logo
Управление затратами Хегай Ю

4.1 Связь параметров и стадий экономического цикла продукции

Жизненный цикл товара (продукта, сокращенно - ЖЦТ) - это модель, описывающая изменения спроса на продукт с момента его первоначального появления на рынке до полного прекращения его продаж. Считается, что эти изменения носят именно циклический характер, поэтому с помощью модели ЖЦТ маркетинг может делать более реальные стратегические планы.

Жизненный цикл товара (продукта) на рынке включает в себя следующие стадии:

- разработка продукта;

- рождение (или Внедрение на рынок);

- рост (также может отдельно выделяться стадия Развертывания, находящаяся между Ростом и Зрелостью, которая характеризуется резким снижением темпов роста рынка);

- зрелость;

- насыщение (или Спад).

Для определения стадии жизненного цикла продукта в качестве отличительных паpаметpов могут быть использованы следующие 6 переменных:

- темпы роста рынка;

- изменения темпов роста рынка;

- темпы технологических изменений продукта;

- темпы технологических изменений процесса;

- сегментация рынка;

- основная функциональная проблема.

На рисунке 4.1 показано, каким образом значения паpаметpов переменных хаpактеpизуют каждую стадию жизненного цикла продукта.

Рисунок 4.1 – Связь параметров и стадий экономического цикла продукции

Число сегментов рынка. При высокой степени сегментации рынка каждый сегмент потребителей с различными нуждами является весьма привлекательным, т.к. позволяет конкурентам получить такие преимущества, как диффеpенциpованное ценообразование, и представить множество разновидностей одного и того же продукта. Это привлекательно как для крупных конкурентов, которые могут выбрать много сегментов, так и для мелких, предпочитающих одну нишу.

Технологические изменения в конструкции товара. Роль и значение технологии, заключенной в хаpактеpистике продукта, и темпы ее изменения являются функциями общего темпа технологических изменений в отрасли. В новых отраслях продукция изменяется очень быстро, т.к. потребности потребителя еще малоизвестны. В стабильных отраслях темп изменений в технологии продукта замедляется.

Темпы технологических изменений в конструкции товара. Роль и значение технологии, используемой в процессе производства, и темпы ее изменения очень важны. Сохранит или нет свое положение бизнес, если не усовершенствует технологию своего процесса производства, зависит от стадии жизненного цикла отрасли. На стадиях вытеснения и зрелости улучшение технологического процесса просто необходимо для сохранения конкурентного преимущества. Поэтому большинство изменений происходит на этих стадиях.

Основная функциональная проблема. Функциональная область, от вешения вопросов в которой в первую очередь будет зависеть коммерческий успех. К таким областям отнесены: исследования и pазpаботки, техническое обеспечение, производство, маркетинг и pаспpеделение, финансы.