2.7. Автоматизация учета производственных запасов
Автоматизации учета товарно-материальных ценностей может строиться на основе АРМ только работников бухгалтерии либо системы взаимосвязанных АРМ учетных работников нескольких структурных подразделений, в т.ч. АРМ кладовщика, АРМ диспетчеров, АРМ бригадиров, АРМ бухгалтера по выписке ТТН и т.д. Распределенная структура АРМ должна основываться на использовании единой сетевой информационной базы данных, ее создание и функционирование отвечает текущим потребностям бухгалтерских служб, обеспечивает эффективную обработку данных учета, оперативный контроль за состоянием и использованием материальных ценностей. Задача создания корпоративной вычислительной сети для сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь особенна актуальна именно на этом участке учетных работ.
В зависимости от специфики хозяйственной деятельности организации и эксплуатируемого программно-технического комплекса задачи автоматизации учета материальных ценностей и готовой продукции могут решаться на одном либо нескольких АРМ в одном либо нескольких программных модулях. В конфигурации «Главный бухгалтер» обеспечивается единая технология автоматизации учета производственных запасов, товаров и готовой продукции на основе одного программного модуля в единой базе данных. Желательна организация эксплуатации программы на различных рабочих местах, объединенных вычислительной сетью, и предусмотрена возможность разграничения прав доступа к различным функциям программы.
Автоматизация учета материалов
Особенность настройки системы «Главный бухгалтер» на решение задач учета материальных ценностей заключается в организации количественно-стоимостного учета по синтетическим счетам, а также в выборе параметра, определяющего метод списания материалов. Задание признака ведения количественного учета в программах системы «1С» производится в справочнике счетов на этапе конфигурирования.
В системе «Главный бухгалтер» по счету 10 предусмотрено использование трех видов аналитического учета, организуемого при помощи справочников: Материалы, Места хранения и МОЛ. Отклонение в стоимости материальных ценностей учитывается на специальном балансовом счете «16», ведение аналитического учета по счету не предусмотрено.
Справочник материалов содержит перечень всех учитываемых материалов, упорядоченных по уникальным номенклатурным номерам. В справочнике указывается вид материала (собственного изготовления, не собственного изготовления), учетная цена, наценка поставщика, ставка НДС, а также подключается подчиненный справочник «Драгметаллы».
Кроме этого, автоматизация комплекса задач учета материальных ценностей предусматривает также использование справочников валют и классификатор единиц измерения., связанных с корреспондирующими счетами, в частности справочников контрагентов, статей затрат, ставок НДС, видов вариантов реализации и др. Большинство справочников можно пополнять в экранных формах ввода и редактирования оперативной информации.
Остатки по материальным ценностям на дату внедрения оформляются с использованием специальных документов «Ввод остатков материалов» и «Ввод остатков спецодежды». Данные о текущих остатках материалов можно просмотреть в справочнике «Материалы» в любой момент времени, щелкнув кнопку <Остатки> в окне справочника.
Оперативная информация по движению материальных ценностей вводится и отражается в экранных формах документов, которые регистрируются, корректируются и обрабатываются в нескольких журналах.
В журнале «Учет материалов» производится работа с документами, фиксирующими операции поступление материалов от поставщиков, из переработки, из производства на склад, на ответственное хранение, операции по внутреннему перемещению и списанию материалов в производство, на общехозяйственные нужды, а также списание недостач и порчи. Это такие документы как: «Поступление материалов»; «Оприходование сырья и материалов из собственного производства»; «Акт на приход материала с переработки»; «Внутреннее перемещение материалов»; «Акт на списание материалов»; «Материальный отчет»; «Списание по нормам» и др.
Документ «Поступление материалов» предназначен для оформления хозяйственных операций поступления материальных ценностей на склад, либо на ответственное хранение либо в переработку. Экранная форма документа определяется реквизитом «Вид». ТМЦ различных видов и типов вводятся разными документами. При указании цены и количества материала автоматически просчитывается сумма материалов, сумма НДС, рассчитывается сумма операции. В процессе ввода осуществляется контроль на правильность ввода даты, уникальность номера документа, соответствие кодов справочника, проставление обязательных реквизитов документов. Все документы после сохранения формируют бухгалтерские записи по счетам, которые можно просмотреть в журнале операций либо журнале проводок.
Операции по поступлению материальных ценностей от подотчетных лиц регистрируются в журнале «Авансовые отчеты» раздела «Учет расчетов с подотчетными лицами». Подотчетное лицо вводится как элемент справочника «Сотрудники».
Хозяйственные операции по учету наличия и движения материальных ценностей в эксплуатации оформляются с использованием ряда специальных документов, сгруппированных в разделе «Учет спецодежды, спецоснастки в эксплуатации». Это документы: «Ввод в эксплуатацию спецодежды и спецоснастки», «Выбытие спецодежды и спецоснастки», «Внутреннее перемещение спецодежды и спецоснастки», «Расчет износа».
После отражения хозяйственных операций в бухгалтерии формируются и печатаются выходные формы о наличии и движении материальных ценностей в различных разрезах, в частности:
-
Главная книга;
-
Ведомость и (или) журнал-ордер по счету 10;
-
Оборотно – сальдовая ведомость по материалам;
-
Сальдовая ведомость по материалам;
-
Анализ субконто «Материалы»;
-
Инвентаризационная ведомость и др.
Автоматизация учета животных на выращивании и откорме
Рассматриваемая автоматизированная система «Главный бухгалтер» является универсальным программным продуктом и в своей базовой поставке не предусматривает автоматизацию обработки специфических отраслевых особенностей. Так, в частности, в перечень документов не включены специальные первичные и отчетные документы для организаций АПК. В то же время, система «1С» является гибкой и позволяет квалифицированному пользователю автоматизировать необходимые процессы обработки.
Так для ведения учета по счету «Учет животных на выращивании и откорме» бухгалтер сельскохозяйственной организации должен выполнить настройку плана счетов и установить количественный и аналитический учет по счету. Данная настройка выполняется в режиме «Конфигуратор» при условии монопольного использования системы. Пользователь должен вызвать функцию изменения конфигурации. На закладке «Метаданные» в дереве структуры метаданных необходимо выбрать объект «План счетов», «Основной».
В открывшемся окне плана счетов необходимо перейти на запись счета 11. В графе установки признака ведения количественного учета по счету следует выбрать из списка знак «+». В графе «Субконто 1» необходимо подключить справочник для ведения учета по группам животных. Из списка предлагаемых системой справочников более всего подходит четырехуровневый справочник «Номенклатура». В графе «Субконто2» целесообразно подключить справочник для ведения учета по фермам, в качестве которого подходит справочник «Места хранения». В графе «Субконто 3» пользователь может подключить справочник материально-ответственных лиц. Результат ввода реквизитов показан на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Настройка плана счетов
При закрытии окна плана счетов выполняется реорганизация информации. После чего пользователь может переходить к заполнению справочной информации и вводу остатков.
На первом уровне справочника «Номенклатура» вводится учетная группа «Животные на выращивании и откорме», на втором уровне — группы записей организуются пользователем исходя из субсчетов 11 счета, установленных в рабочем плане счетов. На третьем уровне в зависимости от применяемой организации учета животных могут быть созданы подгруппы согласно половозрастным признакам, либо вводятся непосредственно объекты учета. Возможный вариант построения справочника продемонстрирован на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Построение справочника «Номенклатура»
Данные об остатках (вступительное сальдо) и оборотах по движению животных и птицы могут регистрироваться путем непосредственного ввода хозяйственных операций в журнал операций, либо путем формирования записей с использованием механизма типовых хозяйственных операций.
После отражения хозяйственных операций формируются и выводятся на печать такие выходные формы, как:
-
Журнал-ордер и ведомость по счету 11. Документ является аналогом журнала-ордера № 14 АПК.
-
Оборотно- сальдовая ведомость по счету. Документ формируется за период, равный отчетному месяцу, по 11 счету с развернутым субконто «Номенклатура». Представляет собой аналог отчета о движении скота и птицы.
-
Журнал-ордер по субконто. Документ целесообразно формировать ежемесячно в целом по организации по 11 счету с установленным параметром «С начала года» и развернутым аналитическим учетом по двум субконто. Данный документ является регистром текущего аналитического учета и может быть предназначен для заполнения форм отчетности по движению животных и птицы.
- Бухгалтерский учет
- Содержание
- Глава 1. Задачи и общие принципы организации бухгалтерского (финансового) учета в сельскохозяйственных организациях.
- Глава 2. Компьютерные информационные технологии бухгалтерского учета организаций апк
- Глава 3. Учет денежных средств.
- Глава 4. Учет расчетных операций.
- Глава 5. Учет материальных ценностей и готовой продукции .
- Глава 6. Учет животных на выращивании и откорме.
- Тема 7. Учет основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов
- Глава 8. Учет труда и его оплаты.
- Глава 9. Учет затрат на производство (Бухгалтерский управленческий учет).
- Глава 10. Учет финансовых вложений.
- Глава 11. Учет вложений во внеоборотные активы.
- Глава 12. Учет финансовых результатов.
- Глава 13. Учет источников собственных средств.
- Глава 14. Бухгалтерская отчетность с/х организаций.
- Глава 1. Задачи и общие принципы организации
- . Задачи бухгалтерского учета в сельскохозяйственных
- 1.2. Подразделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.
- Особенности бухгалтерского учета, обусловленные
- Основные принципы организации бухгалтерского учета в
- План счетов бухгалтерского учета.
- Особенности организации журнально-ордерной формы учета
- Обеспечивающая подсистема
- 2.2. Виды обеспечения аис
- Информационное обеспечение
- Техническое обеспечение
- Программное обеспечение
- Организационное обеспечение
- 2.3. Системы автоматизации учета сельскохозяйственных организаций
- 2. 4. Характеристика технологических процессов
- 2. 5. Автоматизация учета денежных средств и расчетов
- Автоматизация учета кассовых операций
- Автоматизация учета банковских операций
- 2. 6. Автоматизация учета основных средств и нематериальных активов
- 2.7. Автоматизация учета производственных запасов
- 2.8. Автоматизация учета товаров и готовой продукции
- 2.9. Автоматизация учета реализации
- 2.10 Автоматизация учета заработной платы
- 2.11. Автоматизация учета затрат на производство
- 2.12. Автоматизация учета финансовых результатов и формирования отчетности
- 2.13. Формирование бухгалтерской и статистической отчетности
- Глава 3. Учет денежных средств
- 3.1 Учет кассовых операций
- Журнал-ордер по кредиту счета 50 «Касса» за _январь_____2004 г.
- 3.2 Учет денежных средств на текущем (расчетном) счете.
- 3.3 Учет операций на валютных счетах.
- 3.4 Учет денежных средств на специальных счетах в банках
- 3.5 Учет переводов в пути.
- Глава 4. Учет расчетных операций
- 4.1 Формы безналичных расчетов
- 4.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
- 4.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
- 4.4. Учет расчетов по кредитам и займам.
- 4.5. Учет расчетов по налогам и сборам.
- 4.6. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
- 4.7. Учет расчетов с подотчетными лицами.
- 4.8 Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
- 4.9. Учет расчетов с учредителями.
- 4.10. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
- 4.11. Учет внутрихозяйственных расчетов.
- Журнал-ордер № 9-апк
- Тема 5. Учет материальных ценностей и готовой продукции
- 5.1 Общие принципы учета материальных ценностей и
- Исходные данные
- 5.2 Документальное оформление поступления и расходования материально-производственных запасов
- 5.3 Документальное оформление поступления и расходования готовой продукции
- 5.4 Организация учета материально-производственных запасов на складах
- 5.5 Синтетический и аналитический учет материалов и готовой продукции
- Окончание табл.5.2
- 5.6 Контроль за сохранностью материальных ценностей
- Глава 6. Учет животных на выращивании и откорме
- 6.1. Задачи учета и оценка животных на выращивании и откорме
- 6.2. Первичный учет поступления и выбытия животных на выращивании и откорме
- 6.3. Учет животных на ферме
- Глава 7. Учет основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов
- 7.1. Экономическое содержание основных средств, их классификация и задачи учета
- 7.2. Оценка и переоценка основных средств
- 7.3. Документальное оформление операций по движению основных средств
- Раздел 2 заполняется организацией-получателем только в одном (своем) экземпляре.
- 7.4. Синтетический и аналитический учет основных средств
- 7.5. Учет амортизации основных средств
- 7.6. Учет затрат на ремонт и восстановление основных средств
- 7.7. Консервация объектов основных средств
- Глава 8. Учет труда и его оплаты
- 8.1. Сущность заработной платы и задачи ее учета.
- 8.2.Формы и системы оплаты труда. Тарифная система.
- 8.3.Состав и характеристика фонда заработной платы.
- 8.5.Первичный учет труда и его оплаты.
- 8.6.Техника подсчета отдельных видов заработной платы. Расчет среднего заработка.
- 8.7.Виды и учет удержаний из заработной платы.
- 8.8.Группировка и обобщение данных по учету труда и заработной плате.
- 8.9. Синтетический и аналитический учет расчетов по заработной плате.
- Часть 2. Бухгалтерский управленческий учет
- Глава 9. Учет затрат на производство
- 9.1 Основные отличия управленческого учета от финансового
- Отличия управленческого и финансового учета.
- 9.2. Управленческий учет: сущность, объекты и принципы
- 9.3. Система построения управленческого учета на уровне синтетических и аналитических счетов
- 9.4 Классификация затрат и общие принципы их учета.
- 9.5. Группировка затрат на производство по
- 9.6. Классификация затрат по статьям
- 9.7. Учет затрат и распределение работ и услуг
- 9.8. Учет затрат по содержанию и эксплуатации
- 9.9. Учет расходов по организации производства
- 9.10. Учет затрат на производство продукции растениеводства.
- 9.11. Учет затрат на производство продукции животноводства.
- 9.12. Учет затрат на производство продукции
- 9.13. Учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах.
- Глава 10. Учет финансовых вложений
- 10.1. Понятие и виды финансовых вложений.
- Краткосрочные финансовые вложения - это вложение излишка денежных средств в ценные бумаги. Краткосрочные инвестиции выгодны в период действия высоких процентных ставок.
- 10.2. Учет финансовых вложений в ценные бумаги
- 10.3. Учет операций с финансовыми векселями
- 10.4. Учет резерва под обесценение вложений в
- Глава 11. Учет вложений во внеоборотные активы
- 11.1 Капитальные вложения, их классификация и задачи учета.
- 11.2. Учет строительства и приобретения основных средств
- 11.3. Учет затрат на приобретение оборудования к установке
- 11.4. Учет затрат, не увеличивающих стоимости основных средств.
- 11.5. Учет накладных расходов по строительству
- 11.6. Учет затрат по формированию основного стада.
- 11.7. Учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений.
- 11.8.Сводный учет капитальных вложений.
- Глава 12. Учет финансовых результатов
- 12.1. Общие принципы и задачи учета реализации.
- 12.2. Документальное оформление реализации продукции, работ, услуг.
- 12.3. Синтетический и аналитический учет реализации продукции,
- 12.4. Учет расходов по реализации.
- 12.5. Учет операционных доходов и расходов.
- 12.6. Учет внереализационных доходов и расходов.
- 12.7. Учет недостач, потерь и порчи материальных ценностей.
- 12.8. Учет резервов предстоящих расходов.
- 12.9. Учет расходов будущих периодов.
- 12.10. Учет доходов будущих периодов.
- 12.11. Учет прибылей и убытков.
- 12.12 Учет нераспределенной прибыли
- Глава 13. Учет источников собственных средств
- 13.1. Учет уставного фонда и собственных акций
- Раздел 1. Счет 80 — Уставный фонд
- Раздел 2. Счет 81 — Собственные акции (доли)
- Раздел 3. Счет 82 — Резервный фонд
- Раздел 4. Счет 83 — Добавочный фонд
- Раздел 5. Счет 86 — Целевое финансирование
- Раздел 6. Счет 14 — Резервы под снижение стоимости материальных ценностей
- Раздел 7. Счет 59 — Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги
- Раздел 8. Счет 63 — Резервы по сомнительным долгам
- Счет 81 «Собственные акции (доли)»
- Счет 82 «Резервный фонд»
- Счет 83 «Добавочный фонд»
- Аналитические данные по счетам 80, 81, 82, 83
- 13.2. Учет резервного и добавочного фондов
- 13.3. Учет целевого финансирования
- Ведомость аналитического учета по счету 86 «Целевое финансирование»
- Исполнитель _________________________________________
- Глава 14. Бухгалтерская отчетность сельскохозяйственных организаций
- 14.1. Общие принципы построения бухгалтерской отчетности
- 14.1.2. Качественные характеристики отчетности
- 14. 1.3. Требования, предъявляемые к отчетности
- 14. 1.4. Виды отчетности, их классификация
- 14. 1.5. Порядок представления, рассмотрения и утверждения бухгалтерской отчетности
- 14.2. Промежуточная отчетность сельскохозяйственных организаций
- 14.4. Состав и содержание годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций
- Литература (красного учебника)
- Литература (с автотранспортом)