3.1.1. Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета. Определение бюджета (смет). Цели и концепции систем подготовки смет. Функции бюджетирования.
Планирование представляет собой постановку целей деятельности в виде количественных и качественных показателей, которые необходимо достигнуть предприятию за тот или иной период.
Внедрение на предприятии системы планирования призвано решить следующие задачи:
- повышение эффективности использования ресурсов предприятия;
- обеспечение координации деятельности и обеспечение взаимосвязи интересов отдельных подразделений и предприятия в целом;
- прогнозирование, анализ, оценка различных вариантов хозяйственной деятельности предприятия и повышение обоснованности принимаемых управленческих решений;
- обеспечение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния предприятия.
Для обозначения процесса оперативного планирования в российской управленческой практике используется ряд понятий - "бюджетирование", "финансовое планирование", "планирование финансово - хозяйственной деятельности".
Бюджетирование – это процесс построения и исполнения бюджета организации на основе бюджетов отдельных подразделений.
Задача бюджетирования состоит в повышении эффективности работы предприятия посредством:
целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
выявления рисков и снижения их уровня;
повышение гибкости, приспособляемости к изменениям.
Бюджет - это план, содержащий стоимостные показатели.
При подготовке бюджета необходимо начать с ясно сформулированного его названия или заголовка и указания периода времени, для которого он составляется. Реальная форма представления бюджета создается его разработчиком.
Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться.
Функции бюджета состоят в следующем:
Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации и анализ.
Координация различных видов деятельности и отдельных подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации.
Стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности.
Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины.
Основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей.
При составлении бюджетов необходимо использовать документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности, что значительно упрощает процесс бюджетирования.
Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно точной – определенной и значащей для ее пользователя. Этот документ может:
содержать лишь данные:
о доходах;
о расходах;
о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;
разрабатываться в любых единицах измерения – как стоимостных, так и натуральных;
составляться как для организации в целом, так и для ее подразделений – центров ответственности, что позволяет скоординировать их действия.
Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки, как правило, идет снизу вверх.
Достоинства бюджетирования:
оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
позволяет координировать работу предприятия в целом;
анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
способствует процессам коммуникаций;
помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.
Недостатки бюджетирования:
различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
сложность и дороговизна системы бюджетирования;
если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средств для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;
бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, и снижает эффективность работы;
противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.
- Раздел I. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- 1.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
- 1.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- 1.3. Рекомендации по работе с литературой
- 1.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой
- 1.5. Советы по подготовке к зачету (экзамену)
- Раздел 2. Рабочая программа учебной дисциплины
- 2.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
- 2.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 2.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 2. 4. Формы контроля
- 2.5. Тематический план учебной дисциплины (Распределение часов)
- 2.6. Содержание отдельных разделов и тем. Раздел 1. Основы бухгалтерского управленческого и производственного учета
- Тема 1.1. Содержание, принципы и назначение бухгалтерского управленческого учета
- Тема 1.2. Концепции и терминология классификации издержек
- Раздел 2. Калькулирование себестоимости продукции
- Тема 2.1. Себестоимость продукции: ее состав и виды. Калькулирование себестоимости продукции, как элемент системы бухгалтерского управленческого учета
- Тема 3.2. Принятие управленческих решений
- Тема 3.3. Ценообразование на основе информации о себестоимости продукции
- Тема 3.4. Основы управленческой отчетности.
- Список вопросов для подготовки к экзамену (зачету).
- 2.8. Список основной и дополнительной литературы Список основной литературы по курсу
- Список дополнительной литературы по курсу
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Инструкция по пыполнению курсоВой работы
- Раздел 3: этапы выполнения курсовой работы, их последовательность и содержание.
- Процедура выбора темы курсовой работы Темы курсовых работ
- Раздел 4. Элементы, которые будут определять структуру раскрытия соответствующего этапа курсовой работы.
- Содержательная часть курсовой работы. Содержание вопросов тематики курсовой работы по предложенным вариантам
- Критерии оценки вопросов.
- Требования к оформлению текста курсовой работы.
- Раздел 5. Процедура оценки курсоВой работы
- Раздел 4. Тексты лекций по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
- Раздел 1. Основы бухгалтерского управленческого и производственного учета
- Тема 1.1 «Содержание, принципы и назначение бухгалтерского управленческого учета»
- Понятие, сущность и содержание бухгалтерского управленческого учета, его предмет и объекты. Метод управленческого учета.
- История развития управленческого учета.
- Пользователи бухгалтерской информации.
- I квадрант
- II квадрант
- III квадрант
- IV квадрант
- 1.1.4 Цели, задачи бухгалтерского управленческого учета. Функции, принципы и назначение бухгалтерского управленческого учета.
- Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом.
- Производственный учет как составная часть управленческого учета. Взаимосвязь между видами учета: финансовым, управленческим, производственным, налоговым.
- Сравнительная характеристика бухгалтерского финансового учета и бухгалтерского управленческого учета.
- Тема 1.2. Концепции и терминология классификации издержек
- Характеристика понятий «издержки», «затраты», «расходы», определение взаимосвязи между ними.
- Сущность, значение и принципы классификации затрат.
- Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов.
- Классификация производственных затрат для определения себестоимости произведенной продукции и полученной прибыли (оценка запасов и прибыли).
- Классификация затрат для принятия решений и планирования.
- Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования.
- Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по местам возникновения, центрам ответственности.
- Раздел 2. Калькулирование себестоимости продукции
- Тема 2.1. Себестоимость продукции: ее состав и виды. Калькулирование себестоимости продукции, как элемент системы бухгалтерского управленческого учета
- 2.1.1 Понятие себестоимости, ее виды и состав.
- 2.1.2 Понятие материальных затрат. Организация учета материальных затрат в системе бухгалтерского управленческого учета. Методы контроля материальных затрат.
- 2.1.3 Учет расходов на рабочую силу, их состав. Организация нормирования затрат на рабочую силу в системе бухгалтерского управленческого учета.
- 2.1.4 Косвенные расходы, их понятие и состав. Организация учета косвенных расходов. Порядок включения косвенных расходов в себестоимость продукции.
- 2.1.5 Методы перераспределения расходов непроизводственных подразделений между производственными.
- 2.1.6 Сущность и назначение калькулирования себестоимости.
- 2.1.7. Объекты учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
- 2.1.8.Способы калькулирования себестоимости продукции.
- 2.1.9 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
- 2.1.10. Выбор метода учета и контроля затрат и калькулирования себестоимости.
- Тема 2.2 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости по объектам учета затрат.
- 2.2.1. Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости.
- Попередельное калькулирование как логическое развитие попроцессного метода.
- 2.2.3. Позаказное калькулирование, область применения. Особенности составления позаказных калькуляций.
- 2.2.4. Учет затрат по функциям (авс – метод). Сущность функционального метода учета затрат, его преимущества и недостатки.
- Тема 2.3. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости по полноте учета затрат
- Калькулирование по полным затратам (метод поглощения затрат).
- Калькулирование сокращенной себестоимости. Метод директ-костинг.
- Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль»
- Методы анализа соотношения «затраты – объем - прибыль»: а) Математические метод (метод уравнений, метод маржинального дохода).
- Б) Графический метод
- 2.3.5 Основные показатели оценки эффективности деятельности организации.
- Тема 2.4. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости по оперативности учета и контроля затрат
- 2.4.1. Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.
- 2.4.2. Характеристика и цели нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости.
- Система стандарт-кост: сущность, общее и различия с нормативным методом учета затрат и калькулирования себестоимости.
- 2.4.4. Нормативные затраты, их виды
- 2.4.5.Выявление и учет отклонений от норм в системе стандарт-кост.
- Тема 2.5. Учет издержек комплексного производства и побочного продукта
- Понятия комплексного (совместного) производства, совместного продукта, побочного продукта, точки раздела.
- Методы распределения комплексных затрат.
- Раздел 3. Использование данных бухгалтерского управленческого учета для анализа и обоснования управленческих решений на разных уровнях управления
- Тема 3.1. Бюджетирование и контроль затрат
- 3.1.1. Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета. Определение бюджета (смет). Цели и концепции систем подготовки смет. Функции бюджетирования.
- 3.1.2. Виды бюджетов и сметных систем (фиксированные и гибкие сметы, нулевые и приростные сметы, периодические и непрерывные сметы).
- 3.1.3. Технология формирования генерального бюджета.
- 3.1.4. Система контроля за выполнением бюджетов.
- Тема 3.2. Принятие управленческих решений
- 3.2.1. Модели принятия управленческих решений на основе учетной информации.
- 3.2.2. Использование данных полученных нормативным методом учета затрат и калькулирования себестоимости и методом стандарт-кост для принятия управленческих решений.
- 3.2.3. Использование калькулирования по переменным затратам для принятия краткосрочных управленческих решений.
- 3.2.4. Планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащих продаже.
- 3.2.3. Принятие решения о специальном заказе.
- 3.2.4. Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора.
- 3.2.5. Решение «купить или производить самим».
- 3.2.5. Принятие решения о капиталовложениях.
- 3.2.6. Решение о реструктуризации бизнеса.
- Тема 3.3. Ценообразование на основе информации о себестоимости продукции
- 3.3.1.Трансфертное ценообразование.
- 3.3.2.Понятие и виды трансфертных цен. Методы их расчета.
- 3.3.3.Внешнее ценообразование. Принятие решений по ценообразованию. Ценообразование на основе переменных затрат, на основе валовой прибыли, по методу рентабельности продаж и рентабельности активов.
- Тема 3.4. Основы управленческой отчетности.
- 3.4.1. Требования, предъявляемые к управленческой отчетности.
- 3.4.2. Виды управленческой отчетности.
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций.
- Задача к теме 3.1.
- Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)
- Частичная калькуляция - отражает сумму издержек конкретного центра ответственности организации
- Раздел 7: Материалы тестовой системы Тестовые задания к теме 1.1.
- Тестовые задания к теме 1.2.
- Тестовые задания к теме 2.1.
- Тестовые задания к теме 2.2.
- Тестовые задания к теме 2.3.
- Тестовые задания к теме 2.4.
- Тестовые задания к теме 2.5.
- Тестовые задания к теме 3.1.
- Тестовые задания к теме 3.2.
- Тестовые задания к теме 3.3.
- 4Список основной литературы по курсу