6.2 Затраты на качество продукции – баланс интересов
В рыночной экономике важнейшим условием существования и развития предприятия является производство конкурентоспособной продукции. Конкурентоспособность продукции достигается сочетанием качества и цены.
Оптимальный баланс между качеством и затратами при разработке, производстве, реализации, эксплуатации и утилизации продукции достигается грамотным управлением на основе исследований и экономических расчетов.
Прежде всего, предприятие должно выяснить, какие характеристики качества продукции в первую очередь привлекают покупателя и способствуют росту объема продаж.
К основным характеристикам качества продукции относятся:
- показатели назначения (производительность станка, мощность двигателя, грузоподъемность и скорость транспортного средства и т. п.);
- технико-экономические показатели эксплуатации (удельный расход топлива, энергии, масла, охлаждающего реагента и т. п.);
- показатели потребительских свойств (диапазон режимов работы, точность, быстродействие, чистота обработки и т.п.);
- удобство эксплуатации, дизайн, безопасность исполнения;
- надежность (наработка на отказ, интенсивность отказов, вероятность безотказной работы и т. п.);
- долговечность;
- ремонтопригодность (среднее время восстановления работоспособности, трудоемкость и продолжительность технического обслуживания и ремонта и т. п.) и др.
Исследование рынка выявит, какие характеристики качества продукции в первую очередь интересуют потребителя.
Современное развитие науки и техники позволяет добиться качества, во много раз превосходящего то, которым обладает продукция, предлагаемая ныне покупателю. Главными препятствиями на пути к достижению такого качества выступают затраты, находящие отражение в цене, реальная достаточность для потребителя существующих характеристик продукции и ее моральное старение.
На рассматриваемом этапе управления затратами необходимо обосновать рациональность затрат экономическими расчетами, выполняемыми в такой последовательности:
- определение суммарных затрат предприятия на обеспечение новых или улучшенных характеристик качества продукции, в том числе затрат на следующие работы: НИР прикладного характера, конструкторскую, технологическую и организационную подготовку производства, создание, реконструкцию или техническое перевооружение производства, освоение новой технологии и организации производства;
- исчисление затрат в расчете на единицу продукции с новыми или улучшенными характеристиками качества;
- установление цены единицы продукции с учетом ее новых или улучшенных характеристик качества и планируемой рентабельности ее производства;
- уточнение емкости рынка (возможного объема продаж) продукции по рассчитанной цене;
- принятие решения о выполнении в полном или сокращенном объеме работ по обеспечению новых или улучшенных характеристик качества и корректировке цены продажи с учетом уточненного объема реализации.
Для разрешения противоречия между затратами и качеством нередко используют и другую принципиальную схему. Предприятие-изготовитель стремится снизить затраты на производство и реализацию продукции, декларируя неизменность ее качества. Это дает ему возможность снизить цену или повысить рентабельность продукции. Данный подход не оправдывает себя, когда снижение затрат приводит к изменениям конструкции и технологии производства продукции. Эти изменения, как правило, незаметные потребителю (например, замена материалов, снижающая надежность эксплуатации, уменьшение толщины слоя декоративного покрытия и т. д.), часто влекут за собой ухудшение характеристик продукции. В итоге эффект такой «экономии» будет отрицательным. Потребитель потеряет доверие не только к приобретенным изделиям, но и в целом к фирме-производителю. Восстановить авторитет фирмы на рынке очень трудно.
Отыскать оптимальный баланс между затратами и качеством можно только путем инженерно-экономических расчетов, используя при управлении затратами функционально-стоимостной анализ.
- Введение………………………………………………………………………….......
- Понятие управления затратами на предприятии
- 1.1 Сущность затрат
- Функции управления затратами
- 1.3 Принципы управления затратами
- Классификация текущих затрат на производство
- 2.1 Задачи и основные признаки классификации затрат
- 2.2 Классификация затрат на производство
- 3 Планирование затрат
- 3.1 Необходимость планирования затрат
- 3.2 Определение допустимой величины затрат
- 3.3 Взаимосвязь капитальных вложений, текущих затрат и доходности предприятия
- 3.4 Влияние инфляции на выбор и принятие решений
- 4 Определение затрат на стадиях экономического жизненного цикла продукта
- 4.1 Связь параметров и стадий экономического цикла продукции
- 4.2 Затраты по стадиям экономического жизненного цикла продукта
- 4.3 Определение и нормирование затрат в целях их стабилизации и снижения.
- 5 Влияние затрат на маркетинговую деятельность предприятия
- 5.1 Особенности и состав затрат на маркетинговую деятельность предприятия
- 5.2 Факторы, влияющие на величину затрат на маркетинговую деятельность на предприятии
- 5.3 Определение величины затрат на маркетинговую деятельность и их целесообразности
- 6 Затраты, качество и конкурентоспособность продукции
- 6.1 Состав затрат на качество
- 6.2 Затраты на качество продукции – баланс интересов
- 6.3 Использование функционально-стоимостного анализа для снижения затрат на продукцию
- 6.4 Затраты и конкурентоспособность продукции
- 7 Запасы и затраты предприятия
- 7.1 Виды запасов на предприятии
- 7.2 Учет материально-производственных запасов
- 7.3 Оценка материальных запасов при их списании на затраты производства
- 7.4 Влияние управления запасами на затраты предприятия и экономический результат его работы
- 8 Анализ затрат на производство и реализацию продукции
- 8.1 Анализ затрат
- 8.2 Анализ сметы затрат на производство продукции
- 9 Формирование, бюджетирование и учет затрат в процессе производства
- 9.1 Формирование затрат по сегментам предприятия и по местам возникновения
- 9.2 Формирование затрат по центрам затрат и центрам ответственности
- 9.3 Бюджетирование затрат
- 9.4 Достоинства и недостатки бюджетирования
- 9.5 Учет затрат в процессе производства
- 10 Виды учета затрат на предприятии
- 10.1 Система учета затрат
- 10.2 Основы управленческого (производственного) учета
- 10.3 Учет затрат по местам возникновения в системе «директ-костинг»
- 10.4 Оперативный (оперативно-технический) учет
- 11 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости
- 11.1 Попередельный метод учета
- 11.2Система попроцессной калькуляции затрат на производство
- 12 Способы снижения затрат на производство
- 12.1 Классификация факторов, влияющих на уровень снижения затрат
- 12.2 Снижение затрат при совершенствовании системы управления персоналом и повышении производительности труда
- 12.3 Снижение затрат на материально-технические ресурсы
- 12.4 Снижение затрат при использовании производственных фондов
- 12.5 Снижение затрат от внедрения достижений научно-технического прогресса и интенсификации производства
- 13 Виды анализа затрат.
- 14 Управление затратами
- 14.1 Система «стандарт-костс»
- 14.2 Система «директ-костинг»
- 14.3 Система управления затратами на основе информации «управленческого учета»
- 14.4 Контроллинг
- 15 Управление затратами на малых предприятиях
- 15.1 Планирование ассортимента продукции в зависимости от объема выпуска
- 15.2 Нормативное определение затрат
- 15.3 Использование нормативного метода в малом автотранспортном предприятии
- 15.5 Организация учета затрат и формирование себестоимости продукции на малых предприятиях