Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:
документация;
инвентаризация;
счета и двойная запись;
баланс и отчетность;
оценка и калькуляция.
Документация используется для организации сплошного и непрерывного учёта оборота средств предприятия, источников их формирования и операций с ними.
При помощи документации осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хозяйственных операций, закрепляется ответственность работника за полученные ценности. Сразу по совершении операции для ее отражения в бухгалтерском учете должен быть составлен первичный документ, в котором даются описание совершенных операций и их точное количественное выражение и денежная оценка.
Первичный документ должен содержать обязательные реквизиты: наименование предприятия, наименование документа, его номер, дату, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, ответственных за данную хозяйственную операцию. Правильность приводимых в документах сведений заверяется подписью лиц, ответственных за совершенные операции.
Требования к документам – своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и активного но (действия на результаты его работы).
В регистрах бухгалтерского учета все записи должны быть сделаны на основании документов.
Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета через проверку позволяет определить фактическое наличие материальных, ценностей, основных и денежных средств. Инвентаризация проводится путем описания, подсчета, взаимной сверки, взвешивания, оценки выявленных средств и сравнения данных бухгалтерского учета с полученными данными. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности, допущенные потери, хищения, недостачи. При инвентаризации контролируется сохранность собственности предприятия, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета, соответствие их фактическому наличию имущества и обязательств.
Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки текущего учета однородных хозяйственных операций, являются способом вторичной регистрации средств и операций с ними. Для наблюдения и контроля за множеством совершаемых операций объекты учета необходимо группировать по экономически однородным признакам. Такую систематизацию осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета. На счетах операции фиксируются в денежном измерителе, а при необходимости используются натуральные и трудовые измерители.
Все изменения, происходящие со средствами, представляют собой либо их уменьшение, либо увеличение. С целью отдельного учета данных процессов бухгалтерские счета разделены на две части – дебет и кредит. По дебету отражается увеличение средств и уменьшение их источников, по кредиту – уменьшение средств и увеличение их источников.
Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, она обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения операций.
Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, показывающей взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая операция отражается в одной сумме не менее чем на двух счетах: по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержание каждой операции. Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств и их источников из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств.
Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета – корреспондирующимися.
Бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и источников на определенную дату в единой денежной оценке.
Баланс – это способ их обобщения и группировки. Он является основной отчетной формой, которая характеризует размер имущества и финансовое состояние предприятия.
Информация в балансе сгруппирована по разделам, которые, в свою очередь, состоят из статей. Дебетовые остатки счетов находят отражение в левой части (активе) баланса, кредитовые – в правой части (пассиве) баланса. Сумма всех статей актива баланса (информация о хозяйственных средствах) находится в соответствии с суммой всех статей пассива баланса (информация об источниках хозяйственных средств).
Данные баланса используются для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, анализа финансового состояния предприятия, его платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр.
Бухгалтерская отчетность представляет собой систему обобщающих технико-экономических показателей. Предназначена освящать деятельность предприятия, кроме баланса, включает в свой состав ряд таблиц и сведений о движении средств, фондов, о структуре доходов, себестоимости, налогах и платежах и пр.
Входящие в ее состав показатели должны в большей степени удовлетворять требованиям обеспечения информацией для осуществления управления, анализа и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и создания базы для последующего планирования его деятельности.
Оценка необходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. Осуществляется оценка в денежном выражении. Оценка хозяйственных средств базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки.
Основные принципы оценки устанавливаются Правительством РФ (например, основные средства и нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости с включением в нее расходов по доставке, установке и др.; готовая продукция – по производственной или нормативной себестоимости; материалы – себестоимости с включением транспортно – заготовительных расходов; товары – по оптовым или розничным ценам).
Калькуляция необходима для осуществления контроля и установления цен. Посредством такого способа группировки затрат определяют себестоимость приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Для определения себестоимости единицы все произведенные затраты по данному виду продукции делят на количество единиц выпущенной реализуемой продукции.
Перечисленные методы применяются в органической связи друг с другом. Учет начинают с документации операций. На основании документов осуществляют отражение операций на счетах с помощью двойной записи. Для обобщения в едином измерении данных, содержащихся в документах, используют денежную оценку; для их проверки и уточнения применяют инвентаризацию. Уточненные данные счетов используются для исчисления себестоимости путем калькуляции, для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.
- Милованова е.Н., Яненко е.Ю. Бухгалтерский учет организации (предприятия)
- Оглавление
- Раздел 1. Основы теории бухгалтерского учета 4
- Раздел 2. Бухгалтерский учет основных видов имущества предприятия и источников его образования 73
- Раздел 1. Основы теории бухгалтерского учета
- 1.1. Понятие хозяйственного учёта
- 1.1.1. Виды хозяйственного учёта
- 1.1.2. Финансовый и управленческий учёт
- 1.2. Основные требования к бухгалтерскому учету, его задачи
- 1.2.1. Задачи бухгалтерского учета
- 1.2.2. Функции и принципы бухгалтерского учета
- 1.2.3. История возникновения бухгалтерского учета
- 1.3. Предмет бухгалтерского учета
- 1.3.1. Классификация имущества предприятия по составу и размещению
- Внеоборотные активы (основной капитал)
- Оборотные активы (оборотный капитал)
- 1.3.2. Классификация источников формирования имущества предприятия
- Используется резервный капитал на:
- Источники формирования имущества предприятия Заемные источники средств
- 1.4. Метод бухгалтерского учета
- Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:
- 1.4.1. Документация и инвентаризация
- Контрольные вопросы
- Контрольное задание 1
- Контрольное задание 2
- Контрольное задание 3
- 1.4.2. Оценка и калькуляция
- Контрольные вопросы
- 1.5. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
- 1.5.1. Требования к ведению бухгалтерского учета
- 1.5.2. Регулирование бухгалтерского учета
- Все нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет в рф, подразделяются на четыре уровня
- Учетная политика организации
- Аспекты Приказа об учетной политике:
- 1.6. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета
- 1.6.1. Учетные регистры
- Первичные учетные документы
- Регистры бухгалтерского учета
- Бухгалтерская отчетность
- Сроки и порядки предоставления бухгалтерской отчетности
- Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
- Хранение документов бухгалтерского учета
- Контрольные вопросы
- 1.6.2. Формы бухгалтерского учета
- Регистрационный журнал за март 201_ г. Таблица 1
- Главная книга Счет 51 «Расчетные счета» Таблица 2
- Счет № Таблица 3
- Вид журнала-ордера, открытого на несколько счетов Таблица 4
- Вид главной книги Счет № Таблица 5
- Книга (журнал) учета хозяйственных операций Таблица 6
- Контрольные вопросы
- 1.7. Бухгалтерский баланс
- 1.7.1. Понятие бухгалтерского баланса, его виды
- Баланс на 1 марта 201_ г. Таблица 7
- Баланс-брутто на 1 сентября 201_ г. Таблица 8
- Баланс-нетто на 1 сентября 201_ г. Таблица 9
- 1.7.2. Содержание и структура бухгалтерского баланса
- I. Внеоборотные активы.
- III. Капитал и резервы.
- IV. Долгосрочные пассивы.
- V. Краткосрочные пассивы.
- 1.7.3. Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций
- 1.8.Счета и двойная запись
- 1.8.1. Содержание и строение бухгалтерских счетов. Порядок записи хозяйственных операций на счетах Взаимосвязь между счетами и бухгалтерским балансом
- Порядок записи хозяйственных операций для активных счетов
- Порядок записи хозяйственных операций для пассивных счетов
- Связь счетов бухгалтерского учета с балансом
- Этапы составления бухгалтерских проводок
- 1.8.2. Синтетические и аналитические счета, субсчета. Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам
- Взаимосвязь синтетического счета 10 «Материалы» с его субсчетами и аналитическими
- Оборотная ведомость по синтетическим счетам
- В оборотной ведомости по синтетическим счетам имеются три пары колонок, в которых по каждому счету показывают сальдо начальное (Сн), обороты по Дт и Кт и сальдо конечное.
- Оборотная ведомость аналитического учета к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
- Оборотная ведомость аналитического учета к счету 10 «Материалы»
- Журнал хозяйственных операций за январь 201_ г.
- Бухгалтерский баланс (ден. Ед.)
- Оборотная ведомость по синтетическим счетам за январь 201_ г.
- Бухгалтерский баланс (ден. Ед.)
- Контрольные вопросы
- 1.8.3. Классификация счетов по экономическому содержанию
- 1.8.4. Классификация счетов по назначению и структуре
- 1.8.5. План счетов бухгалтерского учета
- Контрольные вопросы
- Раздел 2. Бухгалтерский учет основных видов имущества предприятия и источников его образования
- 2.1. Учет денежных средств и расчетных операций
- 2.1.1. Учет денежных средств в кассе
- Приход денежных средств в кассу
- Расход денежных средств из кассы
- 2.1.2. Учет денежных средств на расчетном счете
- Учет денежных средств на расчетном счете
- Бухгалтерские проводки Поступление денежных средств на расчетный счет:
- Перечисление (списание) денежных средств с расчетного счета:
- Учет денежных средств в валюте
- Учет денежных документов
- Учет денежных средств на специальных счетах в банках
- Аккредитивы
- Чековые книжки
- 2.1.3. Учет расчетных операций Расчеты с покупателями и заказчиками
- Учет расчетов за проданное имущество (выполненные работы, оказанные услуги)
- Учет авансов полученных
- Учет векселей полученных
- Расчеты с поставщиками и подрядчиками. Учет авансов выданных
- Учет авансов выданных
- Учет векселей выданных
- Учет расчетов с персоналом по оплате труда
- Учет расчетов с подотчетными лицами
- Учет расчетов по претензиям
- Учет расчетов по налогам и сборам
- Учет расчетов с учредителями
- 2.2. Учет внеоборотных активов
- 2.2.1. Учет основных средств
- Поступление основных средств
- Учет приобретения ос за плату
- Учет получения ос в счет вклада в уставный капитал
- Безвозмездное получение ос
- Получение ос по товарообменным операциям
- Начисление амортизации ос
- Ремонт ос
- Переоценка ос
- Продажа ос
- Учет списания ос вследствие морального и (или) физического износа
- Учет передачи ос в виде вклада в уставный капитал других организаций
- Учет безвозмездной передачи ос
- Учет аренды ос
- Оприходование неучтенных ос
- Учет списания ос при выявлении недостач или порчи
- Учет ликвидации ос при авариях, стихийных бедствиях, иных чрезвычайных ситуациях
- 2.2.2. Учет нематериальных активов
- Поступление нематериальных активов
- Приобретение нематериальных активов за плату
- Учет приобретения нма за плату
- Учет получения нма в счет вклада в уставный капитал
- Учет создания нма в организации
- Учет начисления амортизации нма
- Учет списания нма
- Предоставление права на использование нма
- 2.3. Учет материально–производственных запасов
- Учет поступления материалов
- Учет приобретения материалов за плату
- Учет неотфактурованных поставок
- Учет получения материалов по товарообменным операциям
- Учет изготовления материалов силами организации
- Учет внесения материалов в счет вклада в уставный капитал организации
- Безвозмездное получение материалов
- Учет отпуска материалов в производство
- Учет продажи материалов
- Учет инвентаризации материалов
- 2.4. Учет затрат на производство продукции Учет затрат на производство
- Калькулирование полной производственной себестоимости продукции
- 2.5. Учет готовой продукции и ее продажи
- Выпуск готовой продукции
- Учет продажи готовой продукции
- 2.6. Учет товаров и их продажи Поступление товаров Учет товаров по покупным ценам
- Учет товаров по продажным ценам
- Учет приобретения товаров через посредников (по договору комиссии).
- Учет приобретения товаров через подотчетных лиц
- Учет продажи товаров, учитываемых по покупным ценам
- Учет продажи товаров учитываемых по продажным ценам
- Продажа товаров через посредников (по договору комиссии)
- Продажа товаров, принятых на комиссию
- 2.7. Учет финансовых вложений
- Паи и акции
- Долговые ценные бумаги
- Предоставленные займы
- Учет кредитов и займов
- Учет затрат по обслуживанию кредитов и займов
- 2.8. Учет финансовых результатов Учет финансовых результатов и использования прибыли
- Доходы и расходы по обычным видам деятельности
- Прочие доходы и расходы
- Условный расход (доход) по налогу на прибыль
- Постоянное налоговое обязательство
- Отложенный налоговый актив
- Отложенное налоговое обязательство
- 2.9. Учет капитала
- Учет уставного капитала
- Учет резервного капитала
- Учет добавочного капитала
- Список литературы