logo
Управление затратами Хегай Ю

14.3 Система управления затратами на основе информации «управленческого учета»

Одним из эффективных методов средств решения задач управления затратами является использование информации «управленческого учета». Для целей оперативного и стратегического планирования используется операционный анализ, в основу которого положена зависимость показателей «затраты - объем реализации - прибыль», позволяющая определять изменение экономического результата деятельности предприятия при изменении затрат и объема производства и сбыта продукции. Именно такой анализ является эффективным методом управления затратами.

Операционный анализ является составной частью «управленческого учета», и ключевые инструменты этого анализа - операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности.

Методической основой операционного анализа является разделение затрат на переменные и постоянные.

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение объема реализации продукции порождает более сильное изменение прибыли от обычных видов деятельности.

Чем больше удельный вес постоянных затрат в общих затратах на производство продукции, тем больше сила воздействия операционного рычага. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага используется формула:

Сила воздействия операционного рычага = Валовая маржа / прибыль (14.1)

Сила воздействия операционного рычага возрастает, когда выручка от реализации продукции снижается.

При росте объема реализованной продукции, когда порог безубыточности (порог рентабельности, точка самоокупаемости) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает,

Сила воздействия операционного рычага показывает, сколько процентов изменения прибыли от обычных видов деятельности дает каждый процент изменения объема реализации продукции и указывает на степень предпринимательского риска производства продукции. Чем больше величина силы воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

Порог безубыточности (порог рентабельности, точка са­моокупаемости) — это такой объем реализации продукции, при котором предприятие не имеет убытка от реализации продукции, но еще и не имеет прибыли. Валовая маржа в этом случае только покрывает постоянные затраты предприятия, а прибыль равна нулю.

Разница между фактическим объемом от реализации продукции, работ и услуг и порогом безубыточности составляет запас финансовой прочности предприятия.

, (14.2)

где Зфп – запас финансовой прочности предприятия.

Vр – объем реализации работ, услуг.

Пб – порог безубыточности.

Расчет и анализ порога безубыточности и запаса финансовой прочности позволяют предприятию решать следующие задачи:

- расчет объема реализации продукции для получения зап­ланированной величины прибыли;

- разработка предложений и планов по увеличению прибыльности выпускаемой продукции;

- выработка ценовой политики предприятия;

- другие задачи.