logo search
Бух

12.1. Общие принципы и задачи учета реализации.

Последним этапом кругооборота средств организации является процесс реализации готовой продукции, в результате которого появляется возможность из полученной выручки произвести расчеты с работниками организации, ее поставщиками, бюджетом и внебюджетными фондами, прочими кредиторами. Сельскохозяйственные организации реализуют основную массу произведенной продукции, а также выполненные на сторону услуги и работы своих промышленных, вспомогательных и обслуживающих и производств.

Реализация готовой продукции, работ, услуг должна позволить не только возместить произведенные затраты по их производству и сбыту, но и получить прибыль – основной источник расширения и модернизации производства. Согласно ст. 31 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь реализацией товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара, выполнение работ оказание услуг одним лицом для другого лица на возмездной или безвозмездной основе, вне зависимости от способа приобретения прав на товары, результаты выполненных работ или оказанных услуг или формы соответствующих сделок. Реализацией товаров (работ, услуг) признается также использование товаров (работ, услуг) для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения.

Не признается реализацией товаров безвозмездная передача:

Готовая продукция, товары, работы и услуги считаются реализованными при переходе права собственности на них от продавца к покупателю. С момента реализации их стоимость включается в объем выручки. Объем выручки от реализации является важнейшим показателем, характеризующим результаты деятельности организации. Данный показатель используется при проведении анализа и планирования развития деятельности организации, налогообложении и т.д.

В соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету «Доходы организации» выручкой от реализации являются денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договором. Выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету:

Величина выручки от реализации определяется также с учетом предоставленных организации согласно договору скидок (наценок).

Порядок бухгалтерского учета процесса реализации во многом зависит от условий момента перехода права собственности на реализуемое имущество. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ст. 224 ГК РБ). Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки (ст. 225 ГК РБ). Таким образом, в учетной политике организации в обязательном порядке должен оговаривается момент реализации – момент, когда продукция, товары, отгруженные покупателю, считаются реализованными. Организации республики могут выбрать момент реализации либо по мере оплаты, либо по мере отгрузки покупателю продукции, товаров и прочих активов.

Реализация продукции (работ, услуг) может производиться:

Отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифы на услуги (работы) формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества продукции (товаров, работ, услуг) и конъюнктуры рынка.

Отпускные цены (тарифы) формируются на условиях франко-станция (порт, пристань) отправления, при одногородних поставках - франко-склад изготовителя. При иногородних поставках по договоренности сторон отпускные цены могут формироваться на условиях франко-станция (порт, пристань) назначения.

Субъекты хозяйствования при реализации произведенной ими продукции (товаров, работ, услуг) имеют право предоставлять покупателю скидки (надбавки) со сформированной ими отпускной цены (тарифа) исходя из условий договора (объемов поставки, сроков платежа и выполнения работ (услуг), сезонного характера продукции (товаров), в том числе по продукции (товарам), поставленной по договорам комиссии (консигнации) и дилерским. При последующей реализации продукции (товаров) оптовая или торговая надбавка взимается к отпускной цене,

В случае неправильного указания или неуказания субъектами хозяйствования в платежных документах необходимых реквизитов, что может привести к завышению цен (наценок), органы контроля вправе наложить как на поставщика (продавца), так и на получателя (покупателя) продукции (товаров) штраф в размере 10 процентов стоимости продукции (товаров).

Основной формой реализации готовой продукции сельскохозяйственных организаций выступают государственные закупки, осуществляемые соответствующими заготовительными организациями (молокозаводы, мясокомбинаты и т.д.). Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию определяются производителями по согласованию с перерабатывающими, заготовительными и торговыми предприятиями исходя из плановых затрат на ее производство и реализацию, установленных налогов и неналоговых платежей, необходимой прибыли, если не установлен иной порядок. Минимальные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в согласовании с Министерством экономики.

Оплата продукции, работ, услуг может производиться как денежными средствами, так и иным имуществом (сырьем, материалами, товарами и т.д.).

К задачам бухгалтерского учета реализации относятся: