logo search
Бутрина И

3.2.4. Планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащих продаже.

При анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции можно использовать метод уравнений. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше.

Пример. Швейное предприятие выпускает два вида изделий и имеет показатели, представленные в табл. 22.

Таблица 22 - Показатели швейного предприятия

ПОКАЗАТЕЛИ

ИЗДЕЛИЯ

ВСЕГО

Костюмы мужские

Костюмы женские

Объем выпуска, шт.

500

400

900

Цена за 1 шт., руб.

750

600

-

Выручка от реализации, руб.

375 000

240 000

615 000

Переменные затраты, руб.

а) на весь объем

250 000

160 000

410 000

б) на единицу продукции

500

400

-

Маржинальный доход, руб.

125 000

80 000

205 000

Постоянные затраты, руб.

-

-

80 000

Прибыль, руб

-

-

125 000

На реализацию одного мужского костюма приходится 0,8 женского костюма. Поэтому для определения точки безубыточности (порога рентабельности) мы условно приравниваем x мужского костюма к 0,8*x женского. Подставляя эти значения в уравнение, получим:

[(750*x + 600*x *0,8] – [(500* x + 400* х*0,8] – 80 000 = 0 750*x + 480*x – 500*x – 320*x – 80 000 = 0 410*x = 80 000 x = 80 000 : 410 = 195 шт. мужских костюмов. 195*х 0,8 = 156 шт. женских костюмов. Всего: 195 шт. + 156 шт. = 351 шт.

Как видно из приведенных данных, точка безубыточности (порог рентабельности) объема реализации будет 351 шт., из них мужских костюмов — 195 шт. и женских — 156 шт.

А теперь предположим, что в структуре реализованной продукции произошли изменения (табл. 23).

Таблица 23 - Показатели швейного предприятия с учетом изменений структуры реализуемой продукции

ПОКАЗАТЕЛИ

ИЗДЕЛИЯ

ВСЕГО

Костюмы мужские

Костюмы женские

Объем реализации, шт.

300

600

900

Цена за 1 шт., руб.

750

600

-

Выручка от реализации, руб.

225 000

360 000

585 000

Переменные затраты, руб.

а) на весь объем

150 000

240 000

410 000

б) на единицу продукции

500

400

-

Маржинальный доход, руб.

75 000

120 000

195 000

Постоянные затраты, руб.

-

-

80 000

Прибыль, руб.

-

-

115 000

При сопоставлении структуры продукции становится очевидным, что увеличилась доля продукции с низкой величиной маржинального дохода, в связи, с чем у предприятия снизилась прибыль на 10 000 руб. (125 000 – 115 000).

Точка безубыточности после изменений, произошедших в ассортименте, будет следующей: [(750 * 0,5*x) + 600*x] – [(500 * 0,5*x) + 400*x] – 80 000 = 0 375*x + 600*x – 250*x – 400*x – 80 000 = 0 325*x = 80 000

x = 80 000: 325 = 246 шт. женских костюмов. 246* 0,5 = 123 шт. мужских костюмов. Всего: 246 + 123 = 369 шт.

Приведенные данные свидетельствуют, что в целом по предприятию точка безубыточности (порог рентабельности) будет равна 369 шт., из них 246 шт. женских костюмов и 123 шт. мужских костюмов. Сравнивая результат с предыдущим расчетом, отмечаем, что точка безубыточности (порог рентабельности) увеличилась на 18 шт. (369 – 351). При этом обращает на себя внимание тот факт, что объем реализации в натуральном выражении остался без изменения (900 шт.). Следовательно, даже при контроле общего объема продаж, необходим анализ структурных изменений в ассортименте выпускаемой продукции, так как он дает картину отклонений фактической прибыли от запланированной.