1.1.4 Цели, задачи бухгалтерского управленческого учета. Функции, принципы и назначение бухгалтерского управленческого учета.
Цель управленческого учета - прежде всего обеспечение менеджеров информацией, необходимой для принятия управленческих решений. К информации, необходимой для принятия управленческих решений, предъявляются инные требования, чем к информации предназначенной для внешних пользователей.
К конкретным прауктическим задачам управленческого учета относятся:
учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и предоставление информации по ним менеджерам;
учет затрат и доходов и отклонений по ним от установленных норм, стандартов и смет по организации в целом, структурным подразделениям, центрам ответственности, группам изделий, технологическим решениям и др. позициям;
исчисление различных показателей фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от нормативных и плановых (показателей полной производственной себестоимости, неполной производственной себестоимости, полной себестоимости реализованной продукции, себестоимости реализованной продукции по зонам реализации и т. п.);
формирование ценовой политики организации, в том числе пределов скидок, при различных условиях сбыта и платежа,
определение финансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений по центрам ответственности, новым технологическим решениям, реализованным изделиям, выполненным работам и услугам и др. позициям;
контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, ее структурных подразделений и других центров ответственности;
планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, ее структурных подразделений и других центров ответственности;
оценка эффективности дополнительных затрат и рациональности капитальных вложений.
выявление областей наибольшего риска и узких мест в деятельности организации,
прогнозирование и оценка прогноза (предоставление заключения о воздействии ожидаемых в будущем событий на основе анализа прошлых событий и их количественная оценка для целей планирования);
формирование ассортиментной политики и выявление убыточных видов продукции,
составление управленческой отчетности и ее предоставление управленческому персоналу и специалистам для управления производством и принятия решений на перспективу.
Функции управленческого учета:
1) Планирование представляет собой процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает в себя постановку цели; формулировку задач; изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели; выбор вариантов альтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения.
2) Контроль и анализ – это проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера. Эта функция включает в себя измерение состояния объекта: сопоставление фактических результатов с плановыми; пересмотр планов, в случае, если они не могут быть выполнены; выявление и регулирование отклонений от запланированного. Контроль настолько тесно связан с планированием, что в обычной работе между ними не проводят грань.
Любое управленческое решение основывается на анализе, где управленческое планирование и система контроля полностью взаимодействуют. На этой стадии управления руководитель имеет информацию в виде отчетов исполнителей, в которых даются результаты количественных измерений фактического состояния объекта. Часто в отчете отражается сравнение фактических и бюджетных результатов, а также отклонения. Это позволяет руководителю концентрировать внимание на негативных процессах и выявлять проблемы, требующие решения в будущем.
В процессе анализа определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь) и выясняются причины отклонений, недостатки планирования; неоптимальный набор действий, который привел к увеличению оперативных решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели.
3) Организационная работа заключается в создании организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей (отделы, бюро, группы, подразделения и др.); распределение обязанностей между исполнителями; координация действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; установлении каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.
4) Стимулирование - это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающего уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об их выполнении.
Сметы содержат сбалансированные плановые показатели и ориентируют менеджеров на выполнение конечной цели предприятия. Исполнительные отчеты мотивируют обоснованность корректировки фактических результатов по отношению к запланированным, и стимулируют персонал предприятия к принятию мер по устранению отклонений либо к выявлению потенциальных проблем в будущем. Внутренняя отчетность создает основу для повышения эффективности системы контроля и регулирования, осуществляемой менеджерами.
5) Внутренняя информационная связь – это обмен информацией и отчетностью, позволяющий координировать действия структурных подразделений на достижение конечной цели; конкретизирующий задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период; определяющий условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования (потребности и ограничения) к нему смежных производственных подразделений. Исполнительные отчеты представляют любому менеджеру материал для анализа и оценки своих действий, которые привели к снижению эффективности управления.
Принципы управленческого учета:
1) Непрерывность деятельности предприятия – выражается отсутствием намерения ликвидироваться, сократить масштабы производства. Это означает, что предприятие будет функционировать неопределенно долгое время.
2) Использование единых планово – учетных единиц измерения - разработка системы учета, основанной на тесной взаимосвязи показателей управленческого учета производства и бухгалтерского учета затрат. В планировании и учете производства данный принцип обеспечивает между ними прямую и обратную связь.
3) Оценка результатов деятельности структурных подразделений предприятия – один из основополагающих принципов построения системы управленческого учета. Заключается в определение перспектив и тенденции каждого подразделения в формировании прибыли организации от производства до реализации продукции. При всем различии организационных форм на предприятиях, управленческий учет должен быть связан с оперативно – производственным и технико – экономическим планированием. В совокупности с системой планирования и контроля управленческий учет представляет собой механизм хозяйствования цеха, участка, бригады.
4) Преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации заключается в разовой фиксации данных в первичных документах или производственных расчетах и многократное использование при всех видах управления без повторной фиксации, регистрации или расчетов. В процессе ее сбора, обработки и передачи упрощает систему учета и делает ее эффективной.
5) Система коммуникаций внутри предприятия – формирование показателей внутренней отчетности на всех уровнях производственной структуры по нарастающей и использование ее в целях управления. На нулевом уровне возникает первичная учетная информация в первичных документах, отчетах основных и вспомогательных цехов. На первом уровне создается сводная документация отдела снабжения, складского хозяйства, производственных подразделений, внешней кооперации, сбытового и финансового отделов, бухгалтерии. На последующих уровнях производится объединение и формирование отчетной сводной документации в функциональных отделах управления предприятием (главного конструктора, главного технолога, главного механика, отдела кадров, планово – производственного отдела и др.). На самом верхнем уровне происходит обобщение сводной информации, поступающей из структурных подразделений, и преобразование ее в результирующую отчетную информацию производственно – диспетчерским, планово – экономическим отделом и бухгалтерией.
6) Принцип бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью заслуживает особого внимания. Он заключается в охвате сметами (бюджетами) производства, реализации, распределения и финансирования. Он используется на крупных предприятиях как инструмент планирования, контроля и регулирования. Сметами охватывают производство, реализацию, распределение и финансирование. В них находят отражение затраты на производство всего предприятия и его подразделений, доходы от видов деятельности, отдельных подразделений и предприятия в целом. Данный принцип используется для планирования, контроля и регулирования учета организации.
7) Принцип полноты и аналитичности информации предусматривает, что показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки, не предусматривать обратных синтезу процедур.
8) Принцип периодичности информации, отражающий производственный коммерческий циклы предприятия важен для построения всей системы управленческого учета. Информация для руководителей необходима в том случае, когда это необходимо, ни раньше, ни позже. Для предоставления такой информации разрабатывается график, который является частью графика документооборота на предприятии.
Управление – это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие на процесс общественного труда или иной деятельности, направленное на достижение поставленной цели путем наиболее эффективного использования финансовых, трудовых и других ресурсов. Система управления воздействует на управляемый объект посредством общих функций, взаимосвязь которых образует замкнутый цикл управления (рис. 1).
Рис. 1. Замкнутый цикл управления организацией
В этом направленном процессе управленческий учет играет особую роль. Большинство выделяют учет в специальную функцию управления. Именно в рамках учетных процедур имеющиеся данные, числа и сведения преобразуются в информацию, пригодную для принятия управленческих решений. Эта задача решается в русле того учетного направления, которое называется управленческим учетом.
- Раздел I. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- 1.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
- 1.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- 1.3. Рекомендации по работе с литературой
- 1.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой
- 1.5. Советы по подготовке к зачету (экзамену)
- Раздел 2. Рабочая программа учебной дисциплины
- 2.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
- 2.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 2.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 2. 4. Формы контроля
- 2.5. Тематический план учебной дисциплины (Распределение часов)
- 2.6. Содержание отдельных разделов и тем. Раздел 1. Основы бухгалтерского управленческого и производственного учета
- Тема 1.1. Содержание, принципы и назначение бухгалтерского управленческого учета
- Тема 1.2. Концепции и терминология классификации издержек
- Раздел 2. Калькулирование себестоимости продукции
- Тема 2.1. Себестоимость продукции: ее состав и виды. Калькулирование себестоимости продукции, как элемент системы бухгалтерского управленческого учета
- Тема 3.2. Принятие управленческих решений
- Тема 3.3. Ценообразование на основе информации о себестоимости продукции
- Тема 3.4. Основы управленческой отчетности.
- Список вопросов для подготовки к экзамену (зачету).
- 2.8. Список основной и дополнительной литературы Список основной литературы по курсу
- Список дополнительной литературы по курсу
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Инструкция по пыполнению курсоВой работы
- Раздел 3: этапы выполнения курсовой работы, их последовательность и содержание.
- Процедура выбора темы курсовой работы Темы курсовых работ
- Раздел 4. Элементы, которые будут определять структуру раскрытия соответствующего этапа курсовой работы.
- Содержательная часть курсовой работы. Содержание вопросов тематики курсовой работы по предложенным вариантам
- Критерии оценки вопросов.
- Требования к оформлению текста курсовой работы.
- Раздел 5. Процедура оценки курсоВой работы
- Раздел 4. Тексты лекций по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
- Раздел 1. Основы бухгалтерского управленческого и производственного учета
- Тема 1.1 «Содержание, принципы и назначение бухгалтерского управленческого учета»
- Понятие, сущность и содержание бухгалтерского управленческого учета, его предмет и объекты. Метод управленческого учета.
- История развития управленческого учета.
- Пользователи бухгалтерской информации.
- I квадрант
- II квадрант
- III квадрант
- IV квадрант
- 1.1.4 Цели, задачи бухгалтерского управленческого учета. Функции, принципы и назначение бухгалтерского управленческого учета.
- Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом.
- Производственный учет как составная часть управленческого учета. Взаимосвязь между видами учета: финансовым, управленческим, производственным, налоговым.
- Сравнительная характеристика бухгалтерского финансового учета и бухгалтерского управленческого учета.
- Тема 1.2. Концепции и терминология классификации издержек
- Характеристика понятий «издержки», «затраты», «расходы», определение взаимосвязи между ними.
- Сущность, значение и принципы классификации затрат.
- Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов.
- Классификация производственных затрат для определения себестоимости произведенной продукции и полученной прибыли (оценка запасов и прибыли).
- Классификация затрат для принятия решений и планирования.
- Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования.
- Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по местам возникновения, центрам ответственности.
- Раздел 2. Калькулирование себестоимости продукции
- Тема 2.1. Себестоимость продукции: ее состав и виды. Калькулирование себестоимости продукции, как элемент системы бухгалтерского управленческого учета
- 2.1.1 Понятие себестоимости, ее виды и состав.
- 2.1.2 Понятие материальных затрат. Организация учета материальных затрат в системе бухгалтерского управленческого учета. Методы контроля материальных затрат.
- 2.1.3 Учет расходов на рабочую силу, их состав. Организация нормирования затрат на рабочую силу в системе бухгалтерского управленческого учета.
- 2.1.4 Косвенные расходы, их понятие и состав. Организация учета косвенных расходов. Порядок включения косвенных расходов в себестоимость продукции.
- 2.1.5 Методы перераспределения расходов непроизводственных подразделений между производственными.
- 2.1.6 Сущность и назначение калькулирования себестоимости.
- 2.1.7. Объекты учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
- 2.1.8.Способы калькулирования себестоимости продукции.
- 2.1.9 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
- 2.1.10. Выбор метода учета и контроля затрат и калькулирования себестоимости.
- Тема 2.2 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости по объектам учета затрат.
- 2.2.1. Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости.
- Попередельное калькулирование как логическое развитие попроцессного метода.
- 2.2.3. Позаказное калькулирование, область применения. Особенности составления позаказных калькуляций.
- 2.2.4. Учет затрат по функциям (авс – метод). Сущность функционального метода учета затрат, его преимущества и недостатки.
- Тема 2.3. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости по полноте учета затрат
- Калькулирование по полным затратам (метод поглощения затрат).
- Калькулирование сокращенной себестоимости. Метод директ-костинг.
- Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль»
- Методы анализа соотношения «затраты – объем - прибыль»: а) Математические метод (метод уравнений, метод маржинального дохода).
- Б) Графический метод
- 2.3.5 Основные показатели оценки эффективности деятельности организации.
- Тема 2.4. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости по оперативности учета и контроля затрат
- 2.4.1. Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.
- 2.4.2. Характеристика и цели нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости.
- Система стандарт-кост: сущность, общее и различия с нормативным методом учета затрат и калькулирования себестоимости.
- 2.4.4. Нормативные затраты, их виды
- 2.4.5.Выявление и учет отклонений от норм в системе стандарт-кост.
- Тема 2.5. Учет издержек комплексного производства и побочного продукта
- Понятия комплексного (совместного) производства, совместного продукта, побочного продукта, точки раздела.
- Методы распределения комплексных затрат.
- Раздел 3. Использование данных бухгалтерского управленческого учета для анализа и обоснования управленческих решений на разных уровнях управления
- Тема 3.1. Бюджетирование и контроль затрат
- 3.1.1. Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета. Определение бюджета (смет). Цели и концепции систем подготовки смет. Функции бюджетирования.
- 3.1.2. Виды бюджетов и сметных систем (фиксированные и гибкие сметы, нулевые и приростные сметы, периодические и непрерывные сметы).
- 3.1.3. Технология формирования генерального бюджета.
- 3.1.4. Система контроля за выполнением бюджетов.
- Тема 3.2. Принятие управленческих решений
- 3.2.1. Модели принятия управленческих решений на основе учетной информации.
- 3.2.2. Использование данных полученных нормативным методом учета затрат и калькулирования себестоимости и методом стандарт-кост для принятия управленческих решений.
- 3.2.3. Использование калькулирования по переменным затратам для принятия краткосрочных управленческих решений.
- 3.2.4. Планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащих продаже.
- 3.2.3. Принятие решения о специальном заказе.
- 3.2.4. Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора.
- 3.2.5. Решение «купить или производить самим».
- 3.2.5. Принятие решения о капиталовложениях.
- 3.2.6. Решение о реструктуризации бизнеса.
- Тема 3.3. Ценообразование на основе информации о себестоимости продукции
- 3.3.1.Трансфертное ценообразование.
- 3.3.2.Понятие и виды трансфертных цен. Методы их расчета.
- 3.3.3.Внешнее ценообразование. Принятие решений по ценообразованию. Ценообразование на основе переменных затрат, на основе валовой прибыли, по методу рентабельности продаж и рентабельности активов.
- Тема 3.4. Основы управленческой отчетности.
- 3.4.1. Требования, предъявляемые к управленческой отчетности.
- 3.4.2. Виды управленческой отчетности.
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций.
- Задача к теме 3.1.
- Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)
- Частичная калькуляция - отражает сумму издержек конкретного центра ответственности организации
- Раздел 7: Материалы тестовой системы Тестовые задания к теме 1.1.
- Тестовые задания к теме 1.2.
- Тестовые задания к теме 2.1.
- Тестовые задания к теме 2.2.
- Тестовые задания к теме 2.3.
- Тестовые задания к теме 2.4.
- Тестовые задания к теме 2.5.
- Тестовые задания к теме 3.1.
- Тестовые задания к теме 3.2.
- Тестовые задания к теме 3.3.
- 4Список основной литературы по курсу