logo
методичка Теория БУ

Классификация затрат

Калькуляция является одним из элементов метода бухгалтерского учета и выражает себестоимость продукции.

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.

Затраты, формирующие себестоимость продукции, группируются в бухгалтерском учете по определенным признакам:

  1. По составу и назначению затраты делятся на:

  1. Основные затраты – это затраты, которые непосредственно связаны с технологическим процессом (материалы, оплата труда, амортизация и др.).

  2. Накладные затраты – это затраты по обслуживанию основного и вспомогательных производств, а также управленческие и хозяйственные расходы (расходы, учитываемые на 25 счете «Общепроизводственные расходы» и на 26 счете «Общехозяйственные расходы»).

  1. По экономической однородности затраты на производство подразделяются на:

  1. Элементные затраты – это однородные виды затрат на производство продукции, которые не могут быть разложены на составные части (сырье и материалы, заработная плата, топливо, энергия и др.).

  2. Комплексные затраты – это затраты, состав которых неоднороден и они включают в себя разные виды затрат, но в калькуляции показаны одной общей суммой (затраты, учитываемые на счетах 25, 26 и др.).

  1. По способу включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты делятся на:

  1. Прямые затраты – это затраты, связанные непосредственно с производством продукции или работ, они включаются в себестоимость продукции в момент их возникновения (материалы, заработная плата и др.).

  2. Косвенные затраты – это затраты, которые относятся на себестоимость отдельных видов продукции в конечном итоге, а не в момент их возникновения, т.к. они являются общими для нескольких видов продукции или изделий. Поэтому их в течение месяца учитывают на отдельных счетах (25, 26, 44 и др.), а в конце месяца распределяют между отдельными видами продукции или изделий.

  1. По степени зависимости от объема производства затраты подразделяются на:

  1. Условно-постоянные затраты – это затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, т.е. они остаются относительно стабильными (расходы, учитываемые на счетах 25 и 26).

  2. Условно-переменные затраты – это затраты, которые в результате роста производства увеличиваются в своем размере. Они затраты увеличиваются прямо пропорционально росту объема производства (материалы, заработная плата рабочих-сдельщиков и др.). Другие увеличивается с некоторым отставанием (топливо на технологические нужды, энергия, тарные материалы и др.).

  1. По периодичности затраты делятся на:

  1. Постоянные затраты – это затраты, которые производятся постоянно ежедневно или не реже 1 раза в месяц (расход материалов, оплата труда и др.).

  2. Периодические затраты – это затраты, которые осуществляются реже чем 1 раз в месяц (затраты на подготовку и освоение новых видов продукции и др.).

По экономическим элементам затраты организаций независимо от их правовой формы в бухгалтерском учете формируют по следующим составляющим:

  1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов).

  2. Затраты на оплату труда.

  3. Отчисления с заработной платы на социальные нужды.

  4. Амортизация.

  5. Прочие затраты.

В зависимости от состава затрат себестоимость подразделяется на производственную и полную.

Производственная себестоимость состоит из затрат отдельных цехов и расходов на обслуживание и управление предприятием.

Полная себестоимость – это производственная себестоимость и коммерческие расходы, связанные с реализацией продукции.

Чтобы исчислить себестоимость единицы каждого вида продукции, необходимо предварительно составить калькуляцию этих видов продукции.

Калькуляция – это порядок последовательного включения затрат на производство продукции (работ, услуг) и способ определения себестоимости отдельных видов продукции.

Калькулирование себестоимости позволяет узнать и проанализировать затраты на производство продукции, обоснованно устанавливать цены., т.к. себестоимость является базой для определения цены произведенной продукции, выполненных работ и услуг.