logo
Бутрина И

Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по местам возникновения, центрам ответственности.

В международной практике учета для более эффективного контроля и управления затратами принято осуществлять контроль по местам возникновения затрат и центрам ответственности.

Места возникновения затратэто структурные единицы и подразделения организации, по которым организуются планирование, нормирование и учет затрат производства для контроля и управления затратами производственных ресурсов. К местам возникновения затрат относят: производство, цех, участки, отделы, бригады и другие подразделения. Места возникновения затрат подразделяются на производственные и обслуживающие.

К обслуживающим относят отделы и службы управления, склады, лаборатории и т.д.

Выбор мест возникновения затрат в качестве объектов учета вызывается главным образом:

Принято различать следующие принципы выделения мест возникновения затрат:

На практике перечисленные принципы могут встречаться в комбинированном виде.

Центры ответственности - это группировка затрат на производство по структурным элементам организации и ответственным лицам, обеспечивающих контроль плановых, нормативных затрат, коллективную и индивидуальную ответственность за величину затрат и заинтересованность в снижении себестоимости, отвечающих за результаты работ подразделения.

Классификация центров ответственности.

    1. Центры ответственности классифицируются по отношению к процессу производства на основные и функциональные.

Основные центры ответственности обеспечивают контроль затрат в местах их возникновения.

Функциональные – распространяют контроль затрат на многие места их возникновения, если затраты в них нормируются под влиянием данного центра ответственности.

    1. На производственных предприятиях немаловажное значение имеет подразделение центров ответственности, исходя из выполняемых ими функций на основные и вспомогательные.

Основные центры ответственности занимаются непосредственным производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг для потребителей. Их затраты напрямую списывают на себестоимость продукции (работ, услуг). К таким центрам, например, можно отнести участки и цехи основного производства, отдел сбыта.

Вспомогательные центры ответственности существуют для обслуживания основных центров ответственности. Затраты этих центров сначала распределяют по основным центрам ответственности, а потом в составе суммарных затрат основных центров включают в себестоимость продукции, работ, услуг, оказываемых потребителям. К таким центрам можно отнести административно-хозяйственный отдел, отдел технического контроля, ремонтный цех, инструментальную мастерскую.

3)По финансовой ответственности руководителей, которая определяется широтой представленных им полномочий и полнотой возложенной ответственности выделяют четыре типа центров ответственности: центры затрат, центры доходов, центры прибыли и центры инвестиций.

Центр затрат – сегмент предприятия (подразделения), чей руководитель отвечает лишь за произведенные затраты без относительно к видам продукции. Система учета нацелена в этом случае лишь на измерение и фиксацию затрат на входе в центр ответственности. Результаты деятельности центра ответственности не учитываются, тем более что во многих случаях измерять эти результаты либо невозможно, либо не нужно. Другими словами, центром затрат будет являться то структурное подразделение предприятия, в котором имеется возможность организовать нормирование, планирование и учет издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.

Центр доходов – это центр ответственности, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственности за издержки. Примером здесь является отдел оптовых продаж торговой организации. Деятельность руководителей подобных подразделений в системе управленческого контроля оценивается на основе заработанных ими доходов, поэтому задачей сегментарного учета в этом случае будет фиксация результатов деятельности центра ответственности на выходе. Это не означает, что в подразделении отсутствуют расходы, - любой центр доходов несет затраты. В системе управленческого контроля он квалифицируется как центр доходов потому, что администрация организации принимает решение не возлагать на менеджера ответственность за затраты его подразделения.

Центр прибыли – это сегмент, руководитель которого отвечает одновременно как за доходы, так и за затраты своего подразделения. Менеджер центра прибыли принимает решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер полученной прибыли. Поэтому сегментарный учет должен предоставить информацию о стоимости издержек на входе в центр ответственности, о затратах внутри этого центра, а также о конечных результатах деятельности сегмента на выходе. Прибыль центра ответственности в системе сегментарного учета рассчитывается по-разному: в расчетах могут участвовать прямые затраты, в других случаях включаются также полностью или частично косвенные издержки.

Цель центра прибыли – получение максимальной прибыли путем оптимального сочетания параметров вкладываемых ресурсов, объема выпускаемой продукции и цены. Менеджеры центров прибыли в отличие от руководителей центров затрат не заинтересованы в снижении качества продукции, так как это сократит их доходы, а, следовательно, и прибыль – показатель, по которому оценивается эффективность их работы.

Центры инвестиций – сегменты предприятия, менеджеры которых контролируют не только затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств. Руководители центров инвестиций в сравнении со всеми вышеназванными центрами ответственности обладают наибольшими полномочиями в руководстве и, следовательно, несут наивысшую ответственность за принимаемые решения. В частности, им делегировано право принимать собственные инвестиционные решения, то есть распределять выделенные администрацией предприятия средства по отдельным проектам.

Контрольные вопросы:

1. Существует ли различие в экономическом содержании терминов «расходы организации» и «затраты организации»?

2. Что такое производственные затраты?

3. Какие счета бухгалтерского учета используются для отражения производственных и непроизводственных затрат?

4. Почему одинаковые затраты для руководителя одного центра ответственности являются контролируемыми, для другого - неконтролируемыми?

5. Что лежит в основе классификаций затрат?

6. В чем различие приростных и предельных затрат?

7. Какие затраты называются входящими, а какие истекшими; где они отражаются в балансе организации?

8. Назовите, по какому принципу затраты подразделяются на посто­янные и переменные?

9. Почему безвозвратные затраты не следует учитывать при принятии решений?