4.1 Формы безналичных расчетов
В процессе деятельности сельскохозяйственные предприятия вступают во взаимоотношения с другими предприятиями и организациями, возникающие ввиду приобретения материально-производственных ресурсов, реализации готовой продукции и т.д. Так, приобретая необходимые материальные ценности для производственного процесса, предприятия вступают в расчетные взаимоотношения с поставщиками нефтепродуктов, минеральных удобрений, запасных частей и др.
В процессе реализации произведенной продукции возникают расчетные отношения с заготовительными организациями: хлебоприемными пунктами, молокозаводами, мясокомбинатами, плодоовощными комбинатами и др. Кроме этого, предприятия вступают во взаимоотношения с финансовыми органами по налогам, фондом социальной защиты населения, фондом содействия занятости населения и др., а также могут иметь расчетные взаимоотношения с отдельными лицами.
Предприятия могут иметь расчетные взаимоотношения с вышестоящими и другими организациями по перераспределению средств, долевому участию и другим обязательствам.
Расчеты между предприятиями и организациями производятся в безналичном порядке при соблюдении следующих условий:
платежи производятся предварительно, т.е. до отгрузки материальных ценностей, или после отгрузки товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг;
платежи осуществляются с согласия плательщика или по его поручению. Плательщик имеет право отказаться от платежа (акцепта) в случаях, предусмотренных законодательством и договором. Безакцептное списание средств со счетов плательщиков производится лишь в случаях, установленных законодательством, договором и правилами расчетов;
платежи производятся за счет собственных средств плательщика, а в отдельных случаях за счет кредитов банка;
все платежи со счетов предприятий осуществляются в порядке наступления сроков платежей.
Безналичные расчеты осуществляются с помощью документов, которые должны соответствовать установленным стандартам и содержать следующие реквизиты:
наименование расчетного документа;
номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки.
Число указывается цифрами, месяц — прописью, год — цифрами;
наименование, код и местонахождение банка плательщика;
наименование плательщика и номер его счета в банке;
наименование получателя средств, номер его счета и наименование, код и местонахождение обслуживающего банка;
назначение и сумму (цифрами и прописью) платежа;
вид операции.
Расчетные документы на перечисление средств в бюджет должны содержать такие дополнительные реквизиты как учетный номер налогоплательщика и код платежа в бюджет.
Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются. Списание средств со счетов плательщиков производится только на основании первого экземпляра расчетного документа, имеющего подписи руководителя и главного бухгалтера и печать предприятия.
В настоящее время между предприятиями и организациями применяются следующие формы расчетов: платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, платежными требованиями, аккредитивами, чеками, в порядке плановых платежей, расчеты на основе зачета взаимных требований, бесспорное списание средств со счетов плательщиков, расчеты чеками из чековой книжки, расчетными чеками. Применяемые формы безналичных расчетов регламентируются утвержденным Положением о безналичных расчетах в Республике Беларусь.
Платежное поручение — это распоряжение владельца расчетного или другого счета обслуживающему его банку о перечислении получателям определенной суммы денежных средств, указанной в поручении.
Платежные поручения применяются как при иногородних, так и одногородних расчетах.
Платежными поручениями могут производиться расчеты:
за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного или другого документа, подтверждающего отпуск товаров, выполнение работ или оказания услуг;
по нетоварным операциям;
при предварительной оплате товаров и услуг, если это предусмотрено договором;
при авансовых платежах;
оплате товарных векселей.
Заготовительные организации производят расчеты с хозяйствами за сданную сельскохозяйственную продукцию платежными поручениями, если иное не оговорено в договоре. Поручения принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете.
Поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки, причем день выписки поручения в расчет не принимается. Выписываются платежные поручения в трех экземплярах, первый из которых с подписями и оттиском печати плательщика служит основанием для проведения операций по списанию средств, второй экземпляр направляется получателю денег вместе с выпиской из его расчетного счета, а третий — выдается плательщику с распиской в приеме поручения и штампом учреждения банка. При перечислении средств нескольким получателям денег предприятие может использовать сводное платежное поручение.
При недостаточности средств на расчетном счете платежные поручения оплачиваются частично в пределах остатков средств на счете плательщика.
В отдельных случаях применяются расчеты платежными поручениями, акцептованными банком. В практике эта форма применяется:
при возврате финорганами, органами государственного налогового комитета и таможенными органами доходов бюджета через предприятия связи;
при расчетах с предприятиями связи за переводы, совершаемые через почту, пересылку почтовых посылок и в оплату наложенных платежей;
при расчетах с транспортными организациями за перевозки грузов, пассажиров и их багажа.
Поручения акцептуются банком при условии депонирования указанной в нем суммы на отдельном счете «Акцептованные платежные поручения».
Плательщик, желающий произвести расчеты акцептованным банком поручением, представляет в обслуживающий его банк для акцепта поручение в четырех экземплярах. Первые два экземпляра подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия и заверяются оттиском печати. Первый экземпляр поручения скрепляется оттиском печати банка и выдается доверенному лицу плательщика, образец подписи которого приведен в тексте поручения, под расписку на втором экземпляре поручения. При необходимости банк может проверить документы, удостоверяющие личность получателя поручения.
Плательщик передает акцептованное банком поручение предприятию связи или транспортной организации, которое представляет их в обслуживающие их банки вместе с поручением-реестром платежных поручений на взыскание платежа. На основании представленных поручений-реестров банк производит оплату и зачисляет средства на счета предприятий связи и других организаций за отгруженную продукцию или оказанные услуги.
Акцептованные поручения, не принятые к оплате вследствие их неправильного оформления, истечения срока действия или по другим причинам, возвращаются предприятию, представившему реестр.
Сумма неиспользованного акцептованного поручения восстанавливается на счете плательщика.
Предприятия могут осуществлять переводы средств через предприятия связи:
на имя отдельных граждан причитающихся лично им средств (пенсии, алименты, заработная плата, авторский гонорар и др.);
на расходы для выплаты заработной платы, по организованному набору рабочих и по заготовке сельскохозяйственной продукции в местах, где нет банков;
наличных сумм торговой выручки, налогов и других средств для зачисления на счета в банках.
С предприятиями связи расчеты за переводы осуществляются, как правило, акцептованными поручениями.
При осуществлении переводов со своих счетов через предприятия связи в бланках-переводах указывается наименование получателя денег, номер его расчетного счета, а также наименование и номер (код) банка, в котором находится этот счет. Предприятия связи оплачивают поступившие в адрес предприятий-получателей переводы поручениями, составляемыми в четырех экземплярах.
В случае перевода средств отдельным лицам организация-плательщик представляет в банк поручение, в котором указывается предприятие связи, оплачивающее переводы наличными, и назначение перечисляемых сумм.
Платежное требование-поручение — это расчетный документ, где содержится требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, отгрузочных и других документов.
Требования-поручения выписываются получателем средств на бланке установленной формы и вместе с отгрузочными и другими предусмотренными договором документами направляются непосредственно плательщику. На первом экземпляре требования-поручения должны быть подписи и оттиск печати получателя средств.
При согласии оплатить требование-поручение плательщик представляет его в обслуживающий банк в 3-х экземплярах. На первом и втором экземплярах должны быть подписи и оттиск печати плательщика.
Требования-поручения принимаются банком к исполнению в сумме, акцептованной плательщиком.
Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.
В случае отказа оплатить требование полностью или частично плательщик уведомляет об этом непосредственно получателя в порядке и сроки, определенные договором.
В случае расчетов платежными требованиями (акцептная, или инкассовая форма) получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчетный документ (платежное требование), содержащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Следовательно, обслуживающий поставщика банк принимает от него платежное требование на инкассо, что означает обязательство банка получить денежные средства от должника (покупателя) путем предъявления ему платежных документов.
Данная форма расчетов применяется между сельскохозяйственными предприятиями, заготовительными организациями, предприятиями торговли и другими покупателями сельскохозяйственной продукции. Указанная форма расчетов устанавливается договором между поставщиками и покупателями.
Платежное требование сдается получателем средств на инкассо в 3-х экземплярах вслед за отгрузкой товара или оказанием услуг, но не позднее срока исковой давности. Банк плательщика принимает требования к оплате в случае его акцепта. Акцепт — согласие плательщика на оплату предъявленных ему платежных требований. Требования оплачиваются с предварительным акцептом, срок которого три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк.
Плательщик имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта требования в течение установленного срока предварительного акцепта. Отказ может бать полным или частичным с указанием основания для него.
В требованиях в обязательном порядке указываются дата и номер договора, дата отгрузки и номера товарно-транспортных или заменяющих документов, способ отправления продукции. На первом и третьем экземпляре требования должны быть подписи и оттиск печати получателя средств.
Требования представляются в банк на инкассо в течение 10 дней со дня их выписки вместе с реестром установленной формы, составленном в двух экземплярах. На всех экземплярах реестров указывается дата фактического представления их в банк.
Первый экземпляр реестра заверяется подписями и оттиском печати получателя средств.
Плательщик обязан следить за поступающими в банк на его имя требованиями.
Для извещения о предстоящем платеже и для акцепта плательщику представляется третий экземпляр требования. Отказ от акцепта требования оформляется заявлением произвольной формы в трех экземплярах, которое заверяется подписями лиц и оттиском печати плательщика.
При наступлении срока платежа и наличии достаточных средств на счете плательщика соответствующая сумма списывается банком и зачисляется на счет получателя.
Аккредитивная форма расчетов гарантирует своевременность и полноту платежа поставщику за отгруженные товары или оказанные услуги. Аккредитив — это поручение банка плательщика (банк-имитент) производить оплату счетов поставщика за отгруженный им товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.
Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления получателя средств (бенефициара).
Для открытия аккредитива плательщик представляет обслуживающему банку (банк-имитент) заявление на аккредитив в 4-х экземплярах, в котором указываются:
вид аккредитива;
наименование приказодателя;
наименование и местонахождение банка-эмитента;
наименование бенефициара;
наименование и местонахождение банка бенефициара;
сумма аккредитива;
номер, дата договора, на основании которого открывается аккредитив;
срок действия аккредитива;
порядок оплаты документов;
полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, порядок их оформления;
срок представления документов в банк бенефициара;
наименование товара;
дата отгрузки товара.
Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств плательщика или за счет кредитов банка. Выставленный аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком (бенефициаром). Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются договором между плательщиком и поставщиком.
Расчеты между предприятиями могут производиться с помощью чеков из чековых книжек. Чек — это письменное поручение владельца расчетного счета (чекодателя) банку о перечислении необходимой суммы средств на счет получателя средств (чекодержателю).
Бланки чеков изготавливаются банком, брошюруются в книжки по 10, 20, 25 и 50 листов. Срок действия чековой книжки 1 год.
Для получения чековой книжки предприятие представляет в банк заявление-обязательство в одном экземпляре и платежное поручение в двух экземплярах, на основании которых осуществляется депонирование средств для оплаты выдаваемых чеков.
Бланки чековых книжек являются документами строгой отчетности. Не разрешается передавать чековые книжки поставщикам, а также подписывать незаполненные бланки чеков.
Полученные в банке чековые книжки могут быть выданы экспедитору или другому подотчетному лицу для производства расчетов за купленные материалы, оказанные услуги.
Чеки выписываются в сумме платежа за товары по приемо-сдаточным документам, если они фактически вывезены покупателем или доставлены ему. Выписанные чеки подписываются должностным лицом покупателя на основании доверенности.
Организации, получившие чеки, предъявляют их в обслуживающее учреждение банка. Чеки предъявляются в банк вместе с поручением-реестром на бланке установленной формы в двух экземплярах, если счета чекодателя и получателя средств находятся в одном учреждении банка, и в четырех экземплярах — если в разных отделениях банка.
При приеме от чекодержателей полученных ими в платеж чеков банк проверяет правильность оформления чеков, реквизиты поручений-реестров, соблюдение сроков их действия, после чего пересылает в банк чекодателя для списания средств.
Банк чекодателя, получив поручение-реестр, регистрирует его и при наличии средств на счете чекодателя оплачивает его.
Если в книжке осталась неиспользованная сумма, то она зачисляется по поручению владельца книжки на его расчетный счет или переносится на новую книжку чеков.
Безналичные расчеты физических лиц с юридическими лицами могут осуществляться посредством расчетных чеков. Расчетный чек — это именной расчетно-денежный документ чекодателя на специальном бланке, который поручает банку перечислить с его счета определенную сумму на счет получателя-чекодержателя. Расчетный чек может быть выдан банком за счет средств, имеющихся на текущем счете физического лица, либо после внесения в банк наличных денежных средств. Выдача расчетных чеков на имя организации или на предъявителя не производится.
После проверки и принятия чека в уплату за товар чекодержатель заполняет на обороте расчетного чека соответствующие реквизиты, ставит дату об уплате и представляет его по месту открытия своего расчетного счета вместе с поручением-реестром.
Расчеты в порядке плановых платежей используются при равномерных постоянных поставках товаров или оказании услуг. В этом случае расчеты осуществляются периодически по договоренности сторон, а не по каждой поставке товаров, путем уплаты платежей равными суммами в обусловленные сроки. Сумма плановых платежей зависит от объема поставок товаров на предстоящий период и установленной (согласованной) периодичности платежей. Стороны обязаны периодически, но не реже одного раза в месяц, уточнять свои расчеты на основе фактического отпуска товаров или оказания услуг за истекший период и производить перерасчеты. Образовавшаяся разница может перечисляться отдельным поручением или засчитываться при очередном платеже.
В день наступления срока платежа плательщик представляет в банк платежное поручение с указанием, что это плановый платеж.
Бесспорное списание средств со счетов всех предприятий осуществляют государственные налоговые инспекции при взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, штрафов и иных санкций в соответствии с законодательными актами, а также по исполнительным и приравненным к ним документам.
Списание средств со счетов в бесспорном порядке производится на основании инкассовых распоряжений взыскателей, представляемых на бланке платежного требования. В распоряжении делается ссылка на дату и номер исполнительного или приравненного к нему документа. Инкассовые распоряжения с приложением исполнительных документов, плательщиков представляются взыскателем средств непосредственно в банк, обслуживающий взыскателя.
Таким образом, для осуществления расчетных операций предприятия используются различные формы безналичных расчетов, что способствует ускорению расчетов и оборачиваемости оборотных средств.
- Бухгалтерский учет
- Содержание
- Глава 1. Задачи и общие принципы организации бухгалтерского (финансового) учета в сельскохозяйственных организациях.
- Глава 2. Компьютерные информационные технологии бухгалтерского учета организаций апк
- Глава 3. Учет денежных средств.
- Глава 4. Учет расчетных операций.
- Глава 5. Учет материальных ценностей и готовой продукции .
- Глава 6. Учет животных на выращивании и откорме.
- Тема 7. Учет основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов
- Глава 8. Учет труда и его оплаты.
- Глава 9. Учет затрат на производство (Бухгалтерский управленческий учет).
- Глава 10. Учет финансовых вложений.
- Глава 11. Учет вложений во внеоборотные активы.
- Глава 12. Учет финансовых результатов.
- Глава 13. Учет источников собственных средств.
- Глава 14. Бухгалтерская отчетность с/х организаций.
- Глава 1. Задачи и общие принципы организации
- . Задачи бухгалтерского учета в сельскохозяйственных
- 1.2. Подразделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.
- Особенности бухгалтерского учета, обусловленные
- Основные принципы организации бухгалтерского учета в
- План счетов бухгалтерского учета.
- Особенности организации журнально-ордерной формы учета
- Обеспечивающая подсистема
- 2.2. Виды обеспечения аис
- Информационное обеспечение
- Техническое обеспечение
- Программное обеспечение
- Организационное обеспечение
- 2.3. Системы автоматизации учета сельскохозяйственных организаций
- 2. 4. Характеристика технологических процессов
- 2. 5. Автоматизация учета денежных средств и расчетов
- Автоматизация учета кассовых операций
- Автоматизация учета банковских операций
- 2. 6. Автоматизация учета основных средств и нематериальных активов
- 2.7. Автоматизация учета производственных запасов
- 2.8. Автоматизация учета товаров и готовой продукции
- 2.9. Автоматизация учета реализации
- 2.10 Автоматизация учета заработной платы
- 2.11. Автоматизация учета затрат на производство
- 2.12. Автоматизация учета финансовых результатов и формирования отчетности
- 2.13. Формирование бухгалтерской и статистической отчетности
- Глава 3. Учет денежных средств
- 3.1 Учет кассовых операций
- Журнал-ордер по кредиту счета 50 «Касса» за _январь_____2004 г.
- 3.2 Учет денежных средств на текущем (расчетном) счете.
- 3.3 Учет операций на валютных счетах.
- 3.4 Учет денежных средств на специальных счетах в банках
- 3.5 Учет переводов в пути.
- Глава 4. Учет расчетных операций
- 4.1 Формы безналичных расчетов
- 4.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
- 4.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
- 4.4. Учет расчетов по кредитам и займам.
- 4.5. Учет расчетов по налогам и сборам.
- 4.6. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
- 4.7. Учет расчетов с подотчетными лицами.
- 4.8 Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
- 4.9. Учет расчетов с учредителями.
- 4.10. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
- 4.11. Учет внутрихозяйственных расчетов.
- Журнал-ордер № 9-апк
- Тема 5. Учет материальных ценностей и готовой продукции
- 5.1 Общие принципы учета материальных ценностей и
- Исходные данные
- 5.2 Документальное оформление поступления и расходования материально-производственных запасов
- 5.3 Документальное оформление поступления и расходования готовой продукции
- 5.4 Организация учета материально-производственных запасов на складах
- 5.5 Синтетический и аналитический учет материалов и готовой продукции
- Окончание табл.5.2
- 5.6 Контроль за сохранностью материальных ценностей
- Глава 6. Учет животных на выращивании и откорме
- 6.1. Задачи учета и оценка животных на выращивании и откорме
- 6.2. Первичный учет поступления и выбытия животных на выращивании и откорме
- 6.3. Учет животных на ферме
- Глава 7. Учет основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов
- 7.1. Экономическое содержание основных средств, их классификация и задачи учета
- 7.2. Оценка и переоценка основных средств
- 7.3. Документальное оформление операций по движению основных средств
- Раздел 2 заполняется организацией-получателем только в одном (своем) экземпляре.
- 7.4. Синтетический и аналитический учет основных средств
- 7.5. Учет амортизации основных средств
- 7.6. Учет затрат на ремонт и восстановление основных средств
- 7.7. Консервация объектов основных средств
- Глава 8. Учет труда и его оплаты
- 8.1. Сущность заработной платы и задачи ее учета.
- 8.2.Формы и системы оплаты труда. Тарифная система.
- 8.3.Состав и характеристика фонда заработной платы.
- 8.5.Первичный учет труда и его оплаты.
- 8.6.Техника подсчета отдельных видов заработной платы. Расчет среднего заработка.
- 8.7.Виды и учет удержаний из заработной платы.
- 8.8.Группировка и обобщение данных по учету труда и заработной плате.
- 8.9. Синтетический и аналитический учет расчетов по заработной плате.
- Часть 2. Бухгалтерский управленческий учет
- Глава 9. Учет затрат на производство
- 9.1 Основные отличия управленческого учета от финансового
- Отличия управленческого и финансового учета.
- 9.2. Управленческий учет: сущность, объекты и принципы
- 9.3. Система построения управленческого учета на уровне синтетических и аналитических счетов
- 9.4 Классификация затрат и общие принципы их учета.
- 9.5. Группировка затрат на производство по
- 9.6. Классификация затрат по статьям
- 9.7. Учет затрат и распределение работ и услуг
- 9.8. Учет затрат по содержанию и эксплуатации
- 9.9. Учет расходов по организации производства
- 9.10. Учет затрат на производство продукции растениеводства.
- 9.11. Учет затрат на производство продукции животноводства.
- 9.12. Учет затрат на производство продукции
- 9.13. Учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах.
- Глава 10. Учет финансовых вложений
- 10.1. Понятие и виды финансовых вложений.
- Краткосрочные финансовые вложения - это вложение излишка денежных средств в ценные бумаги. Краткосрочные инвестиции выгодны в период действия высоких процентных ставок.
- 10.2. Учет финансовых вложений в ценные бумаги
- 10.3. Учет операций с финансовыми векселями
- 10.4. Учет резерва под обесценение вложений в
- Глава 11. Учет вложений во внеоборотные активы
- 11.1 Капитальные вложения, их классификация и задачи учета.
- 11.2. Учет строительства и приобретения основных средств
- 11.3. Учет затрат на приобретение оборудования к установке
- 11.4. Учет затрат, не увеличивающих стоимости основных средств.
- 11.5. Учет накладных расходов по строительству
- 11.6. Учет затрат по формированию основного стада.
- 11.7. Учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений.
- 11.8.Сводный учет капитальных вложений.
- Глава 12. Учет финансовых результатов
- 12.1. Общие принципы и задачи учета реализации.
- 12.2. Документальное оформление реализации продукции, работ, услуг.
- 12.3. Синтетический и аналитический учет реализации продукции,
- 12.4. Учет расходов по реализации.
- 12.5. Учет операционных доходов и расходов.
- 12.6. Учет внереализационных доходов и расходов.
- 12.7. Учет недостач, потерь и порчи материальных ценностей.
- 12.8. Учет резервов предстоящих расходов.
- 12.9. Учет расходов будущих периодов.
- 12.10. Учет доходов будущих периодов.
- 12.11. Учет прибылей и убытков.
- 12.12 Учет нераспределенной прибыли
- Глава 13. Учет источников собственных средств
- 13.1. Учет уставного фонда и собственных акций
- Раздел 1. Счет 80 — Уставный фонд
- Раздел 2. Счет 81 — Собственные акции (доли)
- Раздел 3. Счет 82 — Резервный фонд
- Раздел 4. Счет 83 — Добавочный фонд
- Раздел 5. Счет 86 — Целевое финансирование
- Раздел 6. Счет 14 — Резервы под снижение стоимости материальных ценностей
- Раздел 7. Счет 59 — Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги
- Раздел 8. Счет 63 — Резервы по сомнительным долгам
- Счет 81 «Собственные акции (доли)»
- Счет 82 «Резервный фонд»
- Счет 83 «Добавочный фонд»
- Аналитические данные по счетам 80, 81, 82, 83
- 13.2. Учет резервного и добавочного фондов
- 13.3. Учет целевого финансирования
- Ведомость аналитического учета по счету 86 «Целевое финансирование»
- Исполнитель _________________________________________
- Глава 14. Бухгалтерская отчетность сельскохозяйственных организаций
- 14.1. Общие принципы построения бухгалтерской отчетности
- 14.1.2. Качественные характеристики отчетности
- 14. 1.3. Требования, предъявляемые к отчетности
- 14. 1.4. Виды отчетности, их классификация
- 14. 1.5. Порядок представления, рассмотрения и утверждения бухгалтерской отчетности
- 14.2. Промежуточная отчетность сельскохозяйственных организаций
- 14.4. Состав и содержание годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций
- Литература (красного учебника)
- Литература (с автотранспортом)