logo
Uchet_otr

4.2. Учет автотранспортных средств. Учет шин и аккумуляторных батарей

При вводе в эксплуатацию автотранспорта применяется Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма ОЗ-1).

На основании акта по форме ОЗ-1, технической и другой доку-ментации на каждый объект основных средств заполняется инвентарная карточка (форма ОЗ-6). При приобретении автомобиля с прицепомоформ-ляется две инвентарные карточки: отдельно на автомобиль и прицеп.

Уплаченный при приобретении автомобиля сбор на обязательное государственное пенсионное страхование (в размере 3% его стоимости), услуги ГАИ по государственной регистрации относятся на увеличение первоначальной стоимости автомобиля. Введенные в эксплуатацию автотранспортные средства зачисляются на субсчет 105 «Транспортные средства». Налог с владельцев транспортных средств, сумма платежа по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств включаются в состав административных расходов предприятия и отражаются на одноименном счете 92.

Эксплуатация автотранспорта запрещается без талона о прохождении технического осмотра. Автотранспорт необходимо представлять на техосмотр в положенный срок и место. При этом необходимо учитывать, что если автотранспорт направляется в длительную командировку, то техосмотр необходимо пройти до отъезда.

В бухгалтерском учете расходы на прохождение техосмотра отражаются (в зависимости от функционального назначения авто-транспорта): при начислении – в Д-т сч 23, 91, 92, 93, 949 с К-та сч 685; при уплате – в Д-т сч 685 с К-та сч 311.

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств и их составляющих выполняются с целью поддержания их в рабочем состоянии и обеспечения установленных производителем технических характеристик. Исполнителем их может быть субъект предпринима-тельской деятельности, имеющий для этого квалифицированный в соответствии с видами работ персонал, производственные сооружения и средства технического обслуживания и ремонта.

Техническое обслуживание – это комплекс операций по поддержанию работоспособности во время использования, хранения и транспортировки автотранспорта. Различают следующие его виды: ежедневное обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслу-живание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание; техобслуживание во время консервации и на линии.

Ремонт транспортных средств делится на текущий и капитальный.

Текущий ремонт– это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия (одновременная замена не более двух базовых агрегатов или любой ремонт агрегатов).

Капитальный ремонт– это ремонт, выполняемый для восста-новления исправности и полного или приближенного к полному восстановлению ресурса изделия (работы по замене кузова, рамы, одновременной заменой не более трех агрегатов).

При проведении ремонта следует учитывать, что при изменении цвета, замене двигателя, кузова и других узлов и агрегатов, имеющих идентификационные номера, необходимо перерегистрировать автомобиль.

Учет аккумуляторных батарей ведется по типам и маркам автомобилей, местам хранения и техническому состоянию: новые, отремонтированные и требующие ремонта.

При поступлении на склад аккумулятору присваивается порядковый номер и заводится карточка. При отпуске со склада в учетной карточке указываются дата выдачи, номер автомобиля, на который он ставится, номер документа, по которому произведен отпуск.

Выдача аккумулятора производится только в обмен на снятый и при наличии акта, подтверждающего непригодность к его дальнейшей эксплуатации. Установленный аккумулятор исключается из оборотного фонда и учитывается на лицевой карточке автомобиля. Вместо него под тем же номером учитывается аккумулятор, снятый с автомобиля.

Стоимость аккумулятора, поступившего вместе с новым автомо-билем, включается в стоимость автомобиля и учитывается в составе основного средства на субсчете 105 «Транспортные средства», приобретенные для замены учитываются на субсчете 207 «Запасные части». При установке аккумулятора на автомобиль его стоимость списывается на счета учета расходов в зависимости от того, где эксплуатируется автотранспортное средство.

Автомобильные шины в комплекте (покрышка, камера, ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при автомобиле, которые учтены в цене автомобиля и включены в его инвентарную стоимость, учитываются на счете 105 «Транспортные средства».

Учет автошин, находящихся на складе, ведется по видам (покрышки, камеры, ободные ленты), сортам, размерам, а также по новым, бывшим в употреблении, требующим ремонта и утильным. По запасным шинам записывается фактически пройденный ими километраж.

Также ведется оперативный учет шин, находящихся в эксплуатации, в карточке учета использования автопокрышек (шин), открываемой после получения автошины. Она открывается после получения автошины и предназначена для учета ее пробега с момента приобретения до полного износа.

Автошины, снятые с автомобиля для ремонта или списания в утиль, приходуются на склад по накладной с приложением карточки учета работы автошины.

Отпуск автошины для замены снятой с автомобиля производится по требованию с приложением карточки учета работы автошины на снятую автошину к накладной склада на ее прием.

Основные бухгалтерские проводки по учету затрат на улучшение и содержание автомобилей, учету автошин и аккумуляторных батарей приведены в табл. 29.

Таблица 29