logo
Методичка 2011 Бухгалтерский учет

Связь счетов бухгалтерского учета с балансом

На каждый вид средств и источников, отраженных в балансе, открывается счет под тем же наименованием.

Подобно статьям баланса счета делятся на активные (где учитываются средства предприятия) и пассивные (где отражаются источники их образования).

На основании данных синтетических счетов составляется бухгалтерский баланс, который представляет собой свод остатков по синтетическим счетам бухгалтерского учета.

Между бухгалтерскими счетами и балансом имеется отличие. На бухгалтерских счетах отражаются текущие хозяйственные операции и итоговые данные за отчетные периоды в денежных, трудовых и натуральных показателях, в балансе – только итоговые данные на начало и конец отчетного периода в денежной оценке.

Двойная запись хозяйственных операций на счетах:

Хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета по правилу двойной записи. Суть его состоит в том, что любая хозяйственная операция отражается (регистрируется) на счетах бухгалтерского учета в одной и той же сумме дважды по дебету одного и кредиту другого счета.

Для ведения бухгалтерского учета используется правило двойной записи: любая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах – в дебете одного и кредите другого.

Например: Д51 К50 – Выручка в сумме 30 000 р. из кассы сдана на расчетный счет. Отразить хозяйственную операцию на счетах:

Счет 50 Счет 51

Д «Касса» К Д «Расчетный счет» К

Сн 33 000

1) 30 000

Сн 45 000

1) 30 000

Од - 0

Ок – 30 000

Од – 30 000

Ок – 0

Ск 3 000

Ск 75 000

Взаимосвязь между счетами называется корреспонденцией счетов, а сами счета корреспондирующими. Указание корреспонденции счетов называется бухгалтерской проводкой.

Составить бухгалтерскую проводку – значить указать, какой счет дебетуется, а какой кредитуется и на какую сумму.

Для этого необходимо:

  1. Определить на каких счетах отражается хозяйственная операция;

  2. Определить тип счета (активный, пассивный, активно– пассивный);

  3. Отразить хозяйственные операции, используя особенности счета:

– увеличение/ уменьшение средств по дебету/кредиту;

  1. Составить бухгалтерскую проводку.

Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные.

В простой бухгалтерской проводке участвуют только два счета. В сложных – дебет одного счета, может быть связан с кредитом нескольких счетов, или наоборот, кредит одного счета связан с дебетом нескольких счетов.

Например: Выданы из кассы: заработная плата рабочим и служащим 5000 р. и сумма 500 р. сотруднику под отчет на хозяйственные нужды.

Д 70 ««Расчеты с персоналом по оплате труда» К50 «Касса»

Д 71 ««Расчеты с подотчетными лицами»

Счет 50 Счет 71 Счет 70

(+)Д «Касса» (-) К Д «Расч с подотч.л» К Д (-) «Расч.перс.по опл тр» К(+)

СН 10 000

СН 300

а)5000 2б) 500

2б) 500

а) 5000

СК 5000