logo
Управление затратами Хегай Ю

6.2 Затраты на качество продукции – баланс интересов

В рыночной экономике важнейшим условием существования и развития предприятия является производство конкурентоспособной продукции. Конкурентоспособность продукции достигается сочетанием качества и цены.

Оптимальный баланс между качеством и затратами при разработке, производстве, реализации, эксплуатации и утилизации продукции достигается грамотным управлением на основе исследований и экономических расчетов.

Прежде всего, предприятие должно выяснить, какие характеристики качества продукции в первую очередь привлекают покупателя и способствуют росту объема продаж.

К основным характеристикам качества продукции относятся:

- показатели назначения (производительность станка, мощность двигателя, грузоподъемность и скорость транспортного средства и т. п.);

- технико-экономические показатели эксплуатации (удельный расход топлива, энергии, масла, охлаждающего реагента и т. п.);

- показатели потребительских свойств (диапазон режимов работы, точность, быстродействие, чистота обработки и т.п.);

- удобство эксплуатации, дизайн, безопасность исполнения;

- надежность (наработка на отказ, интенсивность отказов, вероятность безотказной работы и т. п.);

- долговечность;

- ремонтопригодность (среднее время восстановления работоспособности, трудоемкость и продолжительность технического обслуживания и ремонта и т. п.) и др.

Исследование рынка выявит, какие характеристики качества продукции в первую очередь интересуют потребителя.

Современное развитие науки и техники позволяет добиться качества, во много раз превосходящего то, которым обладает продукция, предлагаемая ныне покупателю. Главными препятствиями на пути к достижению такого качества выступают затраты, находящие отражение в цене, реальная достаточность для потребителя существующих характеристик продукции и ее моральное старение.

На рассматриваемом этапе управления затратами необходимо обосновать рациональность затрат экономическими расчетами, выполняемыми в такой последовательности:

- определение суммарных затрат предприятия на обеспечение новых или улучшенных характеристик качества продукции, в том числе затрат на следующие работы: НИР прикладного характера, конструкторскую, технологическую и организационную подготовку производства, создание, реконструкцию или техническое перевооружение производства, освоение новой технологии и организации производства;

- исчисление затрат в расчете на единицу продукции с новыми или улучшенными характеристиками качества;

- установление цены единицы продукции с учетом ее новых или улучшенных характеристик качества и планируемой рентабельности ее производства;

- уточнение емкости рынка (возможного объема продаж) продукции по рассчитанной цене;

- принятие решения о выполнении в полном или сокращенном объеме работ по обеспечению новых или улучшенных характеристик качества и корректировке цены продажи с учетом уточненного объема реализации.

Для разрешения противоречия между затратами и качеством нередко используют и другую принципиальную схему. Предприятие-изготовитель стремится снизить затраты на производство и реализацию продукции, декларируя неизменность ее качества. Это дает ему возможность снизить цену или повысить рентабельность продукции. Данный подход не оправдывает себя, когда снижение затрат приводит к изменениям конструкции и технологии производства продукции. Эти изменения, как правило, незаметные потребителю (например, замена материалов, снижающая надежность эксплуатации, уменьшение толщины слоя декоративного покрытия и т. д.), часто влекут за собой ухудшение характе­ристик продукции. В итоге эффект такой «экономии» будет отрицательным. Потребитель потеряет доверие не только к приобретенным изделиям, но и в целом к фирме-производителю. Восстановить авторитет фирмы на рынке очень трудно.

Отыскать оптимальный баланс между затратами и качеством можно только путем инженерно-экономических расчетов, используя при управлении затратами функционально-стоимостной анализ.