6.3 Использование функционально-стоимостного анализа для снижения затрат на продукцию
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) является эффективным средством выявления излишних затрат на продукцию и приведения их к рациональному уровню при обеспечении определенных характеристик качества продукции.
ФСА - это метод системного исследования функций отдельного производства или технологического, производственного, хозяйственного процесса, структуры, ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию.
Основными принципами применения ФСА являются:
- функциональный подход к объекту исследования;
- системный подход к анализу объекта и выполняемых им функций;
- исследование функций объекта и их материальных носителей на всех стадиях жизненного цикла изделия;
- соответствие качества и полезности функций продукции затратам на них;
- коллективное творчество.
Метод ФСА как инструмент снижения затрат и разрешения противоречия «затраты-качество» применяется при проектировании и модернизации конструкции изделий, совершенствовании технологических процессов, организации основного и вспомогательного производства, совершенствовании управления производством.
Основной эффект ФСА приносит на этапе исследования и проектирования, так как именно на этот этап приходится более 70 % всех затрат на обеспечение качества изделий.
В условиях, когда инфляция постоянно увеличивает затраты на материалы и заработную плату и тем самым снижает прибыль предприятия или диктует необходимость повышения отпускных цен, что угрожает конкурентоспособности продукции, ФСА является действенным средством выявления возможности снижения затрат на производство и реализацию продукции, сбыт которой снижается и экономическая конкурентоспособность падает.
ФСА строится на изучении функций объекта исследования с последующим ответом на вопрос, каким образом данная функция может исполняться с наименьшими затратами.
Применительно к затратам на продукцию ФСА основывается на принципах системного и функционального подхода, соответствия значимости функций изделия и качества их исполнения затратам на их обеспечение.
Системный подход требует изучения механизма формирования затрат на продукцию как целостной системы, состоящей из подсистем и элементов. Система формирования затрат на продукцию включает подсистемы формирования затрат на стадиях НИОКР, производства, реализации, эксплуатации и утилизации. Совокупные затраты по всем стадиям жизненного цикла продукции влияют на суммарные затраты у потребителя, часть которых он компенсирует производителю через цену продажи продукции (затраты НИОКР, производства и реализации), а другую часть несет сам (затраты на эксплуатацию и утилизацию). В каждой подсистеме затраты разбиваются на элементы, дифференциация которых зависит от точности измерения затрат.
Функциональный подход позволяет представить общие затраты на изделие как комплекс затрат на обеспечение выполняемых им функций. Исследованию подвергаются как функции, выполняемые изделием в целом, так и функции, выполняемые его отдельными узлами и деталями. При изучении функций специалисты анализируют только оптимальные способы их выполнения. Это дает свободу в рассмотрении вариантов исполнения изделия, узлов и деталей, помогает найти принципиально новые конструктивные решения, предельно упростить конструкцию изделия без сокращения количества выполняемых функций или снижения качества их выполнения.
Принцип соответствия значимости функций и качества затратам заключается в сопоставлении значимости функций с затратами на их реализацию с учетом качества выполнения функций изделия, отдельных узлов и деталей, которые определяют характеристики изделия.
При помощи ФСА проводят критическое сопоставление информации о покупных материалах, комплектующих, узлах, деталях и их производителе в целях определения эффекта на единицу затрат. При этом проясняются также следующие вопросы:
- соответствует ли стоимость данного изделия его потребительским свойствам;
- полностью ли используются все его свойства;
- имеются ли изделия с более высокими показателями; можно ли данное изделие изготовить с меньшими затратами;
- можно ли заменить его стандартным, а следовательно, и более дешевым;
- можно ли покупаемое изделие изготовить на своем предприятии и при этом с большим экономическим эффектом;
- есть ли другие поставщики, которые предлагают это изделие по более низкой цене при том же уровне качества?
Кроме того, ФСА годится для формирования новых рабочих мест, разработки новых вспомогательных средств труда и минимизации затрат при оформлении заказов путем анализа информационных потоков, распределения прав и обязанностей и рационализации отдельных этапов работы. Использование ФСА, как показала практика, позволяет значительно сократить время и улучшить качество оформления заказов.
В заключение следует отметить, что отечественный и мировой опыт использования ФСА весьма широк. Применение этого метода позволяет снизить затраты как минимум на 10-20 %. Конечно, ФСА призван не конкурировать с другими методами управления предприятием, а дополнять их.
- Введение………………………………………………………………………….......
- Понятие управления затратами на предприятии
- 1.1 Сущность затрат
- Функции управления затратами
- 1.3 Принципы управления затратами
- Классификация текущих затрат на производство
- 2.1 Задачи и основные признаки классификации затрат
- 2.2 Классификация затрат на производство
- 3 Планирование затрат
- 3.1 Необходимость планирования затрат
- 3.2 Определение допустимой величины затрат
- 3.3 Взаимосвязь капитальных вложений, текущих затрат и доходности предприятия
- 3.4 Влияние инфляции на выбор и принятие решений
- 4 Определение затрат на стадиях экономического жизненного цикла продукта
- 4.1 Связь параметров и стадий экономического цикла продукции
- 4.2 Затраты по стадиям экономического жизненного цикла продукта
- 4.3 Определение и нормирование затрат в целях их стабилизации и снижения.
- 5 Влияние затрат на маркетинговую деятельность предприятия
- 5.1 Особенности и состав затрат на маркетинговую деятельность предприятия
- 5.2 Факторы, влияющие на величину затрат на маркетинговую деятельность на предприятии
- 5.3 Определение величины затрат на маркетинговую деятельность и их целесообразности
- 6 Затраты, качество и конкурентоспособность продукции
- 6.1 Состав затрат на качество
- 6.2 Затраты на качество продукции – баланс интересов
- 6.3 Использование функционально-стоимостного анализа для снижения затрат на продукцию
- 6.4 Затраты и конкурентоспособность продукции
- 7 Запасы и затраты предприятия
- 7.1 Виды запасов на предприятии
- 7.2 Учет материально-производственных запасов
- 7.3 Оценка материальных запасов при их списании на затраты производства
- 7.4 Влияние управления запасами на затраты предприятия и экономический результат его работы
- 8 Анализ затрат на производство и реализацию продукции
- 8.1 Анализ затрат
- 8.2 Анализ сметы затрат на производство продукции
- 9 Формирование, бюджетирование и учет затрат в процессе производства
- 9.1 Формирование затрат по сегментам предприятия и по местам возникновения
- 9.2 Формирование затрат по центрам затрат и центрам ответственности
- 9.3 Бюджетирование затрат
- 9.4 Достоинства и недостатки бюджетирования
- 9.5 Учет затрат в процессе производства
- 10 Виды учета затрат на предприятии
- 10.1 Система учета затрат
- 10.2 Основы управленческого (производственного) учета
- 10.3 Учет затрат по местам возникновения в системе «директ-костинг»
- 10.4 Оперативный (оперативно-технический) учет
- 11 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости
- 11.1 Попередельный метод учета
- 11.2Система попроцессной калькуляции затрат на производство
- 12 Способы снижения затрат на производство
- 12.1 Классификация факторов, влияющих на уровень снижения затрат
- 12.2 Снижение затрат при совершенствовании системы управления персоналом и повышении производительности труда
- 12.3 Снижение затрат на материально-технические ресурсы
- 12.4 Снижение затрат при использовании производственных фондов
- 12.5 Снижение затрат от внедрения достижений научно-технического прогресса и интенсификации производства
- 13 Виды анализа затрат.
- 14 Управление затратами
- 14.1 Система «стандарт-костс»
- 14.2 Система «директ-костинг»
- 14.3 Система управления затратами на основе информации «управленческого учета»
- 14.4 Контроллинг
- 15 Управление затратами на малых предприятиях
- 15.1 Планирование ассортимента продукции в зависимости от объема выпуска
- 15.2 Нормативное определение затрат
- 15.3 Использование нормативного метода в малом автотранспортном предприятии
- 15.5 Организация учета затрат и формирование себестоимости продукции на малых предприятиях