14.4 Контроллинг
Контроллинг - это функционально обособленное направимте экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Слово контроллинг произошло от английского to control - контролировать, управлять, которое в свою очередь происходит от французского слова, означающего «реестр, проверочный список».
Основная конечная цель любого коммерческого предприятия - получение прибыли (контроллинг можно назвать системой управления прибылью предприятия), но в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными, - например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов - тогда контроллинг ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же - получение прибыли. Контроллинг является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятий, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.
Основная цель контроллинга - ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:
- координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
- информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
- создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
- обеспечение рациональности управленческого процесса.
Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:
- повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:
- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
- увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
- необходимость в непрерывном отслеживании изменений во внешней и внутренней средах предприятия;
- необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избеганию кризисных ситуаций;
- усложнение систем управления предприятием путем координации внутри системы управления;
- информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
- общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.
В современных условиях среди исследователей нет единого мнения о сущности и функциях контроллинга (таблица 11).
Таблица 11 - Основные концепции контроллинга.
Ориентация концепции | Сущность и основные задачи контроллинга в рамках данной концепции |
На систему учета | Переориентация системы учета из прошлого в будущее, создание на базе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений, связанных с планированием и контролем деятельности предприятия. |
На управленческую информационную систему | Создание общей информационной системы управления (management information system). Разработка концепции единой информационной системы, ее внедрение, координация функционирования информационной системы, оптимизация информационных потоков. |
На систему управления: - с акцентом на планирование и контроль; - с акцентом на координацию. | Планирование и контроль деятельности структурных подразделений предприятия. Координация деятельности системы управления предприятием (управление управлением). |
В целом система контроллинга на предприятии решает все перечисленные задачи, но расстановка акцентов может быть разной.
Контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный. Сравнительные характеристики стратегического и оперативного контроллинга представлены в таблице 12 .
Таблица 12 - Характеристика оперативного и стратегического контроллинга.
Признаки | Стратегический | Оперативный |
Ориентация | Внешняя и внутренняя среда предприятия | Экономическая эффективность и рентабельность деятельности предприятия |
Уровень управления | Стратегический | Тактический и оперативный |
Цели | Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики. Поддержание потенциала успеха. | Обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия. |
Главные задачи |
|
|
Цель стратегического контроллинга - обеспечение выживаемости предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной стратегической цели развития.
Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроллинг за достижением какой-либо цели, необходимо установить насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение. Проверка стратегических планов включает в себя, как минимум проверку на полноту планов, их взаимоувязку и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему контроля за выполнение плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана.
Если выбранный вариант стратегического плана нас устраивает, то для разработки системы следящего контроля за достижением стратегических целей необходимо выбрать области контроля:
- стратегические цели (как качественные, так и количественные);
- критические внешние и внутренние условия, лежащие в основе стратегических планов;
- узкие и слабые места, выявленные в результате анализа стратегического плана.
Анализ выбранных подконтрольных показателей включает в себя следующее:
- сравнение нормативных и фактических значений с целью выявления отклонений;
- выявление причин и виновников отклонений;
- определение зависимости между полученными отклонениями и конечными результатами деятельности предприятия;
- анализ влияния полученных отклонений на конечные результаты.
Аналитическую информацию передают с определенной периодичностью руководству предприятия для принятия управленческих решений.
Цель оперативного контроллинга - создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты - прибыль.
В отличие от стратегического оперативный контроллинг ориентирован на достижение краткосрочных целей.
Основные подконтрольные показатели:
- рентабельность капитала;
- производительность;
- степень ликвидности.
Систему оперативного контроллинга используют для поддержания оперативных решений по недопущению кризисного состояния.
Контрольные вопросы
-
Дайте определение прогрессивных систем управления затратами.
-
В чем состоит сущность системы «стандарт-костс»?
-
Чем различается исчисление полных и неполных затрат на производство и реализацию продукции?
-
Опишите методику учета и анализа изменений норм и отклонений от них.
-
Перечислите причины изменений норм и нормативов на промышленном предприятии.
-
В чем состоит учет затрат на производство?
-
В чем состоит сущность системы «директ-костинг»?
-
Сравните расчет полных и частичных затрат.
-
Что такое «контроллинг»?
-
Дайте характеристику оперативному и стратегическому контроллингу. В чем их отличия?
Тесты в приложении А.
- Введение………………………………………………………………………….......
- Понятие управления затратами на предприятии
- 1.1 Сущность затрат
- Функции управления затратами
- 1.3 Принципы управления затратами
- Классификация текущих затрат на производство
- 2.1 Задачи и основные признаки классификации затрат
- 2.2 Классификация затрат на производство
- 3 Планирование затрат
- 3.1 Необходимость планирования затрат
- 3.2 Определение допустимой величины затрат
- 3.3 Взаимосвязь капитальных вложений, текущих затрат и доходности предприятия
- 3.4 Влияние инфляции на выбор и принятие решений
- 4 Определение затрат на стадиях экономического жизненного цикла продукта
- 4.1 Связь параметров и стадий экономического цикла продукции
- 4.2 Затраты по стадиям экономического жизненного цикла продукта
- 4.3 Определение и нормирование затрат в целях их стабилизации и снижения.
- 5 Влияние затрат на маркетинговую деятельность предприятия
- 5.1 Особенности и состав затрат на маркетинговую деятельность предприятия
- 5.2 Факторы, влияющие на величину затрат на маркетинговую деятельность на предприятии
- 5.3 Определение величины затрат на маркетинговую деятельность и их целесообразности
- 6 Затраты, качество и конкурентоспособность продукции
- 6.1 Состав затрат на качество
- 6.2 Затраты на качество продукции – баланс интересов
- 6.3 Использование функционально-стоимостного анализа для снижения затрат на продукцию
- 6.4 Затраты и конкурентоспособность продукции
- 7 Запасы и затраты предприятия
- 7.1 Виды запасов на предприятии
- 7.2 Учет материально-производственных запасов
- 7.3 Оценка материальных запасов при их списании на затраты производства
- 7.4 Влияние управления запасами на затраты предприятия и экономический результат его работы
- 8 Анализ затрат на производство и реализацию продукции
- 8.1 Анализ затрат
- 8.2 Анализ сметы затрат на производство продукции
- 9 Формирование, бюджетирование и учет затрат в процессе производства
- 9.1 Формирование затрат по сегментам предприятия и по местам возникновения
- 9.2 Формирование затрат по центрам затрат и центрам ответственности
- 9.3 Бюджетирование затрат
- 9.4 Достоинства и недостатки бюджетирования
- 9.5 Учет затрат в процессе производства
- 10 Виды учета затрат на предприятии
- 10.1 Система учета затрат
- 10.2 Основы управленческого (производственного) учета
- 10.3 Учет затрат по местам возникновения в системе «директ-костинг»
- 10.4 Оперативный (оперативно-технический) учет
- 11 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости
- 11.1 Попередельный метод учета
- 11.2Система попроцессной калькуляции затрат на производство
- 12 Способы снижения затрат на производство
- 12.1 Классификация факторов, влияющих на уровень снижения затрат
- 12.2 Снижение затрат при совершенствовании системы управления персоналом и повышении производительности труда
- 12.3 Снижение затрат на материально-технические ресурсы
- 12.4 Снижение затрат при использовании производственных фондов
- 12.5 Снижение затрат от внедрения достижений научно-технического прогресса и интенсификации производства
- 13 Виды анализа затрат.
- 14 Управление затратами
- 14.1 Система «стандарт-костс»
- 14.2 Система «директ-костинг»
- 14.3 Система управления затратами на основе информации «управленческого учета»
- 14.4 Контроллинг
- 15 Управление затратами на малых предприятиях
- 15.1 Планирование ассортимента продукции в зависимости от объема выпуска
- 15.2 Нормативное определение затрат
- 15.3 Использование нормативного метода в малом автотранспортном предприятии
- 15.5 Организация учета затрат и формирование себестоимости продукции на малых предприятиях