15.3 Использование нормативного метода в малом автотранспортном предприятии
Структура затрат на производство продукции, услуг или работ в организации отражается в нормативных калькуляциях, основой для составления которых служат нормы расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Нормативная себестоимость включает все основные затраты и расходы по организации производства и управлению, а также внепроизводственные расходы.
В качестве примера рассмотрим использование нормативного метода учета затрат в управлении механизации и автотранспорта с необходимым набором строительных машин и технологического транспорта.
Нормирование расхода того или иного материала — это установление допустимой меры его потребления на определенном этапе эксплуатации, при техническом обслуживании или ремонте автомобиля. Различают базовое значение расхода материала, которое определяют для каждой модели автомобиля по стандартной методике в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода, учитывающее условия эксплуатации или ремонта автомобиля. Расходование топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники производятся в соответствии с установленными нормами.
Расчет стоимости машино-смены работы технологического автотранспорта в соответствии с нормативно-справочными материалами, эксплуатационными и расчетными показателями транспортной работы автомобилей, находящихся в эксплуатации, производится по следующим статьям затрат: топливо, смазочные материалы, техобслуживание и эксплуатационный ремонт, ремонт шин, амортизация на восстановление и капремонт, заработная плата машинистов и водителей, накладные расходы.
Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по соотношению:
, (15.2)
где Qh - нормативный расход топлива, л;
S - пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;
Hs.anc - норма расхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда, л/100 км:
, (15.3)
где Hs - базовая норма расхода топлива автомобиля-самосвала в снаряженном состоянии без груза или транспортная норма с учетом транспортной работы с коэффициентом загрузки 0,5 л/100 км;
Hw - норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Hs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100т км;
Gnp - собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;
q - грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q - с коэффициентом загрузки 0,5), т;
Hz - дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л;
Z - количество ездок с грузом за смену;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, в %.
Для грузовых бортовых автомобилей и тягачей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
, (15.4)
где Qh - нормативный расход топлива, л;
S - пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hsan - норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза, л/100 км:
, (15.5)
где Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
Hg - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т • км;
Gпп - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
Hw - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;
W- объем транспортной работы, ткм (W= Grp*Srp, где Grp— масса груза, т; Srp — пробег с грузом, км);
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, в %.
Нормативный расход топлива Qh (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:
, (15.6)
где Hs.c - индивидуальный расход топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км (если он предназначен также для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы: Hs.c = HwW);
S- пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
Нт - норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/ч или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т. п.);
Т - время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;
D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в % (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горных местностях).
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата:
, (15.7)
где Мн - нормативный расход масел и смазок;
Нм - базовая норма;
Qh - нормативный расход топлива;
D - корректирующие коэффициенты. Затраты на автомобильные шины
Затраты на восстановление и ремонт шин рассчитаны по следующим формулам:
а) для одиночного автомобиля:
, (15.8)
где Зш - затраты на восстановление и ремонт шин, р./км;
Нш - норма на восстановление и ремонт шин на 1000 км пробега, %;
Цш- цена покрышки, камеры ободной ленты, р./комплект;
Пш - количество ходовых шин на автомобиле, шт.;
б) для автопоезда:
, (15.9)
где Нш.пр - норма на восстановление и ремонт шин прицепа или полуприцепа, %;
Цш.пр - цена покрышки камеры, ободной ленты прицепа или полуприцепа, тыс. р./комплект;
1,15 или 1,10 коэффициент, учитывающий работу автомобиля с прицепом или полуприцепом;
Пш.пр - количество ходовых шин на прицепе, шт.
Затраты на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт исчисляют на основании норм затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей, разработанных Центральной научно-исследовательской лабораторией (ЦНИЛ) и Центром по научной организации труда и управления производством (ЦНОТ).
Согласно ст. 259 Налогового кодекса РФ при применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:
, (15.10)
где К - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
п - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
Заработная плата водителей автомобилей, отнесенная к километру пробега, при почасовой оплате определяется по формуле:
, (15.11)
где Сзп - коэффициент, учитывающий начисления на заработную плату;
Си - часовая тарифная ставка водителя, р.;
1840 - годовой фонд рабочего времени, ч;
Г1 - годовой пробег автомобиля, км.
При расчете заработной платы водителей учитываются дополнительное время отпусков - 8,8 % и отчисления на социальные нужды.
Эффективный контроль возможен только при сравнении общих фактических затрат с нормативными за определенный период по каждому центру ответственности. Однако установить, на каком этапе производства были допущены отклонения, затруднительно. Поэтому более точным будет учет затрат и анализ отклонений по каждой операции.
Можно поспорить о том, есть ли смысл сравнивать фактические затраты с нормативными. Однако, если человек заранее знает, что результат его работы будет сравниваться с нормативными показателями, он будет работать лучше, чем когда он уверен, что его работа не будет оцениваться вовсе. Даже если менеджер не может повлиять на результаты работы после выполнения операции, он, по крайней мере, сообразит, как поправить положение и добиться лучших результатов в будущем.
В производственной практике наличие отклонений неизбежно, поэтому возникает необходимость выявить и соответствующим образом учесть не только сами отклонения и их влияние на себестоимость продукции, работ или услуг, но и причины их появления.
Напомним основные слагаемые принципа управления по отклонениям:
- предварительное составление нормативных калькуляций на основе технически обоснованных действующих нормативов по основным статьям затрат производства;
- учет действующих нормативов и определение их влияния на уровень себестоимости продукции или выполняемых работ;
- учет фактических затрат на производство с делением их на затраты по нормативам и с отклонениями от нормативов;
- учет отклонений фактических расходов от нормативных по местам их возникновения, причинам и виновникам.
Нормативный учет затрат дает возможность детально проанализировать отклонения.
Существенной частью процесса контроля затрат на малом предприятии является принятие решения по результатам анализа. Приведем примерный перечень причин и виновников отклонений.
Причины отклонений:
- изменение технологии;
- изменение нормативов;
- переделка некачественно выполненных работ;
- брак (неисправимый);
- отсутствие материалов, топлива, ГСМ;
- отсутствие электроэнергии;
- отсутствие автотранспорта;
- поломки оборудования и механизмов;
- аварийные и внеплановые ремонты механизмов и оборудования;
- отсутствие фронта работ;
- отклонения оформляются путем выписки специальных сигнальных документов;
- простои по атмосферным условиям (внутрисменные и цело-сменные);
- замена материалов на более дорогостоящие;
- перерасход материалов (количественный);
- исправления конструкций, полученных от поставщиков;
- перерасход количества машино-смен механизмов;
- излишние (против норм) автомобильные перевозки;
- нарушения трудовой дисциплины.
- метеорологические условия.
Виновниками отклонений от норм могут быть:
- производитель работ, мастер, механик, менеджер.
- рабочие бригады (звенья).
- отдел снабжения.
- отдел главного механика.
Для анализа причин и выявления в последующем виновников отклонений фактических затрат от нормативных, а также оперативного их контроля на каждое место возникновения затрат открывают учетную карточку.
Учетные данные по центрам затрат отражают в отчетах об исполнении сметы, составляемых через короткие промежутки времени. Из этих отчетов руководители малого предприятия получают информацию об отклонениях от сметы, детализированную информацию о затратах производства по местам возникновения, центрам ответственности и предприятию в целом.
- Введение………………………………………………………………………….......
- Понятие управления затратами на предприятии
- 1.1 Сущность затрат
- Функции управления затратами
- 1.3 Принципы управления затратами
- Классификация текущих затрат на производство
- 2.1 Задачи и основные признаки классификации затрат
- 2.2 Классификация затрат на производство
- 3 Планирование затрат
- 3.1 Необходимость планирования затрат
- 3.2 Определение допустимой величины затрат
- 3.3 Взаимосвязь капитальных вложений, текущих затрат и доходности предприятия
- 3.4 Влияние инфляции на выбор и принятие решений
- 4 Определение затрат на стадиях экономического жизненного цикла продукта
- 4.1 Связь параметров и стадий экономического цикла продукции
- 4.2 Затраты по стадиям экономического жизненного цикла продукта
- 4.3 Определение и нормирование затрат в целях их стабилизации и снижения.
- 5 Влияние затрат на маркетинговую деятельность предприятия
- 5.1 Особенности и состав затрат на маркетинговую деятельность предприятия
- 5.2 Факторы, влияющие на величину затрат на маркетинговую деятельность на предприятии
- 5.3 Определение величины затрат на маркетинговую деятельность и их целесообразности
- 6 Затраты, качество и конкурентоспособность продукции
- 6.1 Состав затрат на качество
- 6.2 Затраты на качество продукции – баланс интересов
- 6.3 Использование функционально-стоимостного анализа для снижения затрат на продукцию
- 6.4 Затраты и конкурентоспособность продукции
- 7 Запасы и затраты предприятия
- 7.1 Виды запасов на предприятии
- 7.2 Учет материально-производственных запасов
- 7.3 Оценка материальных запасов при их списании на затраты производства
- 7.4 Влияние управления запасами на затраты предприятия и экономический результат его работы
- 8 Анализ затрат на производство и реализацию продукции
- 8.1 Анализ затрат
- 8.2 Анализ сметы затрат на производство продукции
- 9 Формирование, бюджетирование и учет затрат в процессе производства
- 9.1 Формирование затрат по сегментам предприятия и по местам возникновения
- 9.2 Формирование затрат по центрам затрат и центрам ответственности
- 9.3 Бюджетирование затрат
- 9.4 Достоинства и недостатки бюджетирования
- 9.5 Учет затрат в процессе производства
- 10 Виды учета затрат на предприятии
- 10.1 Система учета затрат
- 10.2 Основы управленческого (производственного) учета
- 10.3 Учет затрат по местам возникновения в системе «директ-костинг»
- 10.4 Оперативный (оперативно-технический) учет
- 11 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости
- 11.1 Попередельный метод учета
- 11.2Система попроцессной калькуляции затрат на производство
- 12 Способы снижения затрат на производство
- 12.1 Классификация факторов, влияющих на уровень снижения затрат
- 12.2 Снижение затрат при совершенствовании системы управления персоналом и повышении производительности труда
- 12.3 Снижение затрат на материально-технические ресурсы
- 12.4 Снижение затрат при использовании производственных фондов
- 12.5 Снижение затрат от внедрения достижений научно-технического прогресса и интенсификации производства
- 13 Виды анализа затрат.
- 14 Управление затратами
- 14.1 Система «стандарт-костс»
- 14.2 Система «директ-костинг»
- 14.3 Система управления затратами на основе информации «управленческого учета»
- 14.4 Контроллинг
- 15 Управление затратами на малых предприятиях
- 15.1 Планирование ассортимента продукции в зависимости от объема выпуска
- 15.2 Нормативное определение затрат
- 15.3 Использование нормативного метода в малом автотранспортном предприятии
- 15.5 Организация учета затрат и формирование себестоимости продукции на малых предприятиях