1. Классификация бухгалтерских документов
Отличительной чертой бухгалтерского учёта является оформление хозяйственных операций первичными документами.
Под первичным документом понимают письменное доказательство, что хозяйственная операция совершена или разрешение на её проведение получено. Информация о совершённых или разрешённых к проведению операций может быть зафиксирована на разных материальных носителях.
Любой документ должен содержать ряд показателей. Показатель документа в бухгалтерском учёте принято называть реквизитом.
Первичные документы для придания им юридической силы должны иметь следующие обязательные реквизиты:
наименование документа (формы), код формы;
дату составления;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении);
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
Для отражения хозяйственных операций используется большое количество разнообразных документов. Для правильного применения документов их принято группировать по целому ряду признаков.
Документы бухгалтерского учета
По назначению По времени составления По объему информации По местам составления По структуре
Распорядительные Первичные Разовые Внутренние Табличные
Оправдательные Сводные Накопительные Внешние Анкетные
Комбинированные Комбинированные
Бухгалтерского оформления
Распорядительные документы содержат приказ (распоряжение) на совершение хозяйственной операции. Однако они не подтверждают факт её осуществления, а потому основанием для учётных записей не являются.
Оправдательные документы подтверждают факт совершения хозяйственной операции (счёт, чек). Эти документы служат основанием в бухгалтерском учёте для отражения хозяйственных операций.
Комбинированные документы содержат признаки распорядительных и оправдательных документов. Например, лимитно-заборная карта содержит разрешение на отпуск ценностей со склада (распорядительный документ), а после совершения операции подтверждает факт отпуска ценностей (оправдательный документ).
Использование в бухгалтерском учёте комбинированных документов целесообразно, поскольку уменьшается их количество, снижается количество ошибок и описок в них.
Документы бухгалтерского оформления не содержат фактов, подтверждающих совершение хозяйственных операций. Они составляются бухгалтером для подготовки информации с целью отражения её в учётных регистрах, закрытия счёта, исправления ошибок, допущенных в учётных регистрах. К этой группе документов можно отнести и мемориальные ордера, используемые для обозначения корреспонденции счетов по совершённым хозяйственным операциям.
К первичным документам относятся документы, составляемые в момент совершения хозяйственных операций (документы на поступление и отпуск материалов, начисление заработной платы, отгрузку продукции).
Сводные документы обобщают данные первичных документов (расчётно-платёжные ведомости по заработной плате).
Разовые документы оформляют одну хозяйственную операцию, а накопительные документы составляются за определённый период времени (пятидневку, декаду, месяц) и содержат информацию об однородных хозяйственных операциях.
Внутренние документы составляются и используются непосредственно на предприятии (наряды, накладные), а внешние поступают на предприятие от организаций и лиц и используются на данном предприятии (платёжное поручение, счета, чеки).
Порядок расположения реквизитов в документе принято называть структурой документа. При анкетной структуре реквизиты документа расположены, как в обычной анкете. Документ легко заполнять и читать, но сложно обрабатывать на машинах.
При табличной структуре реквизиты документов оформляются в определённой таблице, тем самым создаётся возможность выделить зону для реквизитов, которые подлежат машинной обработке.
В комбинированных документах ряд реквизитов располагается по анкетной структуре, а ряд – по табличной.
- Оглавление
- Тема 1.1. Первичные бухгалтерские документы
- 1. Классификация бухгалтерских документов
- 2. Порядок обработки бухгалтерских документов
- 3. Порядок организации документооборота
- 4. Порядок хранения первичных документов и учетных регистров
- Практическая работа № 1 Контрольные вопросы:
- Тема 1.2. Учетные регистры бухгалтерского учета
- Практическая работа № 2 Контрольные вопросы:
- Вопросы для программированного опроса по теме: Документирование хозяйственных операций
- Тема 1.3. План счетов бухгалтерского учета
- Тема 1.3.1. Основные понятия плана счетов бухгалтерского учета
- 2. Основные понятия плана счетов
- Тема 1.3.2. Классификация счетов бухгалтерского учета
- 1. Классификация счетов по отношению к объему отраженной на них информации
- Материалы
- Субсчета
- Аналитические счета
- 2. Классификация счетов по экономическому содержанию
- Строение счетов для учёта имущества
- Счета для учета источников образования имущества хозяйства подразделяются на две подгруппы.
- Счета для учёта хозяйственных процессов и их результатов делятся на три подгруппы.
- 3. Классификация счетов бухгалтерского учёта по структуре
- Основные счета
- Регулирующие счета
- Операционные счета
- Бюджетно-распределительные счета
- Финансово-результатные счета
- Контрольные вопросы:
- Тема 1.3.3. Рабочий план счетов
- 1. Принципы и цели разработки рабочего плана счетов
- 2. Основные подходы к построению рабочего плана счетов
- 3. Формирование рабочего плана счетов
- Вопросы для программированного опроса по теме: Счета бухгалтерского учета
- Раздел 2. Бухгалтерский учет имущества организации
- Тема 2.1. Учет кассовых операций
- 2. Документальное оформление кассовых операций
- 3. Правила ведения кассовой книги
- 4. Синтетический учёт кассовых операций и переводов в пути
- 5. Ревизия кассы
- 6. Регистры учёта кассовых операций
- Практические работы № 1,2 Контрольные вопросы.
- Вопросы для программированного контроля по теме: Учет кассовых операций
- Тема 2.2. Учет денежных средств на расчетных счетах
- 2. Документальное оформление операций по расчетному счету
- 3. Выписки из банка
- 4. Синтетический учёт операций по расчётному счёту
- 5. Учёт операций на специальных счетах в банке
- Практические работы № 3, 4 Контрольные вопросы:
- Тема 2.3. Учёт операций по валютному счёту и кассовых операций в иностранной валюте
- 1. Порядок учёта иностранной валюты
- 2. Синтетический учёт операций на валютном счёте
- 3. Учёт продажи валюты
- 4. Учёт кассовых операций в иностранной валюте
- Практическая работа № 5 Контрольные вопросы
- Вопросы для программированного опроса по теме: Учет операций на счетах в банке
- 1. Какие документы относятся к банковским платежным документам (дайте наиболее полный ответ)
- Тема 2.4. Учёт долгосрочных инвестиций
- Тема 2.4.1. Учёт финансовых вложений
- 2. Понятие и виды финансовых вложений
- 3. Учёт взносов в уставные капиталы других организаций
- 4. Учёт ценных бумаг
- 5. Учёт предоставленных займов
- Практическая работа № 6 Контрольные вопросы
- Тема 2.4.2. Учет вложений во внеоборотные активы
- Принципы учёта капитальных вложений
- 2. Классификация капитальных вложений
- 3. Синтетический учёт вложений во внеоборотные активы
- 4. Учёт оборудования к установке
- Тема 2.5. Учет основных средств
- Тема 2.5.1. Понятие основных средств, классификация и методы оценки
- 2. Классификация основных средств
- 3. Методы оценки основных средств
- 4. Организация учета основных средств
- Контрольные вопросы
- Тема 2.5.2. Учет поступления и наличия основных средств
- 1. Документальное оформление поступления основных средств
- 2. Документальное оформление наличия и движения основных средств
- Практические работы № 8,9
- 3. Синтетический учет поступления основных средств
- 4. Синтетический учет наличия основных средств
- Учет ндс по поступившим основным средствам
- 6. Переоценка основных средств, отражение результата
- Контрольные вопросы
- Тема 2.5.3. Учет амортизации основных средств
- 1. Порядок начисления амортизации основных средств
- 2. Способы начисления амортизации основных средств
- 3. Синтетический учет амортизации основных средств
- Контрольные вопросы
- Тема 2.5.4. Учет выбытия основных средств
- 1. Документальный учет выбытия
- Практические работы № 10,11
- 2. Синтетический учет выбытия основных средств
- 1. В случае ликвидации по ветхости (100% износ):
- 4. При недостаче по вине материально-ответственного лица (мол):
- 3. Учет ндс по операциям реализации основных средств
- Практическая работа № 12 Контрольные вопросы
- Тема 2.5.5. Аренда основных средств
- 1. Понятие аренды и ее виды
- 2. Синтетический учет аренды основных средств
- 3. Понятие аренды по лизингу
- 4. Учет поступления объекта лизинга и учет расчетов по лизингу, если объект находится на балансе лизингодателя
- 5. Учет поступления объекта лизинга и учет расчетов по лизингу, если объект находится на балансе лизингополучателя
- Практическая работа № 13 Контрольные вопросы
- Тема 2.6. Особенности учета нематериальных активов
- 1. Характеристика нематериальных активов
- 2. Учет поступления нематериальных активов
- 3. Учет амортизации нематериальных активов
- Учет выбытия нематериальных активов
- Контрольные вопросы
- Вопросы для программированного контроля по темам: Учет основных средств и нематериальных активов
- Тема 2.7. Учёт материально – производственных запасов
- Тема 2.7.1. Правила учета материально-производственных запасов
- 2. Порядок исчисления фактической себестоимости материально -производственных запасов
- 3. Методы оценки материалов
- Практическая работа № 14 Контрольные вопросы
- Тема 2.7.2 Учёт материалов на складе и в бухгалтерии
- 1. Документальное оформление поступления и расходования
- 2. Документальное оформление поступления материалов на складе
- 3. Учёт движения остатков материалов на складе.
- 4. Учёт материалов в бухгалтерии
- Практические работы № 15,16 Контрольные вопросы
- Тема 2.7.3. Синтетический учёт материалов
- 1. Счета, применяемые для учёта материалов.
- 2. Учёт налога на добавленную стоимость (ндс) по поступившим материальным ценностям
- 3. Варианты учёта поступления материалов.
- 4. Учёт продажи материалов
- Практические работы № 17,18 Контрольные вопросы
- Вопросы для программированного опроса по теме: Учет материально-производственных запасов
- Тема 2.8. Учет затрат на производство
- Тема 2.8.1. Общие положения по учету затрат на производство
- 1. По отношению к себестоимости – прямые и косвенные.
- 2. По видам продукции.
- 2. Методы учета затрат. Позаказный
- Попередельный
- Нормативный
- Контрольные вопросы
- Тема 2.8.2 Система счетов для учета затрат на производство
- 1. Учет затрат основного производства
- Практические работы № 19, 20
- 2. Учет общепроизводственных расходов
- Практическая работа № 21
- 3. Учет общехозяйственных расходов
- Практическая работа № 22
- 4. Учет затрат вспомогательного производства
- Практическая работа № 23
- 5. Учет расходов будущих периодов
- 6. Учет резервов предстоящих платежей
- 7. Учет и оценка незавершенного производства
- 8. Учет производственных потерь
- 9. Регистры, служащие для обобщения затрат на производство
- Практическая работа № 24 Контрольные вопросы
- Вопросы для программированного опроса по теме: Учет затрат на производство
- Тема 2.9. Учет готовой продукции и ее продажи
- Практическая работа № 25
- 2. Синтетический учет готовой и отгруженной продукции и ее выпуска
- 3. Учет расходов на продажу
- 4. Учет продажи продукции, работ, услуг
- 5. Учет резерва по сомнительным долгам
- Практическая работа № 26 Контрольные вопросы
- Вопросы для программированного контроля по теме: Учет готовой продукции
- Тема 2.10. Учёт текущих операций дебиторской и кредиторской задолженности. Формы расчётов
- Тема 2.10.1. Принципы учета дебиторской и кредиторской задолженности. Формы расчетов
- 2. Понятие исковой давности
- 3. Расчёты по товарным и нетоварным операциям
- 4. Формы расчётов Акцептная форма
- Аккредитивная форма
- Расчёты платёжными поручениями
- Расчёты чеками
- Расчёты в порядке плановых платежей
- 5. Синтетический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками
- 6. Синтетический учёт расчётов с покупателями и заказчиками.
- Практические работы № 27, 28, 29
- Тема 2.10.2. Учёт расчётов с работниками по прочим операциям и расчётов с подотчётными лицами
- 1. Учёт расчётов с работающими по прочим операциям
- 2. Порядок ведения расчётов с подотчётными лицами
- 3. Синтетический учёт расчётов с подотчётными лицами. Регистр учёта
- 4. Особенности учёта подотчётных сумм по загранкомандировкам и чековым книжкам.
- Практические работы № 30, 31 32 Контрольные вопросы
- Вопросы для программированного контроля по теме: Учет расчетов