Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)
Безвозвратные затраты – это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать.
Бюджет - это план, содержащий стоимостные показатели.
Бюджетирование – это процесс построения и исполнения бюджета организации на основе бюджетов отдельных подразделений.
Вмененные затраты - затраты, которые могут реально и не состояться в будущем.
Возвратные отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению.
Вспомогательные производства предназначены для выпуска продукции и обслуживания основных производств.
Входящие затраты — это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем.
Гибкий бюджет – это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона.
Главный бюджет охватывает основную деятельность предприятия. Добывающие производства - такие производства, которые заняты добычей и предварительной обработкой сырья.
Единовременные расходы - расходы на подготовку и на освоение новых видов продукции и др.
Затраты на оплату труда основных рабочих - затраты труда вызванные определенным объектом учета затрат.
Затраты - издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг.
Идеальные нормы отражают величину минимальных издержек в самых эффективных условиях деятельности организации.
Издержки — денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью.
Индивидуальная калькуляция показывает производственные издержки организации, относящиеся к конкретному виду продукции (работе, услуге) или полуфабрикату на отдельных этапах его производства.
Индивидуальные производства вырабатывают отдельные единичные изделия (специальные станки, турбины, строительство судов, пошив одежды по индивидуальным заказам и т.п.).
Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, т.е. все то, что расширяет представление об объекте исследования.
Истекшие затраты - это входящие затраты, которые в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем.
Калькулирование представляет собой систему расчетов, главная цель которых состоит в определении себестоимости единицы калькуляционной совокупности.
Калькуляция — это специальный регистр, отражающий совокупность конкретных расчетных процедур, проводимых с целью исчисления себестоимости.
Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов.
Контролируемые затраты - это затраты, подверженные влиянию менеджера центра ответственности. Косвенные расходы – это расходы, которые невозможно прямо отнести на какое-либо изделие. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием методике.
Калькуляционная единица - единица измерения объекта калькулирования.
Косвенные расходы носят общий для производства нескольких видов продукции характер и включают в себя общехозяйственные и общепроизводственные расходы.
Массовые производства - это производства, для которых характерен выпуск продукции в значительных количествах в течение продолжительного времени (автомобильное, тракторное, часовое, швейное, обувное и др.).
Маржинальный доход – это разница между выручкой предприятия от продажи продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат. Материалоемкие производства – это производства с высоким удельным весом материальных
затрат в себестоимости.
Маржинальный запас производственной прочности – это разность между фактическим и критическим объемом производства продукции.
Материальные затраты - это стоимостная оценка материалов, напрямую связанных с определенным объектом учета.
Места возникновения затрат – это структурные единицы и подразделения организации, по которым организуются планирование, нормирование и учет затрат производства для контроля и управления затратами производственных ресурсов.
Механические производства – это производства, в которых предметы труда (основные материалы), образующие основу изделий, подвергаются механическим воздействиям без существенного изменения их физико - химического состояния.
Накладные расходы – это расходы, которые вызываются функциями управления, по своему характеру, назначению и роли отличные от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением.
Неконтролируемые затраты – это затраты на которые менеджер центра ответственности воздействовать не может.
Непланируемые — затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции.
Непромышленные производства и хозяйства предназначены для обслуживания бытовых нужд персонала организации, изделия, работы и услуги которых не включаются в состав товарной и валовой продукции.
Непроизводительные (неэффективные) расходы - это следствие недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных работ и т.д.).
Непроизводственные затраты, или затраты отчетного периода (периодические затраты), — это издержки, которые нельзя проинвентаризировать.
Нерелевантные затраты - это затраты, которые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах.
Норма — это обоснованная величина издержек на единицу продукции или объема работ.
Нормативная калькуляция применяется при нормативном методе планирования и учета затрат и составляется на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат).
Нормативный метод - предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации.
Обрабатывающие производства - производства, перерабатывающие сырье и превращающие его в готовую продукцию.
Объект калькулирования - конкретный вид актива или мероприятия, себестоимость которого рассчитывается.
Общая калькуляция предполагает исчисление всех издержек, связанных с производством всей продукции (работ, услуг), выпускаемой организацией.
Общий бюджет – это бюджет, скоординированный по всем программам, структурным подразделениям и представляющий план работы организации в целом.
Одноэлементными называют затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые.
Ожидаемая (провизорная) калькуляция составляется на 1 октября текущего отчетного года по фактическим данным бухгалтерского учета за прошедшие 9 месяцев и предполагаемым данным по затратам и выходу продукции за оставшийся период до конца отчетного года.
Основным расходам называются все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг).
Основные производства предназначены для выработки основной продукции, для изготовления которой создана организация. Основные нормы являются неизменными на протяжении длительных периодов времени.
Отчетные, или фактические, калькуляции составляются по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ, оказанных услуг за отчетный период.
Переменные затраты - затраты, которые возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации.
Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости состоит в возможности выделения затрат по каждому объекту калькулирования.
Постоянные производственные затрате - производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия.
Попроцессный метод – заключается в обобщенном учете (на весь выпуск продукции) прямых и косвенных затрат по каждому производственному процессу.
Попередельный метод – это метод при котором прямые затраты отражаются в учете по переделам, и если в одном переделе получают продукцию разных видов, то учет ведется по видам продукции.
Последующий контроль представляет собой контроль использования средств с установленной периодичностью или в разовом порядке с целью проверки правильности и эффективности расходования средств, утверждения отчетов и оценки деятельности объектов контроля.
Приростные затраты - дополнительные затраты, возникающие в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции.
Предельные затраты и доходы представляют собой дополнительные затраты и доходы в расчете на единицу продукции (товара).
Производительными (эффе6ктивными) затратами считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации хозяйства.
Планируемые — это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.
Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Производственные затраты - входящие в себестоимость продукции (это материализованные затраты, и поэтому их можно инвентаризировать).
Прямые расходы – это расходы, которые можно отнести непосредственно на определенное изделие, к ним относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда.
Производственная себестоимость включает в себя цеховую себестоимость, общезаводские затраты и затраты вспомогательных производств.
Предварительный контроль проводится на стадии составления и рассмотрения проектов формирования и использования средств (в виде локальных бюджетов и смет, финансовой помощи, кредитов, финансирования, инвестиций, целевых и иных программ).
Полная себестоимость - производственная себестоимость затраты по реализации продукции.
Расходы организации - уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Релевантные затраты - это затраты, отличающие одну альтернативу от другой, они учитываются при принятии решений.
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.
Серийные производства характеризуются выработкой отдельных серий приборов, станков и т.п. В зависимости от количества выпускаемых серий различают мелкосерийное и крупносерийное производство.
Стaндapт-кост система - основана на принципах нормирования затрат, классификации затрат по статьям расходов, расчета стандартной себестоимости продукции.
Статический бюджет – бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации.
Статья затрат - совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование.
Текущие расходы - расходы, которые имеют частую периодичность (например, расходы на сырье и материалы).
Текущие нормы — это издержки, ориентированные на краткосрочный период времени и обеспечивающие запланированную эффективность деятельности организации.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ.
Точка безубыточности – это такая выручка и такой объем производства предприятия, которое обеспечивает покрытие всех его затрат и нулевую прибыль, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.
Трансфертную цену устанавливают внутри подразделений исходя из внутренних цен.
Трудоемкие производства – это производства с высокой долей затрат на оплату труда.
Удельный маржинальный доход – разность между ценой единицы продукции и переменными затратами на ее производство.
Управленческий (или внутренний) учет - это идентификация, сбор, регистрация, обобщение, анализ и передача внутренним пользователям информации, необходимой для управления организацией.
Фондоемкие производства – производства с преобладанием амортизации основных средств.
Фактическая себестоимость - совокупность данных о фактически произведенных затратах.
Фактический метод учета затрат – это метод, который заключается в последовательном накоплении всех фактически произведенных затрат и их отнесении на объекты калькулирования после совершения хозяйственных операций.
Химико – физические производства это производства, в которых исходные материалы подвергаются химической обработке и могу изменять свои качества (нефть-бензин).
Цеховая себестоимость - совокупность затрат на производство продукции. В пределах цеха, она включает в себя прямые затраты, общепроизводственные расходы.
Центры ответственности - это группировка затрат на производство по структурным элементам организации и ответственным лицам, обеспечивающих контроль плановых, нормативных затрат, коллективную и индивидуальную ответственность за величину затрат и заинтересованность в снижении себестоимости, отвечающих за результаты работ подразделения.
Центр затрат – сегмент предприятия (подразделения), чей руководитель отвечает лишь за произведенные затраты без относительно к видам продукции.
Центр доходов – это центр ответственности, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственности за издержки.
Центр прибыли – это сегмент, руководитель которого отвечает одновременно как за доходы, так и за затраты своего подразделения.
Центры инвестиций – сегменты предприятия, менеджеры которых контролируют не только затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств.
- Раздел I. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- 1.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
- 1.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- 1.3. Рекомендации по работе с литературой
- 1.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой
- 1.5. Советы по подготовке к зачету (экзамену)
- Раздел 2. Рабочая программа учебной дисциплины
- 2.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
- 2.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 2.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 2. 4. Формы контроля
- 2.5. Тематический план учебной дисциплины (Распределение часов)
- 2.6. Содержание отдельных разделов и тем. Раздел 1. Основы бухгалтерского управленческого и производственного учета
- Тема 1.1. Содержание, принципы и назначение бухгалтерского управленческого учета
- Тема 1.2. Концепции и терминология классификации издержек
- Раздел 2. Калькулирование себестоимости продукции
- Тема 2.1. Себестоимость продукции: ее состав и виды. Калькулирование себестоимости продукции, как элемент системы бухгалтерского управленческого учета
- Тема 3.2. Принятие управленческих решений
- Тема 3.3. Ценообразование на основе информации о себестоимости продукции
- Тема 3.4. Основы управленческой отчетности.
- Список вопросов для подготовки к экзамену (зачету).
- 2.8. Список основной и дополнительной литературы Список основной литературы по курсу
- Список дополнительной литературы по курсу
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Инструкция по пыполнению курсоВой работы
- Раздел 3: этапы выполнения курсовой работы, их последовательность и содержание.
- Процедура выбора темы курсовой работы Темы курсовых работ
- Раздел 4. Элементы, которые будут определять структуру раскрытия соответствующего этапа курсовой работы.
- Содержательная часть курсовой работы. Содержание вопросов тематики курсовой работы по предложенным вариантам
- Критерии оценки вопросов.
- Требования к оформлению текста курсовой работы.
- Раздел 5. Процедура оценки курсоВой работы
- Раздел 4. Тексты лекций по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
- Раздел 1. Основы бухгалтерского управленческого и производственного учета
- Тема 1.1 «Содержание, принципы и назначение бухгалтерского управленческого учета»
- Понятие, сущность и содержание бухгалтерского управленческого учета, его предмет и объекты. Метод управленческого учета.
- История развития управленческого учета.
- Пользователи бухгалтерской информации.
- I квадрант
- II квадрант
- III квадрант
- IV квадрант
- 1.1.4 Цели, задачи бухгалтерского управленческого учета. Функции, принципы и назначение бухгалтерского управленческого учета.
- Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом.
- Производственный учет как составная часть управленческого учета. Взаимосвязь между видами учета: финансовым, управленческим, производственным, налоговым.
- Сравнительная характеристика бухгалтерского финансового учета и бухгалтерского управленческого учета.
- Тема 1.2. Концепции и терминология классификации издержек
- Характеристика понятий «издержки», «затраты», «расходы», определение взаимосвязи между ними.
- Сущность, значение и принципы классификации затрат.
- Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов.
- Классификация производственных затрат для определения себестоимости произведенной продукции и полученной прибыли (оценка запасов и прибыли).
- Классификация затрат для принятия решений и планирования.
- Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования.
- Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по местам возникновения, центрам ответственности.
- Раздел 2. Калькулирование себестоимости продукции
- Тема 2.1. Себестоимость продукции: ее состав и виды. Калькулирование себестоимости продукции, как элемент системы бухгалтерского управленческого учета
- 2.1.1 Понятие себестоимости, ее виды и состав.
- 2.1.2 Понятие материальных затрат. Организация учета материальных затрат в системе бухгалтерского управленческого учета. Методы контроля материальных затрат.
- 2.1.3 Учет расходов на рабочую силу, их состав. Организация нормирования затрат на рабочую силу в системе бухгалтерского управленческого учета.
- 2.1.4 Косвенные расходы, их понятие и состав. Организация учета косвенных расходов. Порядок включения косвенных расходов в себестоимость продукции.
- 2.1.5 Методы перераспределения расходов непроизводственных подразделений между производственными.
- 2.1.6 Сущность и назначение калькулирования себестоимости.
- 2.1.7. Объекты учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
- 2.1.8.Способы калькулирования себестоимости продукции.
- 2.1.9 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
- 2.1.10. Выбор метода учета и контроля затрат и калькулирования себестоимости.
- Тема 2.2 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости по объектам учета затрат.
- 2.2.1. Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости.
- Попередельное калькулирование как логическое развитие попроцессного метода.
- 2.2.3. Позаказное калькулирование, область применения. Особенности составления позаказных калькуляций.
- 2.2.4. Учет затрат по функциям (авс – метод). Сущность функционального метода учета затрат, его преимущества и недостатки.
- Тема 2.3. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости по полноте учета затрат
- Калькулирование по полным затратам (метод поглощения затрат).
- Калькулирование сокращенной себестоимости. Метод директ-костинг.
- Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль»
- Методы анализа соотношения «затраты – объем - прибыль»: а) Математические метод (метод уравнений, метод маржинального дохода).
- Б) Графический метод
- 2.3.5 Основные показатели оценки эффективности деятельности организации.
- Тема 2.4. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости по оперативности учета и контроля затрат
- 2.4.1. Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.
- 2.4.2. Характеристика и цели нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости.
- Система стандарт-кост: сущность, общее и различия с нормативным методом учета затрат и калькулирования себестоимости.
- 2.4.4. Нормативные затраты, их виды
- 2.4.5.Выявление и учет отклонений от норм в системе стандарт-кост.
- Тема 2.5. Учет издержек комплексного производства и побочного продукта
- Понятия комплексного (совместного) производства, совместного продукта, побочного продукта, точки раздела.
- Методы распределения комплексных затрат.
- Раздел 3. Использование данных бухгалтерского управленческого учета для анализа и обоснования управленческих решений на разных уровнях управления
- Тема 3.1. Бюджетирование и контроль затрат
- 3.1.1. Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета. Определение бюджета (смет). Цели и концепции систем подготовки смет. Функции бюджетирования.
- 3.1.2. Виды бюджетов и сметных систем (фиксированные и гибкие сметы, нулевые и приростные сметы, периодические и непрерывные сметы).
- 3.1.3. Технология формирования генерального бюджета.
- 3.1.4. Система контроля за выполнением бюджетов.
- Тема 3.2. Принятие управленческих решений
- 3.2.1. Модели принятия управленческих решений на основе учетной информации.
- 3.2.2. Использование данных полученных нормативным методом учета затрат и калькулирования себестоимости и методом стандарт-кост для принятия управленческих решений.
- 3.2.3. Использование калькулирования по переменным затратам для принятия краткосрочных управленческих решений.
- 3.2.4. Планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащих продаже.
- 3.2.3. Принятие решения о специальном заказе.
- 3.2.4. Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора.
- 3.2.5. Решение «купить или производить самим».
- 3.2.5. Принятие решения о капиталовложениях.
- 3.2.6. Решение о реструктуризации бизнеса.
- Тема 3.3. Ценообразование на основе информации о себестоимости продукции
- 3.3.1.Трансфертное ценообразование.
- 3.3.2.Понятие и виды трансфертных цен. Методы их расчета.
- 3.3.3.Внешнее ценообразование. Принятие решений по ценообразованию. Ценообразование на основе переменных затрат, на основе валовой прибыли, по методу рентабельности продаж и рентабельности активов.
- Тема 3.4. Основы управленческой отчетности.
- 3.4.1. Требования, предъявляемые к управленческой отчетности.
- 3.4.2. Виды управленческой отчетности.
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций.
- Задача к теме 3.1.
- Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)
- Частичная калькуляция - отражает сумму издержек конкретного центра ответственности организации
- Раздел 7: Материалы тестовой системы Тестовые задания к теме 1.1.
- Тестовые задания к теме 1.2.
- Тестовые задания к теме 2.1.
- Тестовые задания к теме 2.2.
- Тестовые задания к теме 2.3.
- Тестовые задания к теме 2.4.
- Тестовые задания к теме 2.5.
- Тестовые задания к теме 3.1.
- Тестовые задания к теме 3.2.
- Тестовые задания к теме 3.3.
- 4Список основной литературы по курсу