14.3 Система управления затратами на основе информации «управленческого учета»
Одним из эффективных методов средств решения задач управления затратами является использование информации «управленческого учета». Для целей оперативного и стратегического планирования используется операционный анализ, в основу которого положена зависимость показателей «затраты - объем реализации - прибыль», позволяющая определять изменение экономического результата деятельности предприятия при изменении затрат и объема производства и сбыта продукции. Именно такой анализ является эффективным методом управления затратами.
Операционный анализ является составной частью «управленческого учета», и ключевые инструменты этого анализа - операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности.
Методической основой операционного анализа является разделение затрат на переменные и постоянные.
Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение объема реализации продукции порождает более сильное изменение прибыли от обычных видов деятельности.
Чем больше удельный вес постоянных затрат в общих затратах на производство продукции, тем больше сила воздействия операционного рычага. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага используется формула:
Сила воздействия операционного рычага = Валовая маржа / прибыль (14.1)
Сила воздействия операционного рычага возрастает, когда выручка от реализации продукции снижается.
При росте объема реализованной продукции, когда порог безубыточности (порог рентабельности, точка самоокупаемости) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает,
Сила воздействия операционного рычага показывает, сколько процентов изменения прибыли от обычных видов деятельности дает каждый процент изменения объема реализации продукции и указывает на степень предпринимательского риска производства продукции. Чем больше величина силы воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.
Порог безубыточности (порог рентабельности, точка самоокупаемости) — это такой объем реализации продукции, при котором предприятие не имеет убытка от реализации продукции, но еще и не имеет прибыли. Валовая маржа в этом случае только покрывает постоянные затраты предприятия, а прибыль равна нулю.
Разница между фактическим объемом от реализации продукции, работ и услуг и порогом безубыточности составляет запас финансовой прочности предприятия.
, (14.2)
где Зфп – запас финансовой прочности предприятия.
Vр – объем реализации работ, услуг.
Пб – порог безубыточности.
Расчет и анализ порога безубыточности и запаса финансовой прочности позволяют предприятию решать следующие задачи:
- расчет объема реализации продукции для получения запланированной величины прибыли;
- разработка предложений и планов по увеличению прибыльности выпускаемой продукции;
- выработка ценовой политики предприятия;
- другие задачи.
- Введение………………………………………………………………………….......
- Понятие управления затратами на предприятии
- 1.1 Сущность затрат
- Функции управления затратами
- 1.3 Принципы управления затратами
- Классификация текущих затрат на производство
- 2.1 Задачи и основные признаки классификации затрат
- 2.2 Классификация затрат на производство
- 3 Планирование затрат
- 3.1 Необходимость планирования затрат
- 3.2 Определение допустимой величины затрат
- 3.3 Взаимосвязь капитальных вложений, текущих затрат и доходности предприятия
- 3.4 Влияние инфляции на выбор и принятие решений
- 4 Определение затрат на стадиях экономического жизненного цикла продукта
- 4.1 Связь параметров и стадий экономического цикла продукции
- 4.2 Затраты по стадиям экономического жизненного цикла продукта
- 4.3 Определение и нормирование затрат в целях их стабилизации и снижения.
- 5 Влияние затрат на маркетинговую деятельность предприятия
- 5.1 Особенности и состав затрат на маркетинговую деятельность предприятия
- 5.2 Факторы, влияющие на величину затрат на маркетинговую деятельность на предприятии
- 5.3 Определение величины затрат на маркетинговую деятельность и их целесообразности
- 6 Затраты, качество и конкурентоспособность продукции
- 6.1 Состав затрат на качество
- 6.2 Затраты на качество продукции – баланс интересов
- 6.3 Использование функционально-стоимостного анализа для снижения затрат на продукцию
- 6.4 Затраты и конкурентоспособность продукции
- 7 Запасы и затраты предприятия
- 7.1 Виды запасов на предприятии
- 7.2 Учет материально-производственных запасов
- 7.3 Оценка материальных запасов при их списании на затраты производства
- 7.4 Влияние управления запасами на затраты предприятия и экономический результат его работы
- 8 Анализ затрат на производство и реализацию продукции
- 8.1 Анализ затрат
- 8.2 Анализ сметы затрат на производство продукции
- 9 Формирование, бюджетирование и учет затрат в процессе производства
- 9.1 Формирование затрат по сегментам предприятия и по местам возникновения
- 9.2 Формирование затрат по центрам затрат и центрам ответственности
- 9.3 Бюджетирование затрат
- 9.4 Достоинства и недостатки бюджетирования
- 9.5 Учет затрат в процессе производства
- 10 Виды учета затрат на предприятии
- 10.1 Система учета затрат
- 10.2 Основы управленческого (производственного) учета
- 10.3 Учет затрат по местам возникновения в системе «директ-костинг»
- 10.4 Оперативный (оперативно-технический) учет
- 11 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости
- 11.1 Попередельный метод учета
- 11.2Система попроцессной калькуляции затрат на производство
- 12 Способы снижения затрат на производство
- 12.1 Классификация факторов, влияющих на уровень снижения затрат
- 12.2 Снижение затрат при совершенствовании системы управления персоналом и повышении производительности труда
- 12.3 Снижение затрат на материально-технические ресурсы
- 12.4 Снижение затрат при использовании производственных фондов
- 12.5 Снижение затрат от внедрения достижений научно-технического прогресса и интенсификации производства
- 13 Виды анализа затрат.
- 14 Управление затратами
- 14.1 Система «стандарт-костс»
- 14.2 Система «директ-костинг»
- 14.3 Система управления затратами на основе информации «управленческого учета»
- 14.4 Контроллинг
- 15 Управление затратами на малых предприятиях
- 15.1 Планирование ассортимента продукции в зависимости от объема выпуска
- 15.2 Нормативное определение затрат
- 15.3 Использование нормативного метода в малом автотранспортном предприятии
- 15.5 Организация учета затрат и формирование себестоимости продукции на малых предприятиях