logo search
госы экономика

14. Затраты комплексного производства и методы их распределения по продуктам.

При одновременном производстве различных продуктов, когда каждый продукт имеет самостоятельную цену реализации возможно получение попутных (побочных) продуктов, что определено технологией производства.

Побочные продукты могут иметь большую абсолютную стоимость, но критерии отнесения продукции к основной или побочной является цена реализации.

Все продукты (основные и побочные) влияют на фин.рез. Очень часто попутная продукция требует дальнейшей доработки, поэтому различают затраты на совместное производство всех продуктов до точки разделения и затраты на доработку продуктов после точки разделения. Продукты разделяются иногда одновременно, но могут разделяться и в различные моменты времени.

Точка разделения - определенный момент времени, в который происходит разделение основных и побочных продуктов.

До точки разделения затраты на отдельные продукты поделить не возможно. После точки разделения возможны затраты на доведение продуктов до товарного состояния.

Методы распределения комплексных затрат:

1) натуральный метод

Комплексные затраты распределяются пропорционально натуральным объемам производства, что упрощает расчеты, но предполагает что каждый продукт принесет одинаковый доход.

М/у тем, если цели реализации совместно произведенных продуктов будут различны то предположение об одинаковой себестоимости приведет к тому, что какие-то продукты покажут высокую прибыльность, а по каким то продуктам возможен убыток. Следовательно, не принимается во внимание способность продуктов генерировать прибыль.

2) распределения затрат пропорционально валовой выручке

-Комплексные затраты распределяются пропорционально валовой выручке (стоимости реализации). Предполагается, что более высоким ценам реализации соответствуют более высокие затраты.

Недостаток метода заключается в том, что на не выгодный продукт, дающий низкий доход от реализации распределяется малая часть комплексных издержек, следовательно с/с будет ниже, что может дать ошибочное представление о рентабельности продукта.

- метод чистой стоимости возможной реализации.

Возможно все продукты реализуются после точки разделения и дополнительных затрат, тогда необходимо учесть доп.затраты после точки разделения

3) Метод распределения комплексных затрат при условии, что все продукты характеризуются одинаковой рентабельностью продаж.