logo search
Бух

7.4. Синтетический и аналитический учет основных средств

Аналитический пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией организации на инвентарных карточках учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей.

При наличии большого количества объектов основных средств по месту их эксплуатации (нахождения) учет может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта.

Заполнение инвентарных карточек или инвентарных книг производится на основе первичной документации: актов приемки-передачи, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, изготовление, перемещение и выбытие объектов основных средств. В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены основные данные по объекту основных средств: срок полезного использования; способ начисления амортизации; индивидуальная характеристика объекта. Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии.

Техническая документация, относящаяся к инвентарному объекту, может передаваться по месту эксплуатации объекта с соответствующей отметкой в инвентарной карточке.

Все основные средства, находящиеся в эксплуатации, закрепляются за материально-ответственными лицами, бригадами, фермами и другими подразделениями, закрепление основных средств производится в инвентаризационных описях основных средств.

Для инвентарного учета основных средств в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 8 декабря 2003 № 168 предназначены следующие документы:

Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма ОС-6);

Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма ОС-6а);

Инвентарная книга учета объектов основных средств" (ОС-6б).

Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма ОС-6), инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма ОС-6а), инвентарная книга учета объектов основных средств (форма ОС-6б) применяются для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации. Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма ОС-6а) применяется только для учета наличия производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей. При необходимости для учета наличия, а также учета движения внутри организации производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей можно применять инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма ОС-6). Ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре: на каждый объект - по форме ОС-6б, на группу объектов - по форме ОС-6а, для объектов основных средств малых предприятий - по форме ОС-6б.

Записи при приеме-передаче производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы ОС-1, ОС-1а) и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и других). Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.

В показателях граф "Сумма начисленной амортизации" указывается сумма начисленной амортизации с начала эксплуатации.

Инвентарный учет животных основного стада допускается вести в Книге учета движения животных и птицы (Сельхозучет, форма № МЖ-1), а также в инвентарной карточке учета объекта основных средств (форма ОС-6) или в инвентарной карточке группового учета объектов основных средств (форма ОС-6а).

Карточки хранятся в бухгалтерии сельскохозяйственной организации. Если объект списывается как непригодный для дальнейшей эксплуатации, продается или передается безвозмездно карточка учета с отметкой причин выбытия помещается в картотеку выбывших основных средств и хранится там 3-5 лет, после чего уничтожается.

На переданные в аренду основные средства открывается отдельная картотека, где карточки хранятся до окончания срок аренды. По основным средствам, содержащим драгоценные металлы в инвентарной карточке делается отметка об их наличии и количестве. При списании основных средств драгоценные и цветные металлы и содержащие их детали изымаются и сдаются на склад по требованию-накладной (Сельхозучет, форма № ПЗ-6).

Карточка учета многолетних насаждений (Сельхозучет, форма № ОС-11к) применяется для учета всех видов многолетних насаждений: плодовых, декоративных, полезащитных и других. Карточку открывают на каждый вид насаждений. Ведется она бухгалтерией хозяйства в одном экземпляре. Открывается карточка на весь период нахождения многолетних насаждений в хозяйстве. После сдачи насаждений в эксплуатацию в карточке проставляется срок полезного использования, рассчитывается норма амортизации.

Если многолетние насаждения списываются с баланса хозяйства в связи с полной их изреженностью, истечением периода биологического плодоношения и т.д., карточка изымается из картотеки, прикладывается к Акту на списание многолетних насаждений и прекращает свое существование. В том случае, когда многолетние насаждения в плодоносящем возрасте продаются или передаются другой организации безвозмездно, копия карточки вместе со вторым экземпляром Акта приема-передачи многолетних насаждений и ввода их в эксплуатацию передается покупателю или лицу, принимающему насаждения безвозмездно. Подлинник ее бухгалтерией хозяйства помещается в картотеку реализованных, переданных в аренду или безвозмездно многолетних насаждений организации и хранится там 3-5 лет, после чего уничтожается.

Регистрация карточек по учету основных средств может производиться в Описи карточек по учету основных средств (форма ОС-7) или в Описи карточек по учету основных средств (Сельхозучет, форма № ОС-12к)

Опись карточек по учету основных средств (Сельхозучет, форма № ОС-12к) описи применяется для контроля за соблюдением классификационной структуры основных средств, обеспечения сохранности карточек их учета и учета движения основных средств по классификационным группам в течение года. Опись ведется в бухгалтерии организации. Запись из инвентарных карточек делается по классификационным группам. Она составляется один раз в пять лет. Для того, чтобы в нее можно было вносить записи по вновь поступающим в хозяйство в течение пяти лет основным средствам, в описи резервируется по каждой классификационной группе определенное хозяйством количество свободных страниц. По поступающим в хозяйство средствам в описи делается запись с указанием числа, месяца, года их поступления и первоначальной стоимости объекта. При выбытии основных средств в ней записывается число, месяц, год выбытия, а также их стоимость.

Инвентарные карточки на принятые к бухгалтерскому учету объекты основных средств, а также списанные с бухгалтерского учета в течение отчетного месяца находятся до конца месяца обособленно от инвентарных карточек других основных средств.

На основе соответствующих данных бухгалтерского и оперативного учета, а также технической документации в организации осуществляется оперативный контроль за использованием основных средств.

Бухгалтерский учет основных средств ведется на счета 01 «Основные средства». Счет 01 «Основные средства» является активным, основным, инвентарным. На счете 01 «Основные средства» отражаются наличие и движение собственных основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, полученных в аренду (лизинг), доверительное управление. По дебету счета отражается остаток основных средств на начало отчетного периода, их поступление, увеличение стоимости, а по кредиту – выбытие.

В разрезе счета 01 «Основные средства» организации могут открывать необходимые субсчета и аналитические счета, например:

"Собственные основные средства",

"Арендованные основные средства",

"Основные средства, полученные в лизинг с правом выкупа",

"Основные средства, полученные в доверительное управление",

"Выбытие основных средств" и т.д.

Для учета выбытия объектов основных средств (продажа, списание, частичная ликвидация, безвозмездная передача и др.) к счету 01 "Основные средства" открывается субсчет "Выбытие основных средств". Остаточная стоимость объекта списывается с кредита счета 01, субсчет "Выбытие основных средств", в дебет счета 91 "Операционные доходы и расходы", при безвозмездной передаче – в дебет счета 92 "Внереализационные доходы и расходы" и др.

Объект основных средств, находящихся в собственности двух или нескольких организаций, отражается в каждой из них на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле стоимости, закрепленной договорами, нормативными актами или другими документами.

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение первоначальной стоимости их при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, техперевооружении или проведении других работ, оформленных в качестве капитальных вложений, отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Капитальные вложения в арендованные основные средства являются собственностью арендатора, если иное не предусмотрено договором аренды. При этом арендатор может передать произведенные капитальные вложения арендодателю (при его согласии принятия на баланс), т.е. отразить списание указанных капитальных вложений, произведя записи по кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции с дебетом счета 91 "Операционные доходы и расходы".

При несогласии арендодателя принять на баланс капитальные вложения, произведенные арендатором, арендатор образовывает новый инвентарный объект. В этом случае затраты по законченным работам капитального характера списываются с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 01 "Основные средства", и на сумму произведенных затрат арендатором открывается отдельная инвентарная карточка.

На счете 01 не отражается информация о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие материальные ценности, предоставляемые организацией во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. Для учета такого имущества, сдаваемого в аренду, в лизинг, на прокат и т.д., предназначен счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности".

Оценка и отражение движения основных средств зависят от каналов их поступления и выбытия.

Хозяйственные операции по поступлению основных средств отражаются в бухгалтерском учете в зависимости от каналов поступления.

Приобретение основных средств у поставщиков

Предварительно все затраты по приобретению, доставке в организацию, монтажу, включая консультационные, посреднические услуги по приобретению, оказанные сторонними организациями, учитывают на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", что отражается по дебету счета 08 и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». Входной НДС, выставленный поставщиком (сторонней организацией) отражается по дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам». Расходы по доставке основных средств собственным транспортом отражаются записью по дебету счета 08 и кредиту счета 23 «Вспомогательные производства». Ввод основных средств в эксплуатацию отражается по дебету счета 01 и кредиту счета 08. На сумму начисленного НДС от фактической себестоимости доставки собственным транспортом составляется запись по дебету счета 18 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Строительство объектов основных средств

При строительстве подрядным способом на сумму затрат по строительству составляется запись по дебету счета 08 в корреспонденции с кредитом счета 60, на сумму выставленного подрядчиком НДС делается запись по дебету счета 18 и кредиту счета 60. Принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта отражается по дебету счета 01 и кредиту счета 08. При вводе объекта в эксплуатацию построенного объекта начисляется НДС записью по дебету счета 18 и кредиту счета 68. Принятие к вычету «входного» НДС, выделенного подрядчиком в объеме оплаченного НДС, в месяце ввода объекта в эксплуатацию отражается по дебету счета 68 и кредиту счета 18. Принятие к вычету НДС по введенному в эксплуатацию объекту по 1/12 начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта отражается записью по дебету счета 68 и кредиту счета 18

При строительстве хозяйственным способом затраты по строительству отражаются по дебету счета 08 и кредиту счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 10 «Материалы» и т.д. Принятие объекта в эксплуатацию законченного строительством объекта отражается по дебету счета 01 и кредиту счета 08. Начисляется НДС при вводе объекта в эксплуатацию по дебету счета 18 и кредиту счета 68. Принимается к вычету НДС по введенному в эксплуатацию объекту по 1/12 начиная с месяца, следующего за месяцем ввода.

Создание (производство) организацией основных средств

Организации могут изготавливать основные средства самостоятельно. При изготовлении их собственными силами в бухгалтерском учете на сумму затрат по созданию объекта производятся следующие записи по дебету счета 23 «Вспомогательные производства», субсчет 4 "Изготовление инструментов, штампов, запасных частей, строительных деталей и конструкций" в корреспонденции с кредитом счетов 70, 69, 68, 10 и т.д. Ввод в эксплуатацию объекта отражается по дебету счета 01 и кредиту счета 08, начисление НДС в месяце ввода объекта – по дебету счета 18 и кредиту счета 68.

Перевод молодняка животных, выращенного организацией, в основное стадо

Предварительно затраты по переводимому в основное стадо молодняку продуктивных животных и рабочего скота учитываются на счете 08, субсчете 7 "Перевод молодняка в основное стадо", в бухгалтерском учете при этом производится запись по дебету счета 08 и кредиту счета 11 «Животные на выращивании и откорме» по плановой себестоимости 1 ц живой массы в течение отчетного года. Одновременно производится запись по дебету счета 01 и кредиту счета 08. НДС при переводе молодняка продуктивного скота в основное стадо не начисляется. В конце года после составления отчетной калькуляции списание калькуляционных разниц отражается по дебету счета 08 и кредиту счета 11 при превышении фактической себестоимости живой массы над плановой или по дебету счета 08 и кредиту счета 11 методом «красное сторно» при превышении плановой себестоимости живой массы над фактической. Одновременно производится уточнение оценки скота по окончании отчетного года записью по дебету счета 01 и кредиту счета 08.

Приобретение взрослых животных для пополнения основного стада

На счете 08, субсчете 8 "Приобретение взрослых животных" учитывается стоимость взрослого продуктивного и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его доставке. На стоимость скота, приобретенного для пополнения основного стада, и фактических расходов по доставке производится запись по дебету счета 08, субсчет 8 и кредиту счетов 60, 76. Сумма выставленного НДС продавцами отражается по дебету счета 18 и кредиту счетов 60, 76. Пополнение основного стада отражается по дебету счет 01 и кредиту счета 08, субсчета 8

Поступление основных средств за счет внесенных учредителями вкладов в уставный фонд организации

При поступлении основных средств от учредителей делаются записи по дебету счета 08 и кредиту счета 75, субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный фонд» на оценочную стоимость. Ввод основных средств в эксплуатацию отражается по дебету счета 01 в корреспонденции со счетом 08.

Приобретение основных средств за счет кредита банка или займа

Приобретение капитальных вложений (вложений во внеоборотные активы) отражается записью по дебету счета 08, субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств» и кредиту счета 60. Выделенный НДС поставщиками отражается по дебету счета 18 и кредиту счета 60. Оплата поставщику за счет кредитов (займов) отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" (67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам"

Исчисленные суммы процентов по кредитам и займам учитываются обособленно на отдельных аналитических счетах и отражаюся по дебету счета 08, субсчет «Затраты не увеличивающие стоимости основных средств» и кредиту счетов 66, 67 . В конце отчетного года производится списание процентов на увеличение стоимости конкретных основных средств с отражением по дебету счета 01 или кредиту счета 08.

Безвозмездное получение основных средств

При безвозмездном получении основных средств в учете делаются записи по дебету счета 08 и кредиту сче та 98, субсчет 2 "Безвозмездные поступления" в оценке по рыночной стоимости основных средств, полученных безвозмездно. По мере ввода в эксплуатацию производятся записи по дебету счета 01 и кредиту счета 08.

В случае если по безвозмездно полученным основным средствам амортизация не начисляется, суммы, учтенные на субсчете 98-2 "Безвозмездные поступления", списываются с этого счета в кредит счета 92 "Внереализационные доходы и расходы", субсчет 1 "Внереализационные доходы".

Если по безвозмездно полученным основным средствам начисляется амортизация, она отражается записью по дебету счетов по учету затрат и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» и одновременно на сумму начисленной амортизации производится запись по дебету счета 98, субсчет 2 и кредиту счета 92, субсчет 1 «Внереализационные доходы».

Приобретение основных средств за счет бюджетных средств

При приобретении основных средств за счет бюджетного финансирования производится отражение целевого использования бюджетных средств производится записью по дебету счета 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 83 «Добавочный фонд», субсчет «Фонд использованных средств целевого финансирования»

Прочие каналы поступления

Основные средства могут поступать в организации иными путями с соответствующим отражением их в учете:

1) зачислены в состав основных средств объекты, сдаваемые ранее в аренду и лизинг: по дебету счета 01 и кредиту счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности»;

2) оприходованы объекты основных средств, возвращенные структурным подразделением, выделенным на самостоятельный баланс: по дебету счета 01 и кредиту счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты»;

3) внесено имущество (основные средства) товарищами в простое товарищество в счет их вкладов: по дебету счета 01 и кредиту счета 80 «Уставный фонд» , субсчет "Вклады товарищей".

При возврате имущества товарищам в случае прекращения договора простого товарищества в бухгалтерском учете производятся обратные записи.

Излишки основных средств

Излишки основных средств, выявленные при проведении инвентаризации, отражаются записью по дебету счета 01 и кредиту счета 92 «Внереализационные доходы и расходы», субсчет 1 «Внереализационные доходы» на оценочную стоимость основных средств.

Принятие на учет по результатам инвентаризации основных средств, за исключением приобретенных основных средств, признается оборотом по реализации в целях исчисления НДС и отражается по дебету счета 18 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Реконструкция, модернизация, достройка, дооборудование

На сумму фактических затрат на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование производится запись по дебету счета 08 и кредиту счетов учета расчетов 60, 76 (при выполнении подрядным способом) и 23 «Вспомогательные производства» (при выполнении хозяйственным способом)

Переоценка основных средств

Переоценка основных средств, проводимая по решению Правительства, отражается:

а) дооценка:по дебету счета 01 и кредиту счета 83 «Добавочный фонд», одновременно переоценивается сумм накопленной амортизации записью по дебету счета 83 и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств»;

б) уценка:по дебету счета 01 и кредиту счета 83 методом «красное сторно», одновременно: дебет 83 и кредит счета 02.

– методом "красное сторно".

Для обобщения информации, связанной с продажей и прочим выбытием основных средств, в т.ч. при ликвидации, списании, а также для определения финансовых результатов от их выбытия предназначен счет 91 «Операционные доходы и расходы".

По дебету счета 91 в течение отчетного периода отражаются: списание остаточной стоимости основных средств – в корреспонденции с кредитом счета учета основных средств (субсчет "Выбытие основных средств"); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, – в корреспонденции со счетами 70, 68, 69 и др.; налог на добавленную стоимость, исчисленный от оборотов по продаже (выбытию) основных средств, – в корреспонденции со счетом 68 и т.п.

Реализация и прочее выбытие (пример рассматривается при закреплении в учетной политике метода учета выручки по отгрузке):

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Списывается первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств

Д-т 01, субсчет "Выбытие основных средств", – К-т 01

Списывается сумма накопленной амортизации

Д-т 02 – К-т 01, субсчет "Выбытие основных средств"

Списывается остаточная стоимость основных средств

Д-т 91, субсчет 2 "Операционные расходы", – К-т 01, субсчет "Выбытие основных средств"

Расходы, связанные с реализацией (ликвидацией)

Д-т 91, субсчет 2 "Операционные расходы", – К-т 70, 69, 68, 10

Оприходование ценностей, полученных от ликвидации основных средств (по цене возможного использования или реализации)

Д-т 10 – К-т 91, субсчет 1 "Операционные доходы"

Начисляется НДС

Д-т 91, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость", – К-т 68

Определяется результат от реализации (списания)

Д-т 99 – К-т 91, субсчет 9, – убыток,

Д-т 91, субсчет 9, – К-т 99 – прибыль

Безвозмездная передача:

Содержание операции

Корреспонденция счетов

На первоначальную (восстановительную) стоимость передаваемых основных средств

Д-т 01, субсчет "Выбытие основных средств", – К-т 01

На сумму накопленной амортизации

Д-т 02 – К-т 01, субсчет "Выбытие основных средств"

На сумму начисленного НДС в установленных случаях

Д-т 92, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость", – К-т 68

Результат от передачи

Д-т 92, субсчет 2 "Внереализационные расходы", – К-т 01, субсчет "Выбытие основных средств"

Сдача скотозаготовительным организациям скота, выбракованного из основного стада:

а) реализация без постановки на откорм:

продуктивный скот: по дебету счета 91 и кредиту счета 01 на балансовую стоимость. Начислен НДС по ставке 10 % записью по дебету счета 91 и кредиту счета 68;

рабочий скот: по дебету счета 01 и кредиту счета 01 на балансовую стоимость. На сумму накопленной амортизации за время эксплуатации рабочего скота по дебету счета 02 и кредиту счета 01. На остаточную стоимость рабочего скота по дебету счета 91 и кредиту счета 01. Начисленный НДС отражается по дебету счета 91 и кредиту счета 68;

б) реализация с постановкой на откорм:

продуктивный скот: на первоначальную стоимость производится запись по дебету счета 11 и кредиту счета 01. Отражается выбытие скота по плановой себестоимости 1 ц живой массы записью по дебету счета 90 «Реализация», субсчет 2 "Себестоимость реализации" и кредиту счета 11. Начислен НДС по ставке 10 % записью по дебету счета 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" и кредиту счета 68.

На сумму, причитающуюся от заготовительной организации производится запись по дебету счета 62 и кредиту счета 90, субсчет 1 "Выручка от реализации". Отражен результат от реализации

рабочий скот: На первоначальную (восстановительную) стоимость выбракованного скота по дебету счета 01, субсчет "Выбытие основных средств" и кредиту счета 01. На сумму накопленной амортизации производится запись по дебету счета 02 и кредиту счета 01, субсчет "Выбытие основных средств". Постановка на откорм отражается по дебету счета 11 и кредиту счета 01, субсчет "Выбытие основных средств". Реализация после откорма по плановой себестоимости 1 ц живой массы отражается по дебету счета 90, субсчет 2, и кредиту счета 11. Начислен НДС по дебету счета 90, субсчет 3, и кредиту счета 68. На сумму, причитающуюся от заготовительной организации делается запись по дебету счета 62 и кредиту счета 90, субсчет 1 "Выручка от реализации»

Выбытие основных средств в результате стихийных бедствий

Такие потери в качестве чрезвычайных на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" не показываются, а относятся на внереализационные расходы отчетного года с отражением по дебету счета 01, субсчет "Выбытие основных средств" и кредиту счета 01 на первоначальную стоимость. накопленная амортизация списывается по дебету счета 02 и кредиту счета 01, субсчет «Выбытие основных средств». Списание остаточной стоимости основных средств отражается по дебету счета 92, субсчет 2 и кредиту счета 01, субсчет "Выбытие основных средств".

Если испорченные основные средства были застрахованы, то производятся записи:

на остаточную стоимость по дебету счета 76, субсчет 2 "Расчеты по имущественному и личному страхованию" и кредиту счета 01. На сумму поступившего страхового возмещения производится запись по дебету счета 51 в корреспонденции с кредитом счета 76, субсчет 2. Некомпенсируемые страховыми возмещениями суммы отражаются по дебету счета 92, субсчет 2 "Внереализационные расходы" и кредиту счета 76, субсчет 2.

Выбытие основных средств в результате недостачи (хищения)

Выбытие основных средств в результате недостачи (хищения) отражается по дебету счета 01, субсчет "Выбытие основных средств" и кредиту счета 01 на первоначальную стоимость. Накопленная амортизация списывается по дебету счета 02 и кредиту счета 01, субсчет "Выбытие основных средств". На остаточную стоимость недостающих основных средств производится запись по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и кредиту счета 01, субсчет "Выбытие основных средств". Начисляется НДС от остаточной стоимости по дебету счета 94 и кредиту счета 68.

Если недостача произошла по вине организации, то списание недостачи с учетом НДС отражается по дебету счета 92, субсчет 2 "Внереализационные расходы" и кредиту 94.

Если недостача произошла по вине материально ответственных лиц, то на стоимость, взыскиваемую с виновного лица производится запись по дебету счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" и кредиту счета 94 с учетом НДС. На разницу между взыскиваемой (без НДС) и остаочной стоимостью производится запись по дебету счета 73 и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью недостающих ценностей". На сумму НДС, начисленного от разницы, учтенной на счете 98 производится запись по дебету счет 73 и кредиту счета 68. При поступлении от материально ответственных лиц сумм в возмещение причиненного ущерба производится запись по дебету счета 98, субсчет 4 и кредиту счета 92, субсчет 1.

Перемещение основных средств из одного структурного подразделения в другое отражается по дебету счета 01 и кредиту счета 01.

Расходы по перемещению не увеличивают стоимость основных средств, а относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Для отражения операций по учету основных средств и нематериальных активов в регистрах журнально-ордерной формы предназначен журнал-ордер формы № 13-АПК, который ведется по кредиту счетов 01 «Основные средства» и 04 «Нематериальные активы». В журнале ордере предусмотрены разделы для систематизации дебетовых оборотов по счетам 01 «Основные средства» и 04 «Нематериальные активы».

Пообъектный учет основных средств ведут в инвентарных карточках учета основных средств. Ежедневный учет наличия и движения взрослого продуктивного скота на фермах осуществляется в книге учета движения животных и птицы. Операции по учету движения продуктивного и рабочего скота основного стада отражают в журнале-ордере формы № 14-АПК и ведомости аналитического учета животных формы № 73-АПК, где сосредоточен учет движения всех видов скота. С журнала-ордера формы № 14-АПК и ведомости аналитического учета животных формы № 73-АПК обороты по движению взрослого скота, поголовье которого учитывается на счете 01 «Основные средства», переносят в конце отчетного месяца в журнал-ордер формы № 13-АПК отдельной позицией по корреспондирующим счетам.

Журнал-ордер формы № 13-АПК открывают на месяц. Записи в него делают в хронологической последовательности совершения операций на основании первичных учетных документов по движению основных средств.

Журнал-ордер формы № 13-АПК имеет следующие разделы:

Сальдо на начало месяца по соответствующему счету проставляется согласно данным журнала-ордера за прошлый месяц (в верхней части разделов «Аналитические данные для систематизации дебетовых оборотов»). Ежемесячно в журнале-ордере формы № 13-АПК выводят итоги оборотов, подсчитывают сальдо на конец месяца (указывается в нижней части разделов «Аналитические данные для систематизации дебетовых оборотов»).

По истечении месяца кредитовые обороты по счету 01 из журнала-ордера в установленном порядке переносят в Главную книгу. Предварительно делают сверку по каждому корреспондирующему счету с данными других регистров, в том числе: по счету 58 – с ведомостью аналитического учета формы № 28-АПК, по счету 11 «Животные на выращивании и откорме» - с данными ведомости аналитического учета животных формы № 73-АПК и журнала-ордера формы № 14-АПК, по счету 91 – ведомости формы № 65-АПК, по счету 08 – с данными журнала-ордера формы № 16-АПК и т.д.

Итоговая сумма сальдо по счету 01 в журнале-ордере формы № 13-АПК должна соответствовать сальдо счетов в Главной книге.