3.1.3. Технология формирования генерального бюджета.
Формирование бюджета – это процесс формирования финансовых показателей деятельности предприятия, оформленных в основные операционные и бюджетные документы.
Для составления бюджетов рекомендуется иметь на предприятии стандарты по составлению бюджета, которые содержат инструкции и схемы организационных потоков. Использование стандартов помогает построить бюджет, оценить выполнение, проанализировать и способствовать принятию правильного решения. Когда работа выполнена, фактические данные сравниваются со стандартом для выявления отклонений. Эта обратная связь помогает совершенствованию норм.
Техника составления бюджета, последовательность его формирования определяется руководителем предприятия. Применительно к практике отечественных предприятий следует придерживаться порядка формирования бюджетов (рис. 14)
Бюджет продаж
Бюджет производства
Бюджеты прямых затрат: Бюджет прямых материальных затрат Бюджет прямых затрат на оплату труда План потребности в мощностях
Бюджет общепроизводственных затрат
Бюджет цеховой себестоимости
Бюджет общехозяйственных расходов
Бюджет коммерческих расходов
Бюджет доходов и расходов
Бюджет инвестиций
Бюджет движения денежных средств
Прогнозный баланс
Рис. 14. Последовательность составления бюджетов
Конечно, представленная схема планирования носит упрощенный характер и не отражает всех взаимосвязей составляемых планов.
Рассмотрим предметное содержание представленных на данной схеме бюджетов. Процедура планирования начинается с составления бюджета реализации.
Бюджет реализации (план продаж) показывает объем продаж по видам продуктов в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода (табл. 9).
Таблица 9 - Бюджет продаж
Наименование продукта | Количество | Средняя цена | Стоимость |
Продукт 1 |
|
|
|
Продукт 2 |
|
|
|
............ |
|
|
|
Продукт n |
|
|
|
Подготовка бюджета продаж - самый ответственный момент в процедуре планирования. Во-первых, в последовательности составления планов он стоит первым, поэтому любое искажение показателей в плане продаж скажется на всех последующих планах. Во-вторых, как никакой другой, план продаж непосредственно связывает предприятие с внешней средой - покупателями.
При подготовке плана продаж должны быть учтены две группы факторов - внутренние и внешние.
Внутренние факторы определяют ограничения, связанные с самим предприятием. К ним могут относиться, например:
- возможности проектирования новых продуктов (предприятие не может разработать продукт, который требуется покупателю);
- уровень технологий, которыми располагает предприятие (например, предприятие не имеет необходимого оборудования);
- уровень производственных мощностей (предприятие не способно производить продукт в необходимом покупателю количестве и в необходимые сроки);
- отсутствие необходимых материалов (или средств для их приобретения);
- и т.д.
Поскольку данные факторы связаны с самим предприятием, определение их величины не составляет особого труда.
Внешние факторы отражают состояние внешней (по отношению к предприятию) среды и место предприятия в этой среде. К ним, например, могут относиться:
- уровень спроса на производимую предприятием продукцию и степень его сезонных колебаний;
- эластичность спроса (зависимость спроса от уровня цен);
- платежеспособность покупателей и динамика ее изменений;
- сложившаяся доля предприятия на данном рынке;
- количество и поведение конкурентов;
- общая экономическая ситуация в стране и т.д.
Очевидно, что крайне затруднительно достаточно точно определить количественные и качественные значения перечисленных факторов. Тем не менее, они должны быть учтены при формировании бюджета продаж.
При прогнозировании продаж используются фактические данные прошлых периодов. Далее на их основе строится прогноз будущих продаж. Для этого используются две группы инструментов:
- математические методы (средних квадратов, трендовый анализ);
- экспертная оценка (когда прогнозирование ведется на основе опыта и интуиции менеджеров).
На основе данных, сформированных в бюджете продаж, формируется бюджет производства. Бюджет производства определяет виды и количество продукции, которые должны быть выпущены в предстоящем бюджетном (плановом) периоде (табл. 10).
Таблица 10 - Бюджет производства
Наименование продукта | НЗП на начало периода | Выпуск готовой продукции | НЗП на конец периода |
Продукт 1 |
|
|
|
Продукт 2 |
|
|
|
............ |
|
|
|
Продукт n |
|
|
|
Для того чтобы при проведении расчетов учесть наличие переходящих запасов, следует воспользоваться балансовым уравнением. В общем виде его формула выглядит следующим образом:
Запасы Поступление Выбытие Запасы
на начало + запасов в = запасов в + на конец
периода течение периода течение периода периода
Применительно к плану производства балансовое уравнение примет следующий вид:
Запас Запас
Выпуск Количество готовой готовой
готовой = реализуемой + продукции - продукции
продукции продукции на конец на начало
периода периода
С учетом запасов незавершенного производства определяется количество продукции, которая должна быть запущена в производство в течение периода:
Запуск Выпуск НЗП на НЗП на
продукции = готовой + конец - начало
продукции периода периода
На основе количественных данных о выпуске продукции составляется группа планов, отражающая потребности в необходимых для этого ресурсах.
Бюджет прямых материальных затрат содержит информацию о затратах в предстоящем бюджетном периоде сырья, материалов, комплектующих в натуральном и стоимостном выражении по видам продуктов и в целом по предприятию (табл. 11).
Таблица 11 - Бюджет прямых материальных затрат
Наименование материала | Потребность по видам продуктов, ед. | Потребность всего, ед. | Учетная цена, руб. | Стоимость, руб. | |||
Продукт 1 | Продукт 2 | ... | Продукт n | ||||
Материал 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Материал 2 |
|
|
|
|
|
|
|
............ |
|
|
|
|
|
|
|
Материал n |
|
|
|
|
|
|
|
При расчете потребности в заготовлении материальных ресурсов должны быть учтены переходящие запасы, то есть для проведения расчетов используется рассмотренное выше балансовое уравнение:
Количество Производственная Запасы Запасы
заготавливаемых = потребность в + материальных - материальных
материальных материальных ресурсов на ресурсов на
ресурсов ресурсах конец периода начало периода
Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает потребность в основном производственном персонале и затраты на оплату его труда в предстоящем периоде (табл. 12).
Таблица 12 - Бюджет прямых затрат на оплату труда
Категория персонала | Потребность по видам продуктов, нормо - час. | Потребность всего, нормо - час. | Часовая ставка, руб. | Всего по сдельной оплате,руб. | Прочие выплаты, руб. | Всего на оплату труда,руб. | ||
Продукт 1 | ... | Продукт n | ||||||
1-я |
|
|
|
|
|
|
|
|
2-я |
|
|
|
|
|
|
|
|
........ |
|
|
|
|
|
|
|
|
n |
|
|
|
|
|
|
|
|
План потребности в мощностях отражает необходимый для выполнения плана производства фонд рабочего времени оборудования и затраты, связанные с использованием оборудования в предстоящем периоде (табл. 13).
Таблица 13 - План потребности в мощностях
Вид оборудования | Потребность по видам продуктов, машино - час. | Потребность всего, машино - час. | Стоимость машино - часа, руб. | Стоимость всего, руб. | |||
Продукт 1 | Продукт 2 | ... | Продукт n | ||||
Оборудование 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Оборудование 2 |
|
|
|
|
|
|
|
.............. |
|
|
|
|
|
|
|
Оборудование n |
|
|
|
|
|
|
|
Бюджет общепроизводственных затрат отражает затраты на содержание производственной инфраструктуры, необходимой для выполнения производственного плана (табл. 14).
Таблица 14 - Бюджет общепроизводственных затрат
Статьи затрат | Сумма |
оплата труда работников, обслуживающих оборудование, машины, механизмы и транспортные средства |
|
амортизация производственного оборудования, машин, механизмов и транспортных средств |
|
ремонт основных средств цехового назначения; внутризаводское перемещение грузов и материалов |
|
содержание аппарата управления цеха |
|
содержание прочего цехового персонала |
|
амортизация зданий, сооружений, инвентаря цехового назначения |
|
прочие статьи затрат общецехового назначения |
|
Всего |
|
Бюджет цеховой себестоимости содержит информацию о себестоимости видов продукции и затратах на производственную программу в предстоящем бюджетном периоде (табл. 15).
Таблица 15 - Бюджет цеховой себестоимости
Статьи затрат | Затраты по видам продуктов, руб. | Всего | |||||
продукт 1 | продукт 2 | продукт n | |||||
на единицу | на выпуск | на единицу | на выпуск | на единицу | на выпуск | ||
Прямые затраты на материалы |
|
|
|
|
|
|
|
Прямые затраты на оплату труда |
|
|
|
|
|
|
|
Прямые затраты на оборудование |
|
|
|
|
|
|
|
Общепроизводственные затраты |
|
|
|
|
|
|
|
Всего цеховая себестоимость |
|
|
|
|
|
|
|
Бюджет общехозяйственных затрат отражает затраты на содержание в предстоящем бюджетном периоде обеспечивающей инфраструктуры по предприятию в целом (табл. 16).
Таблица 16 - Бюджет общехозяйственных затрат
Статьи затрат | Сумма, руб. |
заработная плата аппарата управления предприятием |
|
командировки и перемещения |
|
содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны |
|
амортизация основных средств и их содержание |
|
охрана труда |
|
подготовка кадров |
|
организованный набор рабочей силы |
|
налоги, сборы и отчисления |
|
непроизводительные затраты |
|
прочие статьи затрат общепроизводственного назначения |
|
Всего |
|
Бюджет коммерческих затрат отражает затраты, связанные со сбытом продукции в предстоящем бюджетном периоде.
Поскольку часть статей коммерческих затрат может носить прямой характер по отношению к видам продукции, а часть - косвенный, желательно при составлении бюджета коммерческих затрат разделить затраты на две названные группы (табл. 17).
Таблица 17 - Бюджет коммерческих затрат
Статьи затрат | Затраты по видам продуктов, руб. | Всего | |||||
продукт 1 | продукт 2 | продукт n | |||||
на единицу | на выпуск | на единицу | на выпуск | на единицу | на выпуск | ||
Прямые затраты на сбыт: |
|
|
|
|
|
|
|
Транспортные расходы |
|
|
|
|
|
|
|
Оплата комиссионных |
|
|
|
|
|
|
|
........... |
|
|
|
|
|
|
|
Косвенные затраты на сбыт: |
|
|
|
|
|
|
|
Затраты на содержание отдела сбыта |
|
|
|
|
|
|
|
Услуги по предоставлению маркетинговой информации |
|
|
|
|
|
|
|
........... |
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
Бюджет доходов и расходов (план прибылей и убытков) отражает структуру и величину доходов и расходов предприятия в целом, отдельных центров ответственности (или направлений деятельности) предприятия и планируемый к получению финансовый результат в предстоящем бюджетном периоде.
"Доходная" часть данного бюджета формируется на основании содержащейся в плане продаж информации о размере выручки от реализации. "Расходная" - на основании бюджета цеховой (производственной) себестоимости, бюджета общехозяйственных затрат, бюджета коммерческих затрат (табл. 18).
Таблица 18 - Бюджет доходов и расходов
Статьи доходов и расходов | Сумма |
Доходы по основной деятельности: |
|
Доходы по направлению 1 |
|
Доходы по направлению 2 |
|
............. |
|
Доходы по направлению n |
|
Прочие доходы |
|
Всего доходов |
|
Расходы по основной деятельности: |
|
Расходы по направлению 1 |
|
Расходы по направлению 2 |
|
............. |
|
Расходы по направлению n |
|
Общехозяйственные расходы |
|
Коммерческие расходы |
|
Прочие расходы |
|
Всего расходов |
|
Результат |
|
Бюджет инвестиций (план капитальных затрат) отражает инвестиции, которые предприятию необходимо осуществить в предстоящем бюджетном периоде с указанием их размера и направления использования (табл. 19).
Таблица 19 - Бюджет инвестиций
Наименование проекта | Направление инвестиций | Всего | ||
приобретение оборудования | работы, выполняемые собственными силами | услуги сторонних организаций | ||
Проект 1 |
|
|
|
|
Проект 2 |
|
|
|
|
........... |
|
|
|
|
Проект n |
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
Бюджет движения денежных средств (план денежных потоков) отражает прогнозируемое поступление и выбытие денежных средств и других платежных инструментов в результате хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем бюджетном периоде. По сути - это план движения денежных средств по расчетному счету и кассе.
Бюджет движения денежных средств призван обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств. Если в бюджете доходов и расходов в некоторые промежутки времени расходы могут превышать доходы, то в бюджете движения денежных средств в каждом периоде конечное сальдо должно быть положительным.
При подготовке бюджета движения денежных средств используется информация из рассмотренных выше бюджетов. Например, из бюджета продаж берется информация о суммах поступления денежных средств от реализации продукции. Из бюджета прямых материальных затрат - информация о суммах выплат, связанных с заготовлением материалов. Из бюджета прямых затрат на оплату труда - информация о суммах выплат по заработной плате и социальным отчислениям (табл. 20).
Таблица 20 - Бюджет движения денежных средств
Источники поступлений и направления выплат | Сумма |
Сальдо на начало периода |
|
Поступления, |
|
в том числе: |
|
выручка от реализации по основной деятельности: |
|
погашение дебиторской задолженности |
|
по текущей реализации |
|
полученные авансы |
|
выручка от прочей реализации |
|
бюджетное и целевое финансирование |
|
кредиты и займы |
|
дивиденды и проценты к получению |
|
штрафы и пени к получению |
|
Выплаты, |
|
в том числе: |
|
по текущей деятельности: |
|
оплата материалов и энергии |
|
услуги со стороны |
|
оплата труда |
|
по капитальным вложениям: |
|
приобретение машин и оборудования |
|
услуги со стороны |
|
расчеты с бюджетом |
|
выплаты по кредитам и займам |
|
Результат периода |
|
Конечное сальдо |
|
Рекомендуется для целей анализа обеспечить сопоставимость и единый формат плана (бюджета) и отчета о движении денежных средств.
Прогнозный баланс (расчетный баланс) представляет собой планируемый баланс предприятия на конец предстоящего бюджетного периода. Иными словами, прогнозный баланс есть планируемое соотношение активов и пассивов предприятия, которое складывается в соответствии со структурой активов и пассивов на начало бюджетного периода и изменением в ходе реализации других планов.
Прогнозный баланс есть итоговый план, венчающий собой процедуру планирования.
Бюджеты могут создаваться для предприятия в целом (консолидированные бюджеты) и для отдельных структурных единиц, называемых центрами финансовой отчетности. Таким образом, под центрами финансовой отчетности понимаются структурные единицы предприятия: для которых формируются планы; которые отчитываются за результаты выполнения планов.
- Раздел I. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- 1.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
- 1.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- 1.3. Рекомендации по работе с литературой
- 1.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой
- 1.5. Советы по подготовке к зачету (экзамену)
- Раздел 2. Рабочая программа учебной дисциплины
- 2.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
- 2.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 2.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 2. 4. Формы контроля
- 2.5. Тематический план учебной дисциплины (Распределение часов)
- 2.6. Содержание отдельных разделов и тем. Раздел 1. Основы бухгалтерского управленческого и производственного учета
- Тема 1.1. Содержание, принципы и назначение бухгалтерского управленческого учета
- Тема 1.2. Концепции и терминология классификации издержек
- Раздел 2. Калькулирование себестоимости продукции
- Тема 2.1. Себестоимость продукции: ее состав и виды. Калькулирование себестоимости продукции, как элемент системы бухгалтерского управленческого учета
- Тема 3.2. Принятие управленческих решений
- Тема 3.3. Ценообразование на основе информации о себестоимости продукции
- Тема 3.4. Основы управленческой отчетности.
- Список вопросов для подготовки к экзамену (зачету).
- 2.8. Список основной и дополнительной литературы Список основной литературы по курсу
- Список дополнительной литературы по курсу
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Инструкция по пыполнению курсоВой работы
- Раздел 3: этапы выполнения курсовой работы, их последовательность и содержание.
- Процедура выбора темы курсовой работы Темы курсовых работ
- Раздел 4. Элементы, которые будут определять структуру раскрытия соответствующего этапа курсовой работы.
- Содержательная часть курсовой работы. Содержание вопросов тематики курсовой работы по предложенным вариантам
- Критерии оценки вопросов.
- Требования к оформлению текста курсовой работы.
- Раздел 5. Процедура оценки курсоВой работы
- Раздел 4. Тексты лекций по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
- Раздел 1. Основы бухгалтерского управленческого и производственного учета
- Тема 1.1 «Содержание, принципы и назначение бухгалтерского управленческого учета»
- Понятие, сущность и содержание бухгалтерского управленческого учета, его предмет и объекты. Метод управленческого учета.
- История развития управленческого учета.
- Пользователи бухгалтерской информации.
- I квадрант
- II квадрант
- III квадрант
- IV квадрант
- 1.1.4 Цели, задачи бухгалтерского управленческого учета. Функции, принципы и назначение бухгалтерского управленческого учета.
- Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом.
- Производственный учет как составная часть управленческого учета. Взаимосвязь между видами учета: финансовым, управленческим, производственным, налоговым.
- Сравнительная характеристика бухгалтерского финансового учета и бухгалтерского управленческого учета.
- Тема 1.2. Концепции и терминология классификации издержек
- Характеристика понятий «издержки», «затраты», «расходы», определение взаимосвязи между ними.
- Сущность, значение и принципы классификации затрат.
- Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов.
- Классификация производственных затрат для определения себестоимости произведенной продукции и полученной прибыли (оценка запасов и прибыли).
- Классификация затрат для принятия решений и планирования.
- Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования.
- Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по местам возникновения, центрам ответственности.
- Раздел 2. Калькулирование себестоимости продукции
- Тема 2.1. Себестоимость продукции: ее состав и виды. Калькулирование себестоимости продукции, как элемент системы бухгалтерского управленческого учета
- 2.1.1 Понятие себестоимости, ее виды и состав.
- 2.1.2 Понятие материальных затрат. Организация учета материальных затрат в системе бухгалтерского управленческого учета. Методы контроля материальных затрат.
- 2.1.3 Учет расходов на рабочую силу, их состав. Организация нормирования затрат на рабочую силу в системе бухгалтерского управленческого учета.
- 2.1.4 Косвенные расходы, их понятие и состав. Организация учета косвенных расходов. Порядок включения косвенных расходов в себестоимость продукции.
- 2.1.5 Методы перераспределения расходов непроизводственных подразделений между производственными.
- 2.1.6 Сущность и назначение калькулирования себестоимости.
- 2.1.7. Объекты учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
- 2.1.8.Способы калькулирования себестоимости продукции.
- 2.1.9 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
- 2.1.10. Выбор метода учета и контроля затрат и калькулирования себестоимости.
- Тема 2.2 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости по объектам учета затрат.
- 2.2.1. Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости.
- Попередельное калькулирование как логическое развитие попроцессного метода.
- 2.2.3. Позаказное калькулирование, область применения. Особенности составления позаказных калькуляций.
- 2.2.4. Учет затрат по функциям (авс – метод). Сущность функционального метода учета затрат, его преимущества и недостатки.
- Тема 2.3. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости по полноте учета затрат
- Калькулирование по полным затратам (метод поглощения затрат).
- Калькулирование сокращенной себестоимости. Метод директ-костинг.
- Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль»
- Методы анализа соотношения «затраты – объем - прибыль»: а) Математические метод (метод уравнений, метод маржинального дохода).
- Б) Графический метод
- 2.3.5 Основные показатели оценки эффективности деятельности организации.
- Тема 2.4. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости по оперативности учета и контроля затрат
- 2.4.1. Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.
- 2.4.2. Характеристика и цели нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости.
- Система стандарт-кост: сущность, общее и различия с нормативным методом учета затрат и калькулирования себестоимости.
- 2.4.4. Нормативные затраты, их виды
- 2.4.5.Выявление и учет отклонений от норм в системе стандарт-кост.
- Тема 2.5. Учет издержек комплексного производства и побочного продукта
- Понятия комплексного (совместного) производства, совместного продукта, побочного продукта, точки раздела.
- Методы распределения комплексных затрат.
- Раздел 3. Использование данных бухгалтерского управленческого учета для анализа и обоснования управленческих решений на разных уровнях управления
- Тема 3.1. Бюджетирование и контроль затрат
- 3.1.1. Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета. Определение бюджета (смет). Цели и концепции систем подготовки смет. Функции бюджетирования.
- 3.1.2. Виды бюджетов и сметных систем (фиксированные и гибкие сметы, нулевые и приростные сметы, периодические и непрерывные сметы).
- 3.1.3. Технология формирования генерального бюджета.
- 3.1.4. Система контроля за выполнением бюджетов.
- Тема 3.2. Принятие управленческих решений
- 3.2.1. Модели принятия управленческих решений на основе учетной информации.
- 3.2.2. Использование данных полученных нормативным методом учета затрат и калькулирования себестоимости и методом стандарт-кост для принятия управленческих решений.
- 3.2.3. Использование калькулирования по переменным затратам для принятия краткосрочных управленческих решений.
- 3.2.4. Планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащих продаже.
- 3.2.3. Принятие решения о специальном заказе.
- 3.2.4. Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора.
- 3.2.5. Решение «купить или производить самим».
- 3.2.5. Принятие решения о капиталовложениях.
- 3.2.6. Решение о реструктуризации бизнеса.
- Тема 3.3. Ценообразование на основе информации о себестоимости продукции
- 3.3.1.Трансфертное ценообразование.
- 3.3.2.Понятие и виды трансфертных цен. Методы их расчета.
- 3.3.3.Внешнее ценообразование. Принятие решений по ценообразованию. Ценообразование на основе переменных затрат, на основе валовой прибыли, по методу рентабельности продаж и рентабельности активов.
- Тема 3.4. Основы управленческой отчетности.
- 3.4.1. Требования, предъявляемые к управленческой отчетности.
- 3.4.2. Виды управленческой отчетности.
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций.
- Задача к теме 3.1.
- Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)
- Частичная калькуляция - отражает сумму издержек конкретного центра ответственности организации
- Раздел 7: Материалы тестовой системы Тестовые задания к теме 1.1.
- Тестовые задания к теме 1.2.
- Тестовые задания к теме 2.1.
- Тестовые задания к теме 2.2.
- Тестовые задания к теме 2.3.
- Тестовые задания к теме 2.4.
- Тестовые задания к теме 2.5.
- Тестовые задания к теме 3.1.
- Тестовые задания к теме 3.2.
- Тестовые задания к теме 3.3.
- 4Список основной литературы по курсу