logo search
Бух

2.11. Автоматизация учета затрат на производство

Задача автоматизации учета затрат на производство, издержек обращения реализуется в рамках комплексной автоматизации бухгалтерского учета и, как правило, предусматривает наличие системы взаимосвязанных АРМ по всем основным участкам учетных работ.

Комплекс задач распределения и учета затрат и издержек обращения в системе «Главный бухгалтер» полностью реализован и предусматривает накопление затрат по элементам затрат и видам деятельности, распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов между объектами калькулирования пропорционально различным базам, определение фактической себестоимости продукции, работ, услуг, списание отклонений от плановой себестоимости, списание издержек обращения. Методология, заложенная в конфигураццию, ориентирована на составление внешней бухгалтерской отчетности.

Учет по счету «Основное производство» строится по 3 видам объектов аналитического учета: элементы затрат, виды деятельности, виды затрат. Аналитика «Элементы затрат» предусмотрена на счетах 20, 23, 25, 26, что обеспечивает корректное закрытие счетов по одинаковым элементам. Значения справочника «Элементы затрат» и «Виды затрат» устанавливается при внедрении системы, и пользователи не могут их изменить, однако допустимо вводить новые элементы.

Справочник «Виды деятельности» имеет четырехуровневую структуру. Наименование и количество элементов субконто «Виды деятельности» определяются пользователем самостоятельно исходя из учетной политики организации. Для каждого вида деятельности необходимо указать характер деятельности: производство продукции; выполнение работ, оказание услуг; производство сырья и материалов для собственных нужд, а также вариант реализации.

В зависимости от выбранного характера деятельности система предусматривает списание затрат на 43, 90 либо 10 счет. При наличии нескольких видов деятельности типа «Производство продукции» можно построить соответствие между 20 и 43 счетом различной степени детализации. Если каждому виду номенклатуры поставить в соответствие один вид деятельности, то фактические затраты будут собираться по каждому виду номенклатуры. Если по одному виду деятельности выпускается несколько видов продукции, то собранные фактические затраты распределяются по наименованиям номенклатуры пропорционально фактическому выпуску продукции по плановой себестоимости.

Накопление затрат по видам деятельности производится на 20 счете с использованием разнообразных документов, технология работы с которыми рассматривалась ранее. По элементам затрат «Оплата труда», «Отчисления в ФСЗН» начисления производились с использованием расчетного документа «Начисление заработной платы», по элементу «Амортизация ОС» с использованием документа «Начисление амортизации ОС»; по элементу «Материалы» затраты определяются на основании документов «Материальный отчет», «Ввод в эксплуатацию спецодежды и спецоснастки», «Списание по нормам» и т.п. Все перечисленные документы выполняют формирование прямых затрат.

Все расчетные документы по распределению затрат на производство и накладных издержек, определению фактической себестоимости располагаются в разделе «Распределение затрат, закрытие месяца» и регистрируются в одноименном журнале.

Документ «Незавершенное производство» используется в случае необходимости формирования остатка затрат на 20 счете на начало следующего месяца. Документ не формирует проводок, но его данные используются документами «Закрытие себестоимости услуг», «Закрытие производства». В одном периоде допускается использование не более одного документа.

Распределение затрат, отнесенных на 23, 25, 26 счета и учет финансовых результатов ведется с использованием документов, которые формируются один раз в месяц.

Работа документов «Распределение общехозяйственных расходов» и «Распределение общепроизводственных расходов» определяется выбранным методом распределения затрат (издержек) : по зарплате, материалам, выручке и товарообороту, выпуску готовой продукции либо пропорционально приказу, где вводится процентное соотношение в качестве распределяемой базы. См. рис. Документы формируют распределение 25 и 26 счетов в соответствии с заданной в параметрах учетной политикой по аналитике 20 счета.

Документ «Закрытие производства» производит расчет отклонений от плановой себестоимости.

В качестве регистров аналитического и синтетического учета можно за отчетный месяц либо год сформировать такие выходные формы, как