8.5.Первичный учет труда и его оплаты.
В сельскохозяйственных организациях для учета труда и его оплаты используются различные первичные документы, которые содержат всю информацию, необходимую для начисления заработной платы и отнесения ее на счета учета затрат на производство.
Для учета отработанного времени, объемов выполненных работ и начисления заработка работникам растениеводства применяют книжку бригадира по учету труда и выполненных работ (ф.ТО-12). Это комбинированный документ, состоящий из двух разделов. Первый раздел называется «Лист учета выполненных работ». В нем по культурам или группам однородных по технологии выращивания культур ведут учет труда и выполненных работ. В книжке все выполненные работы подлежат шифровке. По каждому шифру работ записи производят по четырем позициям. По первой показывают количество человеко-часов, отработанных всеми исполнителями за каждый день, по второй - объем выполненных работ, по третьей - сумму причитающегося заработка за фактически выполненный объем работ. По четвертой строке количество отработанных коне-дней, если сельскохозяйственные работы выполнялись с использованием гужевого транспорта.
Второй раздел книжки бригадира по учету труда и выполненных работ называется «Табель учета рабочего времени и подсчета заработка на конно-ручных работах. В нем по каждому исполнителю за каждый день ведут учет отработанного времени, объема выполненных работ и начисленной оплаты труда. Для отражения этой информации в книжке бригадира отводится шесть строк. По первой строке указывают количество отработанных человеко-часов, по второй - шифр выполняемой работы, по третьей - объем выполненных работ, четвертой - оценку их качества, пятой - сумму заработка за выполненный объем работ и шестой - доплату за качество.
Общая сумма начисленной заработной платы работникам в табеле учета рабочего времени на конно-ручных работах должна соответствовать сумме начисленной заработной платы по объектам затрат в Листе учета выполненных работ.
Записи из первого раздела книжки бригадира переносят в производственный отчет подразделения, а на основании второго раздела составляют расчетно-платежную ведомость.
Для учета работ, выполняемых тракторами, комбайнами и другими самоходными машинами применяют учетный лист тракториста-машиниста (ф.ТО-4). Его выписывают на каждого механизатора отдельно один раз в 10-15 дней.
В учетном листе ежедневно отмечают наименование и объем выполненных работ, отработанное время, сумму начисленной оплаты труда, выполненные нормо-смены, расход топлива по норме и другие показатели.
Записи в учетном листе делают в конце смены или рабочего дня. Его ведет бригадир или сам механизатор на основе обмера и подсчета объема фактически выполненных работ.
Учетный лист тракториста-машиниста подписывают механизатор и агроном.
В сельскохозяйственных организациях значительная часть транспортных работ выполняется тракторным парком. Эти виды работ оформляют путевым листом(на все виды транспортных средств) (ф.№ТО-5). Путевой лист выписывают 3 раза в месяц: 1-го, 11-го и 22-го числа каждого месяца. Он рассчитан на отражение в нем выполненных работ за каждые 10 дней. Выданный механизатору путевой лист должен иметь штамп организации, дату выдачи, порядковый номер с начала года, а также номер и марку трактора, фамилию механизатора.
В путевом листе указывают задание механизатору, т.е. откуда взять и куда доставить груз, наименование груза, время выезда и возвращения в гараж, а также отработанное время, объем выполненных работ, сумма начисленной заработной платы и другие показатели.
Оплата труда работников животноводства производится в зависимости от количества и качества полученной продукции. Показатели, за которые производят начисление оплаты труда каждому работнику, фиксируют в течение месяца в соответствующих первичных документах. К ним относят: акт на оприходование приплода животных (ф.№МЖ-4), акт на перевод животных (ф.№МЖ-3), акт настрига и приема шерсти (ф.№ГП-6), карточка учета надоя молока (ф.№ГП-4), ведомость взвешивания животных (ф.№МЖ-5) и др.
Для группировки данных, накопленных в первичных документах, и учета отработанного времени каждым работником животноводства применяют табель учета рабочего времени и начисления заработка (ф.№ТО-1), который составляет заведующий фермой или другое лицо, на это уполномоченное. В нем по каждому работнику указывают должность (категорию), отработанное время, объем полученной продукции, расценку за единицу , сумму начисленной оплаты труда. Учет отработанного времени ведется ежедневно по каждому работнику фермы. В конце месяца подсчитывают общее количество отработанных человеко-часов отдельным работником и в целом по ферме. Сумму заработка по каждому работнику определяют путем умножения расценки за продукцию на объем полученной продукции. Работникам животноводства, имеющим квалификацию мастер животноводства 1 и 2 класса, производится доплата, что в табеле отражается по отдельной графе. В конце месяца табель учета рабочего времени и начисления заработка передается в бухгалтерию организации , где на основании его составляется расчетно-платежная ведомость.
Для учета труда шоферов, их оплаты и объемов выполненных работ применяют путевые листы. В учетном процессе используют отдельно путевые листы по сдельной и повременной оплате труда шоферов (типовые формы 3с,3п).
Путевые листы выписывают работники диспетчерской службы и выдают водителям под расписку. При дальних рейсах путевой лист выписывают на один рейс, в остальных случаях - на один день. Выдают путевые листы водителям только при условии сдачи предыдущего путевого листа.
На лицевой стороне путевого листа указывают марку и государственный номер машины, фамилию, имя, отчество водителя, а также задание водителю и наименование перевозимого груза. В правом верхнем углу путевого листа грузового автомобиля отмечается время выезда из гаража и возвращения в гараж, показания спидометра. Здесь же отмечают расход топлива.
На обратной стороне отражают последовательность выполнения задания, простои на линии, если они имели место, а также результаты работы автомобиля.
Результаты работы автомобиля характеризуются рядом показателей. Среди них такие, как общий пробег, в том числе тонно-километров и др. Расчет выполненных тонно-километров производится путем умножения пробега с грузом (км), на массу перевезенного груза (тонн) и деленное на количество ездок с грузом.
Пример. Водитель Замураева Н.И. 20 августа на автомобиле ГАЗ-53, государственный номер 97-70 ГСО был занят на перевозке зеленой массы с
поля на ферму. За день он выполнил 16 ездок с грузом, общий пробег составил 80 км, в том числе с грузом 40 км, перевезено 48 т груза. Количество выполненных тонно-километров составит
= 40 х 48 = 120 тонно-километров.
16
Следовательно по данному путевому листу водителю будет начислено в оплату труда за 48 т перевезенного груза и 120 выполненных тонно-километров.
Так как за месяц по каждому водителю может быть до 30 путевых листов, то общая сумма их заработка определяется на основании накопительной ведомости учета работы автотранспорта (ф.УЗ-1), которая ведется в бухгалтерии предприятия.
Если грузовые автомобили сельскохозяйственных организаций были заняты на перевозке грузов в международном сообщении, то для учета объемов выполненных работ и начисления заработной платы водителям применяют путевой лист грузового автомобиля (ф.№4).
Бланки путевых листов изготовляют централизовано, типографским способом. Они являются документами строгой отчетности, имеют серию и учетный номер. По мере потребности путевые листы выдаются под расписку лицу, ответственному за эксплуатацию грузового автотранспорта, выдаваемый водителю путевой лист должен иметь дату выдачи, штампы и печать перевозчика. Заполнение реквизитов путевых листов производится в строгом соответствии с Инструкцией по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов грузового автомобиля №31 от31 марта 2000г. и является обязательным, как для перевозчика, так и для заказчика грузовых автомобилей. Участие водителя в заполнении путевых листов форм №3(с) и №3(п) не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении) автомобиля.
Использование форм путевых листов грузового автотранспорта, отличных от типовых форм №№3(с), 3(п) и 4 запрещается.
Учет отработанного времени, начисление заработной платы работникам вспомогательных, промышленных, обслуживающих и прочих производств , а также работникам строительно-монтажных и ремонтных производств производится на основании учетных листов на сдельную работу (ф.№ТО-3).
В зависимости от условий проведения и характера выполняемых работ учетные листы на сдельную работу выписывают либо на отдельный процесс, либо на количество работ, либо на весь объем.
На лицевой стороне этого документа приводится описание работ, разряд работы, единица измерения, расценка, объем выполняемой работы и сумма, причитающаяся для оплаты труда исполнителей. На обороте указывается состав исполнителей, присвоенный разряд каждому из них, отработано часов каждым работником. Сумма заработной платы, причитающаяся по учетному листу на сдельную работу, распределяется между исполнителями пропорционально отработанному времени и уровню их квалификации. Если работа выполнялась работниками с одинаковым разрядом, то определяют средний заработок за 1 час, а затем умножают его на на количество отработанных часов каждым исполнителем. При разном разряде рабочих заработок между ними распределяют с учетом тарифного коэффициента и отработанного времени.
При закрытии учетного листа производят подсчет итогов по количеству отработанных человеко-часов, человеко-дней, начисленной сумме заработной платы и доплаты. При сдаче работ заказчику документ подписывают: бригадир, лицо сдающее и принимающее работу, экономист и бухгалтер, осуществляющий проверку правильности его составления. Учетный лист на сдельную работу сдается в бухгалтерию предприятия на третий день
после окончания выполненных работ. Он в обязательном порядке утверждается руководителем предприятия.
Учетный лист на сдельную работу может применяться как для группового выполнения работ, так и для индивидуального конкретным исполнителем.
Для учета отработанного времени и начисления заработной платы административно-управленческому и другому персоналу , находящемуся на повременной оплате труда, используют табель учета рабочего времени и начисления заработка при повременной оплате труда (ф.№ТО-2). Этот документ ведется по месту работы. Его открывают в начале месяца, где записывают весь персонал данного подразделения в установленной последовательности. Если в организации осуществляется машинная обработка информации, то в табеле в обязательном порядке, против фамилии каждого работника, проставляют его табельный номер, так как ряд информации по заработной плате будет накапливаться по этому признаку.
Ежедневно в табеле отмечают количество отработанных часов и неявки на работу по различным причинам. Для учета неявок применяют буквенное обозначение. Например, В - выходные и праздничные дни, Б - болезнь, О - отпуск, К - служебные командировки, П - прогул и т.д.
В конце месяца в табеле подсчитывают итоги отработанного времени, дни явок и неявок на работу и сдают в бухгалтерию предприятия, где по данным его начисляется заработная плата.
Для начисления заработной платы персоналу организации при уходе его в очередной отпуск используют такой документ, как расчет среднемесячного заработка (ф.№ТО-6). Расчет применяется также при увольнении работника до окончания месяца. На обратной стороне этого документа указывают сумму начисленной заработной платы по месяцам для определения среднемесячной и среднедневной заработной платы. На лицевой стороне этого документа показывают суммы начислений и удержаний по их видам.
Суммы начисленных премий , выходных пособий и других выплат отражают в ведомости прочих выплат и удержаний (ф.№ТО-9). Широкое применение этот документ находит при машинной обработке информации для учета выплат и удержаний, которые не отражаются в других расчетных документах. К таким выплатам относят: оплата за выполнение государственных и общественных обязанностей, натуральные выдачи и другие разовые выплаты, а также разовые удержания из заработной платы .
Ведомость составляется бухгалтером на основании соответствующих документов, в одном экземпляре.
Данные первичных документов используются для составления сводных и накопительных регистров и отражения сумм заработной платы на счетах бухгалтерского учета.
- Бухгалтерский учет
- Содержание
- Глава 1. Задачи и общие принципы организации бухгалтерского (финансового) учета в сельскохозяйственных организациях.
- Глава 2. Компьютерные информационные технологии бухгалтерского учета организаций апк
- Глава 3. Учет денежных средств.
- Глава 4. Учет расчетных операций.
- Глава 5. Учет материальных ценностей и готовой продукции .
- Глава 6. Учет животных на выращивании и откорме.
- Тема 7. Учет основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов
- Глава 8. Учет труда и его оплаты.
- Глава 9. Учет затрат на производство (Бухгалтерский управленческий учет).
- Глава 10. Учет финансовых вложений.
- Глава 11. Учет вложений во внеоборотные активы.
- Глава 12. Учет финансовых результатов.
- Глава 13. Учет источников собственных средств.
- Глава 14. Бухгалтерская отчетность с/х организаций.
- Глава 1. Задачи и общие принципы организации
- . Задачи бухгалтерского учета в сельскохозяйственных
- 1.2. Подразделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.
- Особенности бухгалтерского учета, обусловленные
- Основные принципы организации бухгалтерского учета в
- План счетов бухгалтерского учета.
- Особенности организации журнально-ордерной формы учета
- Обеспечивающая подсистема
- 2.2. Виды обеспечения аис
- Информационное обеспечение
- Техническое обеспечение
- Программное обеспечение
- Организационное обеспечение
- 2.3. Системы автоматизации учета сельскохозяйственных организаций
- 2. 4. Характеристика технологических процессов
- 2. 5. Автоматизация учета денежных средств и расчетов
- Автоматизация учета кассовых операций
- Автоматизация учета банковских операций
- 2. 6. Автоматизация учета основных средств и нематериальных активов
- 2.7. Автоматизация учета производственных запасов
- 2.8. Автоматизация учета товаров и готовой продукции
- 2.9. Автоматизация учета реализации
- 2.10 Автоматизация учета заработной платы
- 2.11. Автоматизация учета затрат на производство
- 2.12. Автоматизация учета финансовых результатов и формирования отчетности
- 2.13. Формирование бухгалтерской и статистической отчетности
- Глава 3. Учет денежных средств
- 3.1 Учет кассовых операций
- Журнал-ордер по кредиту счета 50 «Касса» за _январь_____2004 г.
- 3.2 Учет денежных средств на текущем (расчетном) счете.
- 3.3 Учет операций на валютных счетах.
- 3.4 Учет денежных средств на специальных счетах в банках
- 3.5 Учет переводов в пути.
- Глава 4. Учет расчетных операций
- 4.1 Формы безналичных расчетов
- 4.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
- 4.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
- 4.4. Учет расчетов по кредитам и займам.
- 4.5. Учет расчетов по налогам и сборам.
- 4.6. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
- 4.7. Учет расчетов с подотчетными лицами.
- 4.8 Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
- 4.9. Учет расчетов с учредителями.
- 4.10. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
- 4.11. Учет внутрихозяйственных расчетов.
- Журнал-ордер № 9-апк
- Тема 5. Учет материальных ценностей и готовой продукции
- 5.1 Общие принципы учета материальных ценностей и
- Исходные данные
- 5.2 Документальное оформление поступления и расходования материально-производственных запасов
- 5.3 Документальное оформление поступления и расходования готовой продукции
- 5.4 Организация учета материально-производственных запасов на складах
- 5.5 Синтетический и аналитический учет материалов и готовой продукции
- Окончание табл.5.2
- 5.6 Контроль за сохранностью материальных ценностей
- Глава 6. Учет животных на выращивании и откорме
- 6.1. Задачи учета и оценка животных на выращивании и откорме
- 6.2. Первичный учет поступления и выбытия животных на выращивании и откорме
- 6.3. Учет животных на ферме
- Глава 7. Учет основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов
- 7.1. Экономическое содержание основных средств, их классификация и задачи учета
- 7.2. Оценка и переоценка основных средств
- 7.3. Документальное оформление операций по движению основных средств
- Раздел 2 заполняется организацией-получателем только в одном (своем) экземпляре.
- 7.4. Синтетический и аналитический учет основных средств
- 7.5. Учет амортизации основных средств
- 7.6. Учет затрат на ремонт и восстановление основных средств
- 7.7. Консервация объектов основных средств
- Глава 8. Учет труда и его оплаты
- 8.1. Сущность заработной платы и задачи ее учета.
- 8.2.Формы и системы оплаты труда. Тарифная система.
- 8.3.Состав и характеристика фонда заработной платы.
- 8.5.Первичный учет труда и его оплаты.
- 8.6.Техника подсчета отдельных видов заработной платы. Расчет среднего заработка.
- 8.7.Виды и учет удержаний из заработной платы.
- 8.8.Группировка и обобщение данных по учету труда и заработной плате.
- 8.9. Синтетический и аналитический учет расчетов по заработной плате.
- Часть 2. Бухгалтерский управленческий учет
- Глава 9. Учет затрат на производство
- 9.1 Основные отличия управленческого учета от финансового
- Отличия управленческого и финансового учета.
- 9.2. Управленческий учет: сущность, объекты и принципы
- 9.3. Система построения управленческого учета на уровне синтетических и аналитических счетов
- 9.4 Классификация затрат и общие принципы их учета.
- 9.5. Группировка затрат на производство по
- 9.6. Классификация затрат по статьям
- 9.7. Учет затрат и распределение работ и услуг
- 9.8. Учет затрат по содержанию и эксплуатации
- 9.9. Учет расходов по организации производства
- 9.10. Учет затрат на производство продукции растениеводства.
- 9.11. Учет затрат на производство продукции животноводства.
- 9.12. Учет затрат на производство продукции
- 9.13. Учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах.
- Глава 10. Учет финансовых вложений
- 10.1. Понятие и виды финансовых вложений.
- Краткосрочные финансовые вложения - это вложение излишка денежных средств в ценные бумаги. Краткосрочные инвестиции выгодны в период действия высоких процентных ставок.
- 10.2. Учет финансовых вложений в ценные бумаги
- 10.3. Учет операций с финансовыми векселями
- 10.4. Учет резерва под обесценение вложений в
- Глава 11. Учет вложений во внеоборотные активы
- 11.1 Капитальные вложения, их классификация и задачи учета.
- 11.2. Учет строительства и приобретения основных средств
- 11.3. Учет затрат на приобретение оборудования к установке
- 11.4. Учет затрат, не увеличивающих стоимости основных средств.
- 11.5. Учет накладных расходов по строительству
- 11.6. Учет затрат по формированию основного стада.
- 11.7. Учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений.
- 11.8.Сводный учет капитальных вложений.
- Глава 12. Учет финансовых результатов
- 12.1. Общие принципы и задачи учета реализации.
- 12.2. Документальное оформление реализации продукции, работ, услуг.
- 12.3. Синтетический и аналитический учет реализации продукции,
- 12.4. Учет расходов по реализации.
- 12.5. Учет операционных доходов и расходов.
- 12.6. Учет внереализационных доходов и расходов.
- 12.7. Учет недостач, потерь и порчи материальных ценностей.
- 12.8. Учет резервов предстоящих расходов.
- 12.9. Учет расходов будущих периодов.
- 12.10. Учет доходов будущих периодов.
- 12.11. Учет прибылей и убытков.
- 12.12 Учет нераспределенной прибыли
- Глава 13. Учет источников собственных средств
- 13.1. Учет уставного фонда и собственных акций
- Раздел 1. Счет 80 — Уставный фонд
- Раздел 2. Счет 81 — Собственные акции (доли)
- Раздел 3. Счет 82 — Резервный фонд
- Раздел 4. Счет 83 — Добавочный фонд
- Раздел 5. Счет 86 — Целевое финансирование
- Раздел 6. Счет 14 — Резервы под снижение стоимости материальных ценностей
- Раздел 7. Счет 59 — Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги
- Раздел 8. Счет 63 — Резервы по сомнительным долгам
- Счет 81 «Собственные акции (доли)»
- Счет 82 «Резервный фонд»
- Счет 83 «Добавочный фонд»
- Аналитические данные по счетам 80, 81, 82, 83
- 13.2. Учет резервного и добавочного фондов
- 13.3. Учет целевого финансирования
- Ведомость аналитического учета по счету 86 «Целевое финансирование»
- Исполнитель _________________________________________
- Глава 14. Бухгалтерская отчетность сельскохозяйственных организаций
- 14.1. Общие принципы построения бухгалтерской отчетности
- 14.1.2. Качественные характеристики отчетности
- 14. 1.3. Требования, предъявляемые к отчетности
- 14. 1.4. Виды отчетности, их классификация
- 14. 1.5. Порядок представления, рассмотрения и утверждения бухгалтерской отчетности
- 14.2. Промежуточная отчетность сельскохозяйственных организаций
- 14.4. Состав и содержание годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций
- Литература (красного учебника)
- Литература (с автотранспортом)