31. Маржинальная теория (Австрийская, английская и американская школы).
Маржинализм — направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости; возникло в 70-е гг. XIX века в форме т. н. «маржинальной революции».
Австрийская школа. Главное в австр.школе субъективно-псих.подход, в англ.и амер.он выражен менее ярко. Цена по их мнению зависит от субъективных оценок покупателей, т.е от предельной полезности. Под пред.полезностью они понимают субъективную оценку полезности последней единицы блага.
Ведущие принципы: Теория пред.полезности были сформ-ны проф.венского универа Карлом Менгером. По его мнению пред.полезность блага опред-ся 2 факторами:
-
интенсивной индивидуальной потребности;
-
редкость, т.е запас данного блага.
Чем выше интенсивность к потр-ю, тем выше его пред.полез-ть. Иначе влияет объем запаса этого блага: если запас уменьшается, то пред.полез-ть увеличивается и наоборот. Отсюда менгер введет з-н снижающей пред.полез-ти. У менгера спрос диктует цену Т-ра, но спрос зависит от полезности Т.
Др.точки зрения придерживался Бен-Баверк. Он считал, что пред.пол-ть прямо, а не косвенно ч/з спрос определяет цену Т-ра.
Маржин-ты с т.зр.пред.пол-ти определяют не только цену Т-ра, но и цену факторов пр-ва. По их мнению покупатели не способны оценить полезность далеких от них факторов пр-ва, а раз так, то пред.пол-ть ф-в пр-ва д-на определяться не прямо, а косвенно ч/з пред.пол-ть потребляемых Т-ов, произведенных с пом. этих ф-в пр-ва. Но с пом.ф-в пр-ва производиться разный ассортимент Т-ов. Какие же из этих пред.полезностей ф-в пр-ва будут определять их цену? По мнению марж-тов, это будет та пред.пол-ть, которая имеет наименьшую величину и это потребленное благо наименьшей величины будет яв-ся пред.пол-тью.
Английская школа. Маршалл - крупнейший математик, основоположник марж-ма, а также создатель неоклассич.шк.
Представители этой шк.отказались от господства субъект-х оценок в анализе цены Т-ра. По их мнению, ни спрос, ни предлож.не имеют приоритета с точки зр.определения цен. Маршал, стараясь найти условия баланса спроса и предлож., использует понятие рын.равновесие. Как Маршал формирует цену?: на смену причинно-следственным связям приходит мктематич-функцион.анализ 3-х парам-ов рынка: цена, спрос, предлож. По его мнению с оной стороны спрос и предл.зависят от цены, если цена растет, то спрос на Т.снижается, а предл.увеличивается и наоборот.
Представляет интерес проблема спроса на отдельные Т-ры, а точнее разработанная Маршалом концепция эластичности спроса. Он поставил спрос на Т-ры от 3-х ф-ов:
- пред.полезн-ть Т-ров;
- рын.цена Т.;
- денежные доходы населения.
По ней: если цена увелич.или уменьш-ся на %, а спрос на него сокращается и/ возрастает более, чем на %, тогда движение спроса будет эластичным по цене. Соотв-но, спрос считается не эластичным, когда меняется менее чем на %.
Американская шк. Бж. Б. Кларк, профессор, осн. американ. вариант теории предельной полезности. Закон убывающей продуктивности труда и капитала. Считал осн. факторами развития эк. - технологии и мораль, а основой ее - отдельное изолированное хозяйство. Гл. проблемой политэкономии назвал распределение.
По аналогии с теоретической механикой, разделил полит.экономию на 3 этапа: универсальная экономика - изучает общие законы; эк. статика - идеальная модель хозяйствования; эк. динамика - модель в условиях действия внешних сил, которые усложняют развитие и нарушают равновесие.
В производстве выделил 4 фактора, собственник каждого получает свою часть дохода от фактора, кот. ему принадлежит: 1) денежный капитал; 2) капитальные блага – ср. производства + земля; 3) предпринимательская деятельность; 4) труд рабочего.
Закон убывающей продуктивности труда и капитала: каждый новый взнос труда при неизменных размерах кап. происходит с меньшей продуктивностью, чем предыдущий. таким образом, предельная продуктивность труда тем ниже, чем больше нанято рабочих.
Теория распределения исходит из результата, принадлежащего каждому фактору, а не из затрат и не вклада каждого фактора.
- Анализ использования трудовых ресурсов
- 2. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.
- 3. Анализ с/с продукции предпр-я
- 4. Анализ фонда заработной платы.
- 5. Взаимосвязь финансов с другими эк-ми кат-ми.
- 6. Виды ипотечных кредитов и их характеристика.
- 7. Виды стоимостных оценок основных средств.
- 8. Виды, формы и системы оплаты труда
- 9. Глобальные проблемы мирового хозяйства.
- 10. Динамические показатели экономической оценки инвестиций.
- 11. Длительность производственного цикла и его структура.
- 12. Долевые и долговые ценные бумаги. Классификация и характеристика основных видов.
- 13. Зарождение английской классической школы политэкономии (у. Петти, а Смит, д.Рикардо).
- 14. Затраты комплексного производства и методы их распределения по продуктам.
- 15. Инновационные процессы в нгхк рт
- 16. Инновационный процесс и его стадии.
- 17. Институциональная теория (Веблен,Норд).
- 18. Интеграционные структуры в химической промышленности: их виды и роль.
- 19. Интеллектуальный капитал, его составляющие. Коэф-т Тобина.
- 20. Инфляция: виды, причины и последствия. Антиинфляционная стратегия и тактика.
- 21. Источники формирования доходов населения и их структура.
- 22. Классификация затрат рабочего времени
- 23. Классификация и структура издержек. Предельные издержки и значение их оптимизации
- 24. Классификация и характеристика источников финансирования инвестиций.
- 25. Классификация организационных структур, их достоинства и недостатки
- 26. Классификация производственных затрат для определения себестоимости продукции и прибыли.
- 27. Коммерческий банк: понятие, функции, принципы основные операции.
- 28. Конкуренция. Виды конкуренции и типы рыночных структур.
- 29. Косвенные затраты и методы их распределения.
- 30. Малый бизнес и его место в нефтехимическом комплексе.
- 31. Маржинальная теория (Австрийская, английская и американская школы).
- 32. Маркетинг как система деятельности на рынке.
- Социально-этический маркетинг.
- 33. Маркетинговое планирование не предприятии.
- 34. Марксисткая экономическая теория.
- 35. Международная экономическая интеграция. Этапы развития. Уровни интеграции.
- 36. Международные финансовые и валютные организации: мвф, мбрр, ебрр, Лондонский клуб, Парижский клуб (специфика).
- 37. Межстрановая дифференциация: характеристика по группа стран мирового сообщества. Показатели классификаций стран по группам.
- 38. Метод swot: анализ внутренней и внешней среды.
- 39. Методы и инструменты госуд-го регулирования вэд.
- 2. Использование относительных и средних величин
- 3.Балансовый способ
- Ценовая эластичность спроса или эластичность спроса по цене: