logo
Управление затратами Хегай Ю

15.3 Использование нормативного метода в малом автотранспортном предприятии

Структура затрат на производство продукции, услуг или работ в организации отражается в нормативных калькуляциях, основой для составления которых служат нормы расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Нормативная себестоимость включает все основные затраты и расходы по организации производства и управлению, а также внепроизводственные расходы.

В качестве примера рассмотрим использование нормативного метода учета затрат в управлении механизации и автотранспорта с необходимым набором строительных машин и технологического транспорта.

Нормирование расхода того или иного материала — это установление допустимой меры его потребления на определенном этапе эксплуатации, при техническом обслуживании или ремонте автомобиля. Различают базовое значение расхода материала, которое определяют для каждой модели автомобиля по стандартной методике в качестве общепринятой нормы, и рас­четное нормативное значение расхода, учитывающее условия эксплуатации или ремонта автомобиля. Расходование топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники производятся в соответствии с установленными нормами.

Расчет стоимости машино-смены работы технологического автотранспорта в соответствии с нормативно-справочными материалами, эксплуатационными и расчетными показателями транспортной работы автомобилей, находящихся в эксплуатации, производится по следующим статьям затрат: топливо, смазочные материалы, техобслуживание и эксплуатационный ремонт, ремонт шин, амортизация на восстановление и капремонт, заработная плата машинистов и водителей, накладные расходы.

Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по соотношению:

, (15.2)

где Qh - нормативный расход топлива, л;

S - пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;

Hs.anc - норма расхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда, л/100 км:

, (15.3)

где Hs - базовая норма расхода топлива автомобиля-самосвала в снаряженном состоянии без груза или транспортная норма с учетом транспортной работы с коэффициентом загрузки 0,5 л/100 км;

Hw - норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Hs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100т км;

Gnp - собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;

q - грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q - с коэффициентом загрузки 0,5), т;

Hz - дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л;

Z - количество ездок с грузом за смену;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, в %.

Для грузовых бортовых автомобилей и тягачей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

, (15.4)

где Qh - нормативный расход топлива, л;

S - пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hsan - норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза, л/100 км:

, (15.5)

где Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тя­гача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);

Hg - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т • км;

Gпп - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

Hw - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;

W- объем транспортной работы, ткм (W= Grp*Srp, где Grp— масса груза, т; Srp — пробег с грузом, км);

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, в %.

Нормативный расход топлива Qh (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:

, (15.6)

где Hs.c - индивидуальный расход топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км (если он предназначен также для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы: Hs.c = HwW);

S- пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

Нт - норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/ч или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т. п.);

Т - время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;

D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в % (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горных местностях).

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата:

, (15.7)

где Мн - нормативный расход масел и смазок;

Нм - базовая норма;

Qh - нормативный расход топлива;

D - корректирующие коэффициенты. Затраты на автомобильные шины

Затраты на восстановление и ремонт шин рассчитаны по следующим формулам:

а) для одиночного автомобиля:

, (15.8)

где Зш - затраты на восстановление и ремонт шин, р./км;

Нш - норма на восстановление и ремонт шин на 1000 км пробега, %;

Цш- цена покрышки, камеры ободной ленты, р./комплект;

Пш - количество ходовых шин на автомобиле, шт.;

б) для автопоезда:

, (15.9)

где Нш.пр - норма на восстановление и ремонт шин прицепа или полуприцепа, %;

Цш.пр - цена покрышки камеры, ободной ленты прицепа или полуприцепа, тыс. р./комплект;

1,15 или 1,10 коэффициент, учитывающий работу автомобиля с прицепом или полуприцепом;

Пш.пр - количество ходовых шин на прицепе, шт.

Затраты на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт исчисляют на основании норм затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей, разработанных Центральной научно-исследовательской лабораторией (ЦНИЛ) и Центром по научной организации труда и управления производством (ЦНОТ).

Согласно ст. 259 Налогового кодекса РФ при применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

, (15.10)

где К - норма амортизации в процентах к первоначальной (вос­становительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

п - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

Заработная плата водителей автомобилей, отнесенная к километру пробега, при почасовой оплате определяется по формуле:

, (15.11)

где Сзп - коэффициент, учитывающий начисления на заработную плату;

Си - часовая тарифная ставка водителя, р.;

1840 - годовой фонд рабочего времени, ч;

Г1 - годовой пробег автомобиля, км.

При расчете заработной платы водителей учитываются допол­нительное время отпусков - 8,8 % и отчисления на социальные нужды.

Эффективный контроль возможен только при сравнении общих фактических затрат с нормативными за определенный период по каждому центру ответственности. Однако установить, на каком этапе производства были допущены отклонения, затруднительно. Поэтому более точным будет учет затрат и анализ отклонений по каждой операции.

Можно поспорить о том, есть ли смысл сравнивать фактические затраты с нормативными. Однако, если человек заранее знает, что результат его работы будет сравниваться с нормативными показателями, он будет работать лучше, чем когда он уверен, что его работа не будет оцениваться вовсе. Даже если менеджер не может повлиять на результаты работы после выполнения операции, он, по крайней мере, сообразит, как поправить положение и добиться лучших результатов в будущем.

В производственной практике наличие отклонений неизбежно, поэтому возникает необходимость выявить и соответствующим образом учесть не только сами отклонения и их влияние на себестоимость продукции, работ или услуг, но и причины их появления.

Напомним основные слагаемые принципа управления по от­клонениям:

- предварительное составление нормативных калькуляций на основе технически обоснованных действующих нормативов по основным статьям затрат производства;

- учет действующих нормативов и определение их влияния на уровень себестоимости продукции или выполняемых работ;

- учет фактических затрат на производство с делением их на затраты по нормативам и с отклонениями от нормативов;

- учет отклонений фактических расходов от нормативных по местам их возникновения, причинам и виновникам.

Нормативный учет затрат дает возможность детально проана­лизировать отклонения.

Существенной частью процесса контроля затрат на малом предприятии является принятие решения по результатам анализа. Приведем примерный перечень причин и виновников отклонений.

Причины отклонений:

- изменение технологии;

- изменение нормативов;

- переделка некачественно выполненных работ;

- брак (неисправимый);

- отсутствие материалов, топлива, ГСМ;

- отсутствие электроэнергии;

- отсутствие автотранспорта;

- поломки оборудования и механизмов;

- аварийные и внеплановые ремонты механизмов и оборудования;

- отсутствие фронта работ;

- отклонения оформляются путем выписки специальных сигнальных документов;

- простои по атмосферным условиям (внутрисменные и цело-сменные);

- замена материалов на более дорогостоящие;

- перерасход материалов (количественный);

- исправления конструкций, полученных от поставщиков;

- перерасход количества машино-смен механизмов;

- излишние (против норм) автомобильные перевозки;

- нарушения трудовой дисциплины.

- метеорологические условия.

Виновниками отклонений от норм могут быть:

- производитель работ, мастер, механик, менеджер.

- рабочие бригады (звенья).

- отдел снабжения.

- отдел главного механика.

Для анализа причин и выявления в последующем виновников отклонений фактических затрат от нормативных, а также оперативного их контроля на каждое место возникновения затрат открывают учетную карточку.

Учетные данные по центрам затрат отражают в отчетах об исполнении сметы, составляемых через короткие промежутки времени. Из этих отчетов руководители малого предприятия получают информацию об отклонениях от сметы, детализированную информацию о затратах производства по местам возникновения, центрам ответственности и предприятию в целом.