3. Формирование рабочего плана счетов
План счетов бухгалтерского учета имеет синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета (счета второго и следующих порядка), причем организация имеет право при необходимости сама открывать субсчета исходя из нужд управления, в том числе анализа, контроля и составления отчетности. Из синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, и складывается рабочий план счетов.
Для большинства организаций при формировании учетной политики одной из ключевых проблем является оптимальная организация аналитических счетов (субсчетов) с целью правильного отражения себестоимости выпускаемой продукции, получения информации о доходах и рентабельности по видам деятельности.
Как правило, существует два подхода к решению данной задачи.
Первый подход подразумевает автономию финансового и управленческого учета, когда бухгалтерия, работая по котловому методу, готовит отчетность только для внешних пользователей, а в системе управленческого учета собирается и обрабатывается информация для менеджеров.
При таком подходе каждая система финансового и система управленческого учета являются замкнутыми, обеспечивая потребности только своего круга пользователей, без взаимного обмена информацией.
Сначала вся первичная документация поступает в отдел управленческого учета (планово-экономический отдел). После регистрации документы поступают в отдел финансового учета (бухгалтерию). Таким образом, происходит двойная регистрация каждой операции в удобной для конкретного учетного процесса форме, т.е. каждая система преобразовывает независимо одна от другой входящий поток информации только для целей своих пользователей: финансовый учет - для целей внешних пользователей; управленческий учет - для целей внутренних пользователей. В данном случае организация рабочего плана счетов происходит по котловому методу, когда бухгалтерские проводки, как правило, осуществляются по синтетическим счетам и аналитический учет исключается.
Такой вариант больше подходит для небольших организаций, для которых важна оперативность поступления управленческой информации, а затраты на ведение "второй" бухгалтерии невелики.
Реализация такого подхода обычно заключается в организации дополнительной службы, которая занимается сбором фактических данных и занесением их в таблицы Excel (или используются другие специализированные программы). Бухгалтерия в этом процессе не участвует. В связи с введением нового Плана счетов появился еще один способ применения этого подхода.
В разделе "Затраты на производство" Инструкции по применению Плана счетов сказано, что формирование информации о расходах по обычным видам деятельности может вестись на счетах 20-39, причем счета 30-39 применяются для "учета расходов по элементам расходов". В этом случае каждая операция отражается два раза: традиционно на счетах 20-29 и на специально открытых счетах 30-39, которые позволяют добиться необходимой детализации информации.
Второй подход заключается в объединении финансового и управленческого учета в общую информационную систему, в которой аналитические счета финансового учета организованы таким образом, чтобы обеспечивать переток информации в управленческий учет.
Такой подход, когда система финансового учета и система управленческого учета интегрированы, более сложный. Он предполагает организацию финансового учета таким образом, чтобы обеспечить "состыковку" с управленческим учетом..
В системе управленческого учета выдвигаются требования к организации аналитических счетов бухгалтерского учета и к проведению некоторых операций (например, устанавливаются правила распределения общехозяйственных расходов).
Вся внешняя информация (первичная документация) поступает в бухгалтерию, и данные из нее разносят по субсчетам. В конце отчетного периода сведения об оборотах по аналитическим счетам передаются в систему управленческого учета как фактические данные. Таким образом, каждая операция регистрируется один раз, но в форме, которая удовлетворяет требованиям обеих систем, т.е. поток входящей информации отражается на счетах бухгалтерского учета таким образом, чтобы на ее основе можно было составлять отчетность как для внешних, так и для внутренних пользователей.
Этот подход целесообразен для крупных организаций, для которых важна не столько скорость получения управленческой информации, сколько ее точность при сопоставлении плановых и фактических данных; тем более, что издержки на содержание дополнительной службы велики.
- Оглавление
- Тема 1.1. Первичные бухгалтерские документы
- 1. Классификация бухгалтерских документов
- 2. Порядок обработки бухгалтерских документов
- 3. Порядок организации документооборота
- 4. Порядок хранения первичных документов и учетных регистров
- Практическая работа № 1 Контрольные вопросы:
- Тема 1.2. Учетные регистры бухгалтерского учета
- Практическая работа № 2 Контрольные вопросы:
- Вопросы для программированного опроса по теме: Документирование хозяйственных операций
- Тема 1.3. План счетов бухгалтерского учета
- Тема 1.3.1. Основные понятия плана счетов бухгалтерского учета
- 2. Основные понятия плана счетов
- Тема 1.3.2. Классификация счетов бухгалтерского учета
- 1. Классификация счетов по отношению к объему отраженной на них информации
- Материалы
- Субсчета
- Аналитические счета
- 2. Классификация счетов по экономическому содержанию
- Строение счетов для учёта имущества
- Счета для учета источников образования имущества хозяйства подразделяются на две подгруппы.
- Счета для учёта хозяйственных процессов и их результатов делятся на три подгруппы.
- 3. Классификация счетов бухгалтерского учёта по структуре
- Основные счета
- Регулирующие счета
- Операционные счета
- Бюджетно-распределительные счета
- Финансово-результатные счета
- Контрольные вопросы:
- Тема 1.3.3. Рабочий план счетов
- 1. Принципы и цели разработки рабочего плана счетов
- 2. Основные подходы к построению рабочего плана счетов
- 3. Формирование рабочего плана счетов
- Вопросы для программированного опроса по теме: Счета бухгалтерского учета
- Раздел 2. Бухгалтерский учет имущества организации
- Тема 2.1. Учет кассовых операций
- 2. Документальное оформление кассовых операций
- 3. Правила ведения кассовой книги
- 4. Синтетический учёт кассовых операций и переводов в пути
- 5. Ревизия кассы
- 6. Регистры учёта кассовых операций
- Практические работы № 1,2 Контрольные вопросы.
- Вопросы для программированного контроля по теме: Учет кассовых операций
- Тема 2.2. Учет денежных средств на расчетных счетах
- 2. Документальное оформление операций по расчетному счету
- 3. Выписки из банка
- 4. Синтетический учёт операций по расчётному счёту
- 5. Учёт операций на специальных счетах в банке
- Практические работы № 3, 4 Контрольные вопросы:
- Тема 2.3. Учёт операций по валютному счёту и кассовых операций в иностранной валюте
- 1. Порядок учёта иностранной валюты
- 2. Синтетический учёт операций на валютном счёте
- 3. Учёт продажи валюты
- 4. Учёт кассовых операций в иностранной валюте
- Практическая работа № 5 Контрольные вопросы
- Вопросы для программированного опроса по теме: Учет операций на счетах в банке
- 1. Какие документы относятся к банковским платежным документам (дайте наиболее полный ответ)
- Тема 2.4. Учёт долгосрочных инвестиций
- Тема 2.4.1. Учёт финансовых вложений
- 2. Понятие и виды финансовых вложений
- 3. Учёт взносов в уставные капиталы других организаций
- 4. Учёт ценных бумаг
- 5. Учёт предоставленных займов
- Практическая работа № 6 Контрольные вопросы
- Тема 2.4.2. Учет вложений во внеоборотные активы
- Принципы учёта капитальных вложений
- 2. Классификация капитальных вложений
- 3. Синтетический учёт вложений во внеоборотные активы
- 4. Учёт оборудования к установке
- Тема 2.5. Учет основных средств
- Тема 2.5.1. Понятие основных средств, классификация и методы оценки
- 2. Классификация основных средств
- 3. Методы оценки основных средств
- 4. Организация учета основных средств
- Контрольные вопросы
- Тема 2.5.2. Учет поступления и наличия основных средств
- 1. Документальное оформление поступления основных средств
- 2. Документальное оформление наличия и движения основных средств
- Практические работы № 8,9
- 3. Синтетический учет поступления основных средств
- 4. Синтетический учет наличия основных средств
- Учет ндс по поступившим основным средствам
- 6. Переоценка основных средств, отражение результата
- Контрольные вопросы
- Тема 2.5.3. Учет амортизации основных средств
- 1. Порядок начисления амортизации основных средств
- 2. Способы начисления амортизации основных средств
- 3. Синтетический учет амортизации основных средств
- Контрольные вопросы
- Тема 2.5.4. Учет выбытия основных средств
- 1. Документальный учет выбытия
- Практические работы № 10,11
- 2. Синтетический учет выбытия основных средств
- 1. В случае ликвидации по ветхости (100% износ):
- 4. При недостаче по вине материально-ответственного лица (мол):
- 3. Учет ндс по операциям реализации основных средств
- Практическая работа № 12 Контрольные вопросы
- Тема 2.5.5. Аренда основных средств
- 1. Понятие аренды и ее виды
- 2. Синтетический учет аренды основных средств
- 3. Понятие аренды по лизингу
- 4. Учет поступления объекта лизинга и учет расчетов по лизингу, если объект находится на балансе лизингодателя
- 5. Учет поступления объекта лизинга и учет расчетов по лизингу, если объект находится на балансе лизингополучателя
- Практическая работа № 13 Контрольные вопросы
- Тема 2.6. Особенности учета нематериальных активов
- 1. Характеристика нематериальных активов
- 2. Учет поступления нематериальных активов
- 3. Учет амортизации нематериальных активов
- Учет выбытия нематериальных активов
- Контрольные вопросы
- Вопросы для программированного контроля по темам: Учет основных средств и нематериальных активов
- Тема 2.7. Учёт материально – производственных запасов
- Тема 2.7.1. Правила учета материально-производственных запасов
- 2. Порядок исчисления фактической себестоимости материально -производственных запасов
- 3. Методы оценки материалов
- Практическая работа № 14 Контрольные вопросы
- Тема 2.7.2 Учёт материалов на складе и в бухгалтерии
- 1. Документальное оформление поступления и расходования
- 2. Документальное оформление поступления материалов на складе
- 3. Учёт движения остатков материалов на складе.
- 4. Учёт материалов в бухгалтерии
- Практические работы № 15,16 Контрольные вопросы
- Тема 2.7.3. Синтетический учёт материалов
- 1. Счета, применяемые для учёта материалов.
- 2. Учёт налога на добавленную стоимость (ндс) по поступившим материальным ценностям
- 3. Варианты учёта поступления материалов.
- 4. Учёт продажи материалов
- Практические работы № 17,18 Контрольные вопросы
- Вопросы для программированного опроса по теме: Учет материально-производственных запасов
- Тема 2.8. Учет затрат на производство
- Тема 2.8.1. Общие положения по учету затрат на производство
- 1. По отношению к себестоимости – прямые и косвенные.
- 2. По видам продукции.
- 2. Методы учета затрат. Позаказный
- Попередельный
- Нормативный
- Контрольные вопросы
- Тема 2.8.2 Система счетов для учета затрат на производство
- 1. Учет затрат основного производства
- Практические работы № 19, 20
- 2. Учет общепроизводственных расходов
- Практическая работа № 21
- 3. Учет общехозяйственных расходов
- Практическая работа № 22
- 4. Учет затрат вспомогательного производства
- Практическая работа № 23
- 5. Учет расходов будущих периодов
- 6. Учет резервов предстоящих платежей
- 7. Учет и оценка незавершенного производства
- 8. Учет производственных потерь
- 9. Регистры, служащие для обобщения затрат на производство
- Практическая работа № 24 Контрольные вопросы
- Вопросы для программированного опроса по теме: Учет затрат на производство
- Тема 2.9. Учет готовой продукции и ее продажи
- Практическая работа № 25
- 2. Синтетический учет готовой и отгруженной продукции и ее выпуска
- 3. Учет расходов на продажу
- 4. Учет продажи продукции, работ, услуг
- 5. Учет резерва по сомнительным долгам
- Практическая работа № 26 Контрольные вопросы
- Вопросы для программированного контроля по теме: Учет готовой продукции
- Тема 2.10. Учёт текущих операций дебиторской и кредиторской задолженности. Формы расчётов
- Тема 2.10.1. Принципы учета дебиторской и кредиторской задолженности. Формы расчетов
- 2. Понятие исковой давности
- 3. Расчёты по товарным и нетоварным операциям
- 4. Формы расчётов Акцептная форма
- Аккредитивная форма
- Расчёты платёжными поручениями
- Расчёты чеками
- Расчёты в порядке плановых платежей
- 5. Синтетический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками
- 6. Синтетический учёт расчётов с покупателями и заказчиками.
- Практические работы № 27, 28, 29
- Тема 2.10.2. Учёт расчётов с работниками по прочим операциям и расчётов с подотчётными лицами
- 1. Учёт расчётов с работающими по прочим операциям
- 2. Порядок ведения расчётов с подотчётными лицами
- 3. Синтетический учёт расчётов с подотчётными лицами. Регистр учёта
- 4. Особенности учёта подотчётных сумм по загранкомандировкам и чековым книжкам.
- Практические работы № 30, 31 32 Контрольные вопросы
- Вопросы для программированного контроля по теме: Учет расчетов