11.2. Учет строительства и приобретения основных средств
Основное место в составе капитальных вложений занимают затраты на строительство и приобретение основных средств.
В практике хозяйственной деятельности предприятий применяются два способа осуществления капитальных вложений - подрядный и хозяйственный.
Подрядный способ в наиболее развитой форме - это проектирование и сдача объектов «под ключ», когда подрядная организация занимается подбором оборудования, заказывает и монтирует его, приглашает субподрядчиков для выполнения всех необходимых строительных работ. В практике капитального строительства Республики Беларусь наблюдается сочетание подрядного и хозяйственного способов. Подрядчик строит, монтирует, но заказчик предоставляет проектную документацию, заказывает, покупает и доставляет на стройплощадку оборудование , различные строительные материалы и конструкции.
Хозяйственный способ капитальных вложений отличается тем, что предприятие-заказчик организует самостоятельное строительно-монтажное производство, объединяя в одном юридическом лице заказчика и подрядчика.
Различие в способах осуществления капитальных вложений обуславливает особенности в организации бухгалтерского учета затрат по строительству основных средств.
При подрядном способе ведения строительно-монтажных работ у заказчика отпадает надобность вести учет затрат в разрезе статей (материалы, основная заработная плата рабочих, затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов и т.д.), так как такой учет ведет подрядная организация на счете 20 «Основное производство». Взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком регулируются договором подряда на капитальное строительство. При этом способе строительства заказчик в учете отражает сметную стоимость выполненных и принятых к оплате строительно-монтажных работ, а также затраты, возмещаемые подрядчикам сверх сметной стоимости. Выполненные и оформленные в установленном порядке строительно-монтажные работы отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 1 «Строительство и приобретение основных средств») по сметной стоимости согласно принятым банком к оплате счетам подрядных организаций. При этом дебетует счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками». Аналитический учет затрат при подрядном способе строительства осуществляется на счете 08 по объектам строительства общей суммой без подразделения по статьям.
При хозяйственном способе строительства объекты основных средств сооружаются предприятием-застройщиком, которое является распорядителем средств, выделенных на капитальные вложения. Для ведения строительно-монтажных работ привлекаются рабочие данной организации, создается собственная производственная база, приобретаются строительные материалы, машины и механизмы. Для осуществления работ и контроля за их ходом в организациях организуются специальные службы или же назначается ответственное должностное лицо. Они осуществляют технический надзор за строительством объектов, включая приемку выполненных строительно-монтажных работ и подписание соответствующих документов.
При хозяйственном способе строительства в отличие от подрядного организация относит на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» расходы, которые оно сама несет в процессе осуществления капитальных работ. По дебету этого счета отражаются не общая сумма расходов, а конкретные затраты по статьям, из которых затем складывается общая стоимость объекта.
Затраты по строительству и реконструкции учитывают на субсчете 1 «Строительство и приобретение основных средств» счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» нарастающим итогом с начала строительства или реконструкции до их завершения в разрезе конкретных объектов в соответствии с внутрипостроечными титульными списками. На этом же субсчете отражаются затраты на проектно-изыскательные работы, которые учитывают сначала обособленно в суммах, выплачиваемых соответствующим проектным организациям. Если эти работы относятся одновременно к нескольким объектам, затраты распределяют пропорционально сметной стоимости каждого из них.
При хозяйственном способе строительства на аналитических счетах ведется учет по следующим статьям затрат:
- «Материалы» - отражают израсходованные на производство работ материалы, конструкции, детали, топливо, электроэнергию, воду и другие виды материальных ресурсов по фактической себестоимости их изготовления. В фактическую себестоимость материалов включают: стоимость материальных ценностей по действующим договорным ценам промышленности; наценки снабженческих организаций; стоимость тары и реквизита (стойки, стяжки и т.д.); затраты по доставке материалов со склада и погрузочно-разгрузочные работы; заготовительно-складские расходы.
- «Основная заработная плата рабочих» - относят начисленные суммы основной оплаты труда рабочим, непосредственно занятым выполнением строительных и монтажных работ, а также доставкой строительных материалов от приобъектного склада до места использования (укладки).
- «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов»- учитывают: основную заработную плату рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов; затраты на электроэнергию, топливо, смазочные и вспомогательные материалы; износ машин и механизмов; затраты на ремонт и техническое обслуживание строительных машин; прочие затраты, связанные с эксплуатацией строительных машин и механизмов. По объектам строительства эти расходы распределяются пропорционально отработанному на них количеству машино-смен.
- «Накладные расходы» - отражаются расходы, связанные с организацией, обслуживанием и управлением строительным производством.
- «Прочие расходы» - включают затраты на вознаграждения за изобретение и рационализаторские предложения, плату по процентам за краткосрочные кредиты банков и другие расходы, входящие в состав себестоимости строительно-монтажных работ, но не относящихся к ранее перечисленным статьям.
Учет затрат на производство строительно-монтажных работ ведется по объектам. Под объектом строительства понимается объект (здание, сооружение, жилой дом и др.), на который имеется утвержденная смета или сметно-финансовый расчет.
Учет затрат по объектам ведется на основании первичных документов. Основным первичным документом для учета объема выполненных работ, затрат человеко-часов по строительству и монтажу оборудования, а также начисленной оплаты труда рабочим строительства является наряд на сдельную работу. Он может применяться в двух вариантах: на бригаду или одного работника.
Наряд выдают группе рабочих или отдельному исполнителю до начала работы. За выданные наряды расписываются производители работ (прораб), а в приемке задания по наряду - исполнитель работы или старший группы.
В конце месяца заполненные наряды производитель работ передает в бухгалтерию хозяйства, где их тщательно проверяют. Данные нарядов являются основанием для начисления заработной платы рабочим строительства.
На расход строительных материалов в строительстве составляют отчет о расходе основных материалов в строительстве в соответствии с производственными нормами.
Для организации учета использования строительных машин применяются следующие документы: путевой лист строительной машины, журнал учета работы строительных машин, справка о выполненных работах. На работу небольших (мелких) строительных машин составляется табель нахождения их на строительных объектах, где отражается количество отработанных каждой машиной смен в разрезе объектов.
Проверенные первичные документы являются основанием для заполнения регистров аналитического и синтетического учета затрат на строительство объектов и осуществления записей на бухгалтерских счетах.
Учет затрат по строительству при хозяйственном способе ведения работ ведут по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 1 «Строительство и приобретение основных средств» в корреспонденции с кредитом счетов:
07 «Оборудование к установке», 10 «материалы» - на списание стоимости оборудования к установке, строительных и других материалов, израсходованных при строительстве объектов хозяйственным способом;
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др. - на сумму начисленной заработной платы рабочим строительства с начислениями;
02 «Износ основных средств» - на сумму начисленного износа основных средств строительства;
26 «Общехозяйственные расходы» - на долю общехозяйственных расходов, приходящихся на объекты строительства.
Законченные строительные объекты подлежат приемке и зачислению в основные средства. Законченным строительством считается объект, принятый по акту Государственной приемочной комиссией. До этого объект принимается рабочей комиссией, назначаемой заказчиком.
Рабочая комиссия, назначенная распоряжением руководителя организации, принимает в эксплуатацию здания и сооружения подсобного или обслуживающего назначения (склады, ремонтные цехи и т.д.). Все остальные объекты принимает в эксплуатацию Государственная приемочная комиссия.
Для оформления приемки рабочая комиссия составляет акт приемки объекта. В акте дают подробную характеристику принимаемого в эксплуатацию объекта. В нем указывают следующие данные: полезную площадь, вместимость (ското-мест, тонн и др.), материалы, из которых сделаны важнейшие конструктивные элементы (фундамент, стены и т.д.), оборудование, стоимость, сроки строительства и др. В акте дается оценка качества строительства, записывают выявленные в процессе приемки недоделки, указывают порядок и сроки их устранения, дату комплексного опробывания объектов.
Окончательную приемку объекта в эксплуатацию осуществляет Государственная приемочная комиссия. На основании акта приемки объекта, составленного рабочей комиссией, и осмотра объекта Государственная приемочная комиссия составляет акт приемки в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией законченного строительством объекта. В нем записывают все сведения о принимаемом в эксплуатацию объекте, зафиксированные в акте рабочей комиссии, а также отмечают соответствие вводимого в эксплуатацию объекта данным проекта, приводят полный перечень недоделок и стоимость строительства (по смете и по данным бухгалтерского учета). В заключении указывается решение комиссии о приемке объекта в эксплуатацию с общей оценкой (отлично, хорошо, удовлетворительно). К акту прилагают всю необходимую техническую документацию .
При зачислении объектов капитального строительства в основные средства определяют их инвентарную стоимость. Под инвентарной стоимостью законченных строительством объектов понимается совокупность затрат на их возведение, составляющих первоначальную стоимость введенных в действие объектов. Инвентарная стоимость зданий и сооружений складывается из затрат на строительные и монтажные, проектно-изыскательские работы и прочих затрат. Все затраты общего характера включают в инвентарную стоимость объектов пропорционально их сметной стоимости.
На основании документации о приемке законченные объекты строительства включаются в состав основных средств. Стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства».
На фактическую стоимость введенных в эксплуатацию объектов основных средств начисляется налог на добавленную стоимость, который отражается по дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)», субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Суммы начисленного налога подлежат вычету с момента принятия на учет основных средств в размере 1/12 этих сумм в течение календарного года. На конец года сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражает стоимость незаконченных и не сданных в эксплуатацию объектов капитальных работ.
В состав капитальных вложений наряду со строительными работами включаются затраты на приобретение машин и оборудования.
Затраты на приобретение оборудования, не требующего монтажа, отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по мере поступления его на склад или другое место хранения.
Учет затрат на приобретение машин и оборудования ведут на счете 08 по видам и группам приобретаемых машин (тракторы, комбайны и т.д.). При этом в аналитическом учете выделяются: покупная стоимость машин (отпускная стоимость поставщика), транспортные расходы (оплата железнодорожного и автомобильного тарифа, стоимость погрузочных и разгрузочных работ), а также прочие расходы, связанные с приобретением основных средств (сборка и обкатка машин и т.д.).
При приобретении основных средств у других организаций, на счетах бухгалтерского учета делаются следующие записи: Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)», субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам»; Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на сумму задолженности поставщику.
На сумму расходов на приобретение основных средств дебетуют счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредитуют счета:
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на покупную стоимость оборудования;
10 «Материалы», субсчет 6 «Топливо» - на стоимость израсходованных нефтепродуктов на перевозку и обкатку машин;
23 «Вспомогательные производства» - на стоимость услуг своего автотранспорта;
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др. - на сумму оплаты труда рабочих, занятых на доставке, сборке, обкатке и других работах, связанных с приобретением основных средств;
71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на сумму расходов, произведенных подотчетными лицами при транспортировке объектов основных средств до усадьбы хозяйства и т.д.
Приобретенные основные средства приходуют по фактическим затратам с прибавлением всех расходов, связанных с их приобретением (включая расходы на сборку и обкатку машин), за вычетом стоимости поступивших в комплекте с ними запасных частей, шин и инструментов, которые приходуют по прейскурантным ценам по дебету счетов 10 «Материалы» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Прибывшие в хозяйство машины тщательно осматривают, после чего составляют акт приема-передачи основных средств, на основании которого их приходуют в состав основных средств бухгалтерской записью по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Затраты при изготовлении основных средств в мастерской хозяйства предварительно учитывают на счете 23 «Вспомогательные производства» (субсчет «Ремонтная мастерская») и по окончании изготовления затраты со счета 23 списывают на отдельный аналитический счет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»).
- Бухгалтерский учет
- Содержание
- Глава 1. Задачи и общие принципы организации бухгалтерского (финансового) учета в сельскохозяйственных организациях.
- Глава 2. Компьютерные информационные технологии бухгалтерского учета организаций апк
- Глава 3. Учет денежных средств.
- Глава 4. Учет расчетных операций.
- Глава 5. Учет материальных ценностей и готовой продукции .
- Глава 6. Учет животных на выращивании и откорме.
- Тема 7. Учет основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов
- Глава 8. Учет труда и его оплаты.
- Глава 9. Учет затрат на производство (Бухгалтерский управленческий учет).
- Глава 10. Учет финансовых вложений.
- Глава 11. Учет вложений во внеоборотные активы.
- Глава 12. Учет финансовых результатов.
- Глава 13. Учет источников собственных средств.
- Глава 14. Бухгалтерская отчетность с/х организаций.
- Глава 1. Задачи и общие принципы организации
- . Задачи бухгалтерского учета в сельскохозяйственных
- 1.2. Подразделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.
- Особенности бухгалтерского учета, обусловленные
- Основные принципы организации бухгалтерского учета в
- План счетов бухгалтерского учета.
- Особенности организации журнально-ордерной формы учета
- Обеспечивающая подсистема
- 2.2. Виды обеспечения аис
- Информационное обеспечение
- Техническое обеспечение
- Программное обеспечение
- Организационное обеспечение
- 2.3. Системы автоматизации учета сельскохозяйственных организаций
- 2. 4. Характеристика технологических процессов
- 2. 5. Автоматизация учета денежных средств и расчетов
- Автоматизация учета кассовых операций
- Автоматизация учета банковских операций
- 2. 6. Автоматизация учета основных средств и нематериальных активов
- 2.7. Автоматизация учета производственных запасов
- 2.8. Автоматизация учета товаров и готовой продукции
- 2.9. Автоматизация учета реализации
- 2.10 Автоматизация учета заработной платы
- 2.11. Автоматизация учета затрат на производство
- 2.12. Автоматизация учета финансовых результатов и формирования отчетности
- 2.13. Формирование бухгалтерской и статистической отчетности
- Глава 3. Учет денежных средств
- 3.1 Учет кассовых операций
- Журнал-ордер по кредиту счета 50 «Касса» за _январь_____2004 г.
- 3.2 Учет денежных средств на текущем (расчетном) счете.
- 3.3 Учет операций на валютных счетах.
- 3.4 Учет денежных средств на специальных счетах в банках
- 3.5 Учет переводов в пути.
- Глава 4. Учет расчетных операций
- 4.1 Формы безналичных расчетов
- 4.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
- 4.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
- 4.4. Учет расчетов по кредитам и займам.
- 4.5. Учет расчетов по налогам и сборам.
- 4.6. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
- 4.7. Учет расчетов с подотчетными лицами.
- 4.8 Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
- 4.9. Учет расчетов с учредителями.
- 4.10. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
- 4.11. Учет внутрихозяйственных расчетов.
- Журнал-ордер № 9-апк
- Тема 5. Учет материальных ценностей и готовой продукции
- 5.1 Общие принципы учета материальных ценностей и
- Исходные данные
- 5.2 Документальное оформление поступления и расходования материально-производственных запасов
- 5.3 Документальное оформление поступления и расходования готовой продукции
- 5.4 Организация учета материально-производственных запасов на складах
- 5.5 Синтетический и аналитический учет материалов и готовой продукции
- Окончание табл.5.2
- 5.6 Контроль за сохранностью материальных ценностей
- Глава 6. Учет животных на выращивании и откорме
- 6.1. Задачи учета и оценка животных на выращивании и откорме
- 6.2. Первичный учет поступления и выбытия животных на выращивании и откорме
- 6.3. Учет животных на ферме
- Глава 7. Учет основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов
- 7.1. Экономическое содержание основных средств, их классификация и задачи учета
- 7.2. Оценка и переоценка основных средств
- 7.3. Документальное оформление операций по движению основных средств
- Раздел 2 заполняется организацией-получателем только в одном (своем) экземпляре.
- 7.4. Синтетический и аналитический учет основных средств
- 7.5. Учет амортизации основных средств
- 7.6. Учет затрат на ремонт и восстановление основных средств
- 7.7. Консервация объектов основных средств
- Глава 8. Учет труда и его оплаты
- 8.1. Сущность заработной платы и задачи ее учета.
- 8.2.Формы и системы оплаты труда. Тарифная система.
- 8.3.Состав и характеристика фонда заработной платы.
- 8.5.Первичный учет труда и его оплаты.
- 8.6.Техника подсчета отдельных видов заработной платы. Расчет среднего заработка.
- 8.7.Виды и учет удержаний из заработной платы.
- 8.8.Группировка и обобщение данных по учету труда и заработной плате.
- 8.9. Синтетический и аналитический учет расчетов по заработной плате.
- Часть 2. Бухгалтерский управленческий учет
- Глава 9. Учет затрат на производство
- 9.1 Основные отличия управленческого учета от финансового
- Отличия управленческого и финансового учета.
- 9.2. Управленческий учет: сущность, объекты и принципы
- 9.3. Система построения управленческого учета на уровне синтетических и аналитических счетов
- 9.4 Классификация затрат и общие принципы их учета.
- 9.5. Группировка затрат на производство по
- 9.6. Классификация затрат по статьям
- 9.7. Учет затрат и распределение работ и услуг
- 9.8. Учет затрат по содержанию и эксплуатации
- 9.9. Учет расходов по организации производства
- 9.10. Учет затрат на производство продукции растениеводства.
- 9.11. Учет затрат на производство продукции животноводства.
- 9.12. Учет затрат на производство продукции
- 9.13. Учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах.
- Глава 10. Учет финансовых вложений
- 10.1. Понятие и виды финансовых вложений.
- Краткосрочные финансовые вложения - это вложение излишка денежных средств в ценные бумаги. Краткосрочные инвестиции выгодны в период действия высоких процентных ставок.
- 10.2. Учет финансовых вложений в ценные бумаги
- 10.3. Учет операций с финансовыми векселями
- 10.4. Учет резерва под обесценение вложений в
- Глава 11. Учет вложений во внеоборотные активы
- 11.1 Капитальные вложения, их классификация и задачи учета.
- 11.2. Учет строительства и приобретения основных средств
- 11.3. Учет затрат на приобретение оборудования к установке
- 11.4. Учет затрат, не увеличивающих стоимости основных средств.
- 11.5. Учет накладных расходов по строительству
- 11.6. Учет затрат по формированию основного стада.
- 11.7. Учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений.
- 11.8.Сводный учет капитальных вложений.
- Глава 12. Учет финансовых результатов
- 12.1. Общие принципы и задачи учета реализации.
- 12.2. Документальное оформление реализации продукции, работ, услуг.
- 12.3. Синтетический и аналитический учет реализации продукции,
- 12.4. Учет расходов по реализации.
- 12.5. Учет операционных доходов и расходов.
- 12.6. Учет внереализационных доходов и расходов.
- 12.7. Учет недостач, потерь и порчи материальных ценностей.
- 12.8. Учет резервов предстоящих расходов.
- 12.9. Учет расходов будущих периодов.
- 12.10. Учет доходов будущих периодов.
- 12.11. Учет прибылей и убытков.
- 12.12 Учет нераспределенной прибыли
- Глава 13. Учет источников собственных средств
- 13.1. Учет уставного фонда и собственных акций
- Раздел 1. Счет 80 — Уставный фонд
- Раздел 2. Счет 81 — Собственные акции (доли)
- Раздел 3. Счет 82 — Резервный фонд
- Раздел 4. Счет 83 — Добавочный фонд
- Раздел 5. Счет 86 — Целевое финансирование
- Раздел 6. Счет 14 — Резервы под снижение стоимости материальных ценностей
- Раздел 7. Счет 59 — Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги
- Раздел 8. Счет 63 — Резервы по сомнительным долгам
- Счет 81 «Собственные акции (доли)»
- Счет 82 «Резервный фонд»
- Счет 83 «Добавочный фонд»
- Аналитические данные по счетам 80, 81, 82, 83
- 13.2. Учет резервного и добавочного фондов
- 13.3. Учет целевого финансирования
- Ведомость аналитического учета по счету 86 «Целевое финансирование»
- Исполнитель _________________________________________
- Глава 14. Бухгалтерская отчетность сельскохозяйственных организаций
- 14.1. Общие принципы построения бухгалтерской отчетности
- 14.1.2. Качественные характеристики отчетности
- 14. 1.3. Требования, предъявляемые к отчетности
- 14. 1.4. Виды отчетности, их классификация
- 14. 1.5. Порядок представления, рассмотрения и утверждения бухгалтерской отчетности
- 14.2. Промежуточная отчетность сельскохозяйственных организаций
- 14.4. Состав и содержание годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций
- Литература (красного учебника)
- Литература (с автотранспортом)