logo
БУ ответу 3 курс

56.Способы приведения показателей в сопоставимый вид

Обеспечение сопоставимости показателей важное условие проведения сравнения, так как сравнивать можно только качественно однородные величины. Сопоставимость необходимо обеспечивать особенно если сравнению подлежат разные анализируемые периоды, разные предприятия.

Несопоставимость показателей может быть вызвана: изменением стоимостных, качественных и структурных факторов; разными отрезками времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели; неодинаковыми исходными условиями деятельности (техническими, природными, климатическими и т.п.); разной методикой расчета показателей и т.д.

Для обеспечения сопоставимости показатели приводятся к единой базе.

В первую очередь нейтрализуют влияние на величины анализируемых показателей ценового фактора, изменяющегося под воздействием инфляции. Чтобы нейтрализовать влияние данного фактора, сравниваемые показатели выражают в одних и тех же ценах: ценах отчетного (анализируемого) периода или в ценах одного из предыдущих периодов.

Для пересчета используют индекс цен. Индекс цен (iq) – это один из индивидуальных индексов (другие индивидуальные индексы: индекс физического объема продукции, себестоимости, трудоемкости и т.д.), рассчитываемый по формуле:

I q = p1 : p o ; Где: ро, р1 – соответственно цены определенного вида продукции в базисном и отчетном периоде.

Он характеризует изменение цены определенной продукции в текущем (отчетном, анализируемом) периоде по сравнению с базисным (прошлым) периодом.

Если при анализе речь идет о стоимости валовой, товарной или реализованной продукции, то для приведение их величин к сопоставимому виду может применяться индивидуальный индекс стоимости продукции, рассчитываемый по формуле:

ВП = q1 po : qo po; Где: qo, q1 – физический объем производства определенного вида продукции соответственно в базисном и отчетном году; po – цена определенного вида продукции в базисном периоде.

Многие показатели могут несопоставимы из-за объемного быть фактора. Чтобы сравнить сумму затрат на производство продукции в базисном периоде Σ(q о со) с соответствующими затратами в отчетном периоде Σ(q 1 с1), необходимо нейтрализовать влияние объемного фактора. Для этого сумму затрат базисного года пересчитывают на фактический объем производства продукции отчетного года Σ ( q1 со) и после этого сравнивают с фактической суммой затрат.

I z = Σ (q1 co) :Σ (q1 co)

Для нейтрализации воздействия качественного фактора обычно объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество.

Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо физический объем производства продукции пересчитать на структуру базисного периода:

ТПо = Σ ( Q общ.о х Удiо х Цiо );

ТПусл = Σ (Q общ.1 х Удiо х Цiо ) ,

Где: Q общ. – общий объем производства продукции; Удi - удельный вес i–го вида продукции в общем ее выпуске; Цi - цена i-го вида продукции.

Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть обеспечена применением вместо абсолютных величин средних или относительных величин.

Например, несравнимы такие абсолютные показатели как объем производства товарной продукции и прибыль от продаж, если не учесть производственную базу (активы) предприятия.

Важное значение в вопросе обеспечения сопоставимости показателей имеет соответствие методик расчета сравниваемых показателей. Например, рентабельность продукции можно рассчитать по валовой прибыли, по прибыли от продаж, чистой прибыли;

В сельском хозяйстве, поставляющем сырье для предприятий пищевой промышленности, важно обеспечить сопоставимость сравниваемых показателей по природно-климатическим условиям.

Для обеспечения сопоставимости добиваются также однородности сравниваемых составляющих. Например, нельзя сравнивать показатели цеха с показателями предприятия в целом, себестоимость товарной и себестоимость реализованной продукции, валовую прибыль и чистую прибыль и т.д.