средств
- 6.1. Проверка правильности организации
- 6.2. Проверка учета, отчетности
- 6.3. Проверка документального оформления
- 6.4. Проверка начисления амортизации в бухгалтерском
- 6.5. Проверка операций по списанию основных средств
- 6.6. Анализ выявленных недостатков
- 6.7. Отражение расходов на проведение аудиторской проверки