28. Конкуренция. Виды конкуренции и типы рыночных структур.
Конкуренция – общественная форма соперничества участников рыночного хозяйства за достижение наилучших условий производства, купли и продажи товара. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, рыночных методов функционирования структурных государственных и частных подразделений. Значение конкуренции: сдерживает частный интерес; направляет интересы на производство необходимых обществу товаров; ведет к полному и эффективному использованию ресурсов; ограничивает рост цен; способствует производству товаров высокого качества; обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей.
Виды: 1) Ценовая – это борьба за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек и, следовательно, снижения цен на продукцию без изменения ее качества и ассортимента (возможна за счет установления монопольной цены). 2) неценовая – ее формы зависят от степени воздействия фирмы на условия реализации ее продукции на рынке. Суть: аналогичные товары продаются по разным ценам; основа этого – различное качество, разный объем предоставляемых услуг, сервис, реклама. В результате расширяется число потребителей, которое за разное качество готовы платить по-разному. Здесь выигрывает тот, кто что-нибудь придумает.
Экономисты различают также понятие «конкурентоспособность», это способность производителя воздействовать на рынок и прежде всего на цену. Чем меньше это воздействие, тем конкурентнее рынок и рыночная среда. Выделяют: а) совершенную конкуренцию, признаки: на рынке много продавцов и покупателей; ни один продавец не может оказывать своего влияния на рынок производимой или продаваемой продукции, т.к. у него невелики объемы производства; свободный вход на рынок и выход из него; товар недифференцирован. б) несовершенная конкуренция, признаки: предприятия не являются абсолютно свободными в своих действиях и их поведение зависит от реакции других фирм; вход и выход не является свободным, он ограничен (размером капитала, наличием ноу-хау); разное количество продавцов и покупателей на рынке.
Несовершенная конкуренция определяет три типа рыночных структур:
-
Рынок монополистической конкуренции: большое количество продавцов; товары однородны, но различаются.
-
Рынок олигополии: многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами (обратная ситуация – олигопсония).
-
Чистая монополия – производитель влияет на рыночную цену продаваемого товара и одновременно на рыночную цену приобретаемых ресурсов, контролируя всю или большую часть производства и реализации (монопсония – 1 покупатель).
- Анализ использования трудовых ресурсов
- 2. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.
- 3. Анализ с/с продукции предпр-я
- 4. Анализ фонда заработной платы.
- 5. Взаимосвязь финансов с другими эк-ми кат-ми.
- 6. Виды ипотечных кредитов и их характеристика.
- 7. Виды стоимостных оценок основных средств.
- 8. Виды, формы и системы оплаты труда
- 9. Глобальные проблемы мирового хозяйства.
- 10. Динамические показатели экономической оценки инвестиций.
- 11. Длительность производственного цикла и его структура.
- 12. Долевые и долговые ценные бумаги. Классификация и характеристика основных видов.
- 13. Зарождение английской классической школы политэкономии (у. Петти, а Смит, д.Рикардо).
- 14. Затраты комплексного производства и методы их распределения по продуктам.
- 15. Инновационные процессы в нгхк рт
- 16. Инновационный процесс и его стадии.
- 17. Институциональная теория (Веблен,Норд).
- 18. Интеграционные структуры в химической промышленности: их виды и роль.
- 19. Интеллектуальный капитал, его составляющие. Коэф-т Тобина.
- 20. Инфляция: виды, причины и последствия. Антиинфляционная стратегия и тактика.
- 21. Источники формирования доходов населения и их структура.
- 22. Классификация затрат рабочего времени
- 23. Классификация и структура издержек. Предельные издержки и значение их оптимизации
- 24. Классификация и характеристика источников финансирования инвестиций.
- 25. Классификация организационных структур, их достоинства и недостатки
- 26. Классификация производственных затрат для определения себестоимости продукции и прибыли.
- 27. Коммерческий банк: понятие, функции, принципы основные операции.
- 28. Конкуренция. Виды конкуренции и типы рыночных структур.
- 29. Косвенные затраты и методы их распределения.
- 30. Малый бизнес и его место в нефтехимическом комплексе.
- 31. Маржинальная теория (Австрийская, английская и американская школы).
- 32. Маркетинг как система деятельности на рынке.
- Социально-этический маркетинг.
- 33. Маркетинговое планирование не предприятии.
- 34. Марксисткая экономическая теория.
- 35. Международная экономическая интеграция. Этапы развития. Уровни интеграции.
- 36. Международные финансовые и валютные организации: мвф, мбрр, ебрр, Лондонский клуб, Парижский клуб (специфика).
- 37. Межстрановая дифференциация: характеристика по группа стран мирового сообщества. Показатели классификаций стран по группам.
- 38. Метод swot: анализ внутренней и внешней среды.
- 39. Методы и инструменты госуд-го регулирования вэд.
- 2. Использование относительных и средних величин
- 3.Балансовый способ
- Ценовая эластичность спроса или эластичность спроса по цене: