logo
Бух

2.7. Автоматизация учета производственных запасов

Автоматизации учета товарно-материальных ценностей может строиться на основе АРМ только работников бухгалтерии либо системы взаимосвязанных АРМ учетных работников нескольких структурных подразделений, в т.ч. АРМ кладовщика, АРМ диспетчеров, АРМ бригадиров, АРМ бухгалтера по выписке ТТН и т.д. Распределенная структура АРМ должна основываться на использовании единой сетевой информационной базы данных, ее создание и функционирование отвечает текущим потребностям бухгалтерских служб, обеспечивает эффективную обработку данных учета, оперативный контроль за состоянием и использованием материальных ценностей. Задача создания корпоративной вычислительной сети для сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь особенна актуальна именно на этом участке учетных работ.

В зависимости от специфики хозяйственной деятельности организации и эксплуатируемого программно-технического комплекса задачи автоматизации учета материальных ценностей и готовой продукции могут решаться на одном либо нескольких АРМ в одном либо нескольких программных модулях. В конфигурации «Главный бухгалтер» обеспечивается единая технология автоматизации учета производственных запасов, товаров и готовой продукции на основе одного программного модуля в единой базе данных. Желательна организация эксплуатации программы на различных рабочих местах, объединенных вычислительной сетью, и предусмотрена возможность разграничения прав доступа к различным функциям программы.

Автоматизация учета материалов

Особенность настройки системы «Главный бухгалтер» на решение задач учета материальных ценностей заключается в организации количественно-стоимостного учета по синтетическим счетам, а также в выборе параметра, определяющего метод списания материалов. Задание признака ведения количественного учета в программах системы «1С» производится в справочнике счетов на этапе конфигурирования.

В системе «Главный бухгалтер» по счету 10 предусмотрено использование трех видов аналитического учета, организуемого при помощи справочников: Материалы, Места хранения и МОЛ. Отклонение в стоимости материальных ценностей учитывается на специальном балансовом счете «16», ведение аналитического учета по счету не предусмотрено.

Справочник материалов содержит перечень всех учитываемых материалов, упорядоченных по уникальным номенклатурным номерам. В справочнике указывается вид материала (собственного изготовления, не собственного изготовления), учетная цена, наценка поставщика, ставка НДС, а также подключается подчиненный справочник «Драгметаллы».

Кроме этого, автоматизация комплекса задач учета материальных ценностей предусматривает также использование справочников валют и классификатор единиц измерения., связанных с корреспондирующими счетами, в частности справочников контрагентов, статей затрат, ставок НДС, видов вариантов реализации и др. Большинство справочников можно пополнять в экранных формах ввода и редактирования оперативной информации.

Остатки по материальным ценностям на дату внедрения оформляются с использованием специальных документов «Ввод остатков материалов» и «Ввод остатков спецодежды». Данные о текущих остатках материалов можно просмотреть в справочнике «Материалы» в любой момент времени, щелкнув кнопку <Остатки> в окне справочника.

Оперативная информация по движению материальных ценностей вводится и отражается в экранных формах документов, которые регистрируются, корректируются и обрабатываются в нескольких журналах.

В журнале «Учет материалов» производится работа с документами, фиксирующими операции поступление материалов от поставщиков, из переработки, из производства на склад, на ответственное хранение, операции по внутреннему перемещению и списанию материалов в производство, на общехозяйственные нужды, а также списание недостач и порчи. Это такие документы как: «Поступление материалов»; «Оприходование сырья и материалов из собственного производства»; «Акт на приход материала с переработки»; «Внутреннее перемещение материалов»; «Акт на списание материалов»; «Материальный отчет»; «Списание по нормам» и др.

Документ «Поступление материалов» предназначен для оформления хозяйственных операций поступления материальных ценностей на склад, либо на ответственное хранение либо в переработку. Экранная форма документа определяется реквизитом «Вид». ТМЦ различных видов и типов вводятся разными документами. При указании цены и количества материала автоматически просчитывается сумма материалов, сумма НДС, рассчитывается сумма операции. В процессе ввода осуществляется контроль на правильность ввода даты, уникальность номера документа, соответствие кодов справочника, проставление обязательных реквизитов документов. Все документы после сохранения формируют бухгалтерские записи по счетам, которые можно просмотреть в журнале операций либо журнале проводок.

Операции по поступлению материальных ценностей от подотчетных лиц регистрируются в журнале «Авансовые отчеты» раздела «Учет расчетов с подотчетными лицами». Подотчетное лицо вводится как элемент справочника «Сотрудники».

Хозяйственные операции по учету наличия и движения материальных ценностей в эксплуатации оформляются с использованием ряда специальных документов, сгруппированных в разделе «Учет спецодежды, спецоснастки в эксплуатации». Это документы: «Ввод в эксплуатацию спецодежды и спецоснастки», «Выбытие спецодежды и спецоснастки», «Внутреннее перемещение спецодежды и спецоснастки», «Расчет износа».

После отражения хозяйственных операций в бухгалтерии формируются и печатаются выходные формы о наличии и движении материальных ценностей в различных разрезах, в частности:

Автоматизация учета животных на выращивании и откорме

Рассматриваемая автоматизированная система «Главный бухгалтер» является универсальным программным продуктом и в своей базовой поставке не предусматривает автоматизацию обработки специфических отраслевых особенностей. Так, в частности, в перечень документов не включены специальные первичные и отчетные документы для организаций АПК. В то же время, система «1С» является гибкой и позволяет квалифицированному пользователю автоматизировать необходимые процессы обработки.

Так для ведения учета по счету «Учет животных на выращивании и откорме» бухгалтер сельскохозяйственной организации должен выполнить настройку плана счетов и установить количественный и аналитический учет по счету. Данная настройка выполняется в режиме «Конфигуратор» при условии монопольного использования системы. Пользователь должен вызвать функцию изменения конфигурации. На закладке «Метаданные» в дереве структуры метаданных необходимо выбрать объект «План счетов», «Основной».

В открывшемся окне плана счетов необходимо перейти на запись счета 11. В графе установки признака ведения количественного учета по счету следует выбрать из списка знак «+». В графе «Субконто 1» необходимо подключить справочник для ведения учета по группам животных. Из списка предлагаемых системой справочников более всего подходит четырехуровневый справочник «Номенклатура». В графе «Субконто2» целесообразно подключить справочник для ведения учета по фермам, в качестве которого подходит справочник «Места хранения». В графе «Субконто 3» пользователь может подключить справочник материально-ответственных лиц. Результат ввода реквизитов показан на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Настройка плана счетов

При закрытии окна плана счетов выполняется реорганизация информации. После чего пользователь может переходить к заполнению справочной информации и вводу остатков.

На первом уровне справочника «Номенклатура» вводится учетная группа «Животные на выращивании и откорме», на втором уровне — группы записей организуются пользователем исходя из субсчетов 11 счета, установленных в рабочем плане счетов. На третьем уровне в зависимости от применяемой организации учета животных могут быть созданы подгруппы согласно половозрастным признакам, либо вводятся непосредственно объекты учета. Возможный вариант построения справочника продемонстрирован на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Построение справочника «Номенклатура»

Данные об остатках (вступительное сальдо) и оборотах по движению животных и птицы могут регистрироваться путем непосредственного ввода хозяйственных операций в журнал операций, либо путем формирования записей с использованием механизма типовых хозяйственных операций.

После отражения хозяйственных операций формируются и выводятся на печать такие выходные формы, как: