6.3 Принципы функционирования системы «1с: Предприятие 7.7»
Функционирование системы «1С: Предприятие 7.7» делится на два разделенных во времени процесса: настройку (конфигурирование) и пользовательскую работу, которые могут произвольно чередоваться. Кроме этих двух режимов запуска существует режим запуска «Отладчик», предназначенный для отладки алгоритмов обработки данных, созданных в режиме конфигурирования. Таким образом, все сеансы работы с системой можно разделить на два типа:
1) сеанс настройки, или конфигурирования структур данных, отчетов, алгоритмов обработки данных, при котором работает администратор системы (режим запуска «Конфигуратор»);
2) сеанс работы пользователя, при котором конечные пользователи системы вводят предварительно настроенные документы, редактируют справочники, структура которых определена при настройке, используют готовые алгоритмы обработки данных и получают отчеты (режим запуска «1С: Предприятие»).
Конфигурирование. Для создания автоматизированных информационных систем бухгалтерского и налогового учета используют различные типы объектов метаданных. Понятие метаданных (данные о данных) составляют основу концепции системы «1С: Предприятие 7.7». Структура метаданных – это совокупность объектов метаданных, настроенных на хранение и обработку информации о хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
Под объектом метаданных понимается формальное описание неких сущностей предметной области автоматизации со сходными свойствами и одинаковым назначением. Под предметной областью будем понимать информацию об объектах, процессах и явлениях окружающего мира, которая в точки зрения потенциальных пользователей должна храниться и обрабатываться в информационной системе. Для описания модели предметной области бухгалтерского учета используются следующие виды объектов метаданных:
– константы;
– справочники;
– перечисления;
– документы;
– журналы;
– планы счетов;
– отчеты и обработки.
Краткая характеристика основных видов объектов метаданных системы 1С: Предприятие приведена в таблице 3.
Таблица 3 – Основные виды объектов метаданных
Наименование | Краткая характеристика |
1 | 2 |
Константы | Постоянные (условно-постоянные) величины. Константы хранят информацию, которая не изменяется или изменяется достаточно редко: название организации, се почтовый адрес и так далее. |
Справочники | Списки однородных элементов данных. Используются для храпения нормативно-справочной информации. |
Документы | Служат для ввода информации о совершенных хозяйственных операциях. |
Журналы документов | Списки объектов данных типа «Документ». Служат для работы с документами. |
Перечисления | Списки значений, задаваемые на этапе конфигурирования. |
Отчеты | Средство получения выходной информации. Источником данных для построения отчетов служат документы, справочники и регистры, также используется информация, хранящаяся в константах. |
Обработка | Объекты метаданных этого вида используются для выполнения различных действий над информационной базой. |
Планы счетов | Списки объектов данных типа «бухгалтерский счет» — учетных регистров, по которым будет выполняться группировка средств при работе с системой 1С: Предприятие. Понятие «план счетов» в системе 1С: Предприятие вполне соответствует общепринятому пониманию аналогичного термина в бухгалтерском учете. |
Виды субконто | Списки объектов аналитического учета. Используются для организации аналитического учета средств предприятия, в совокупности с бухгалтерскими счетами. |
Операция | Средство отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, происходящих на предприятии. Объектами данных этого типа являются «операции» — совокупности бухгалтерских проводок, выполняющие изменения в остатках и оборотах по бухгалтерским счетам. |
Продолжение таблицы 3
1 | 2 |
Проводка | Бухгалтерские проводки. Используются только совместно с объектами данных «Операция» и предназначены для отражения в бухгалтерских итогах результатов хозяйственных операций. |
Регистры | Средство накопления оперативной информации о наличии и движении средств. |
Наименование | Краткая характеристика |
Журналы расчетов | Средство проведения периодических расчетов и хранения результатов расчета прошлых периодов. Каждый журнал связан с одним из справочников, который называется справочником объектов расчета. Каждая строка журнала — единичный акт расчета, который производится для определенного объекта по определенному алгоритму, имеет протяженность во времени и результат. |
Виды расчетов | Алгоритмы, по которым могут проводиться расчеты записей журналов расчета. |
Группы расчетов | Средство логического объединения видов расчета по тем или иным признакам. |
Календари | Средство построения графиков работы предприятия, внешних организаций или отдельных категорий работников. |
Каждый объект метаданных обладает уникальным набором свойств. Главным свойством любого объекта метаданных является имя (идентификатор) – краткое наименование.
В процессе конфигурирования производится настройка системы на обработку данных предметной области. Этот процесс включает проектирование модели предметной области, создание интерфейсов, настройку прав для отдельных категорий пользователей, а его результатом является конфигурация.
Проектирование конфигурации требует глубоких знаний, как в сфере программирования, так и в предметной области автоматизации. В этой связи комплект поставки программы включает готовое решение, так называемую типовую конфигурацию, где реализована методология ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ и налогового учёта в соответствии с требованием главы 25 НК. При изменении текущего законодательства типовая конфигурация актуализируется разработчиком, обновленный вариант передается пользователям в централизованном порядке.
Редактирование конфигурации называется «настройкой конфигурации» или «конфигурированием». Конфигурирование системы выполняется в режиме запуска «Конфигуратор».
На этапе конфигурирования системы «1С: Предприятие» выполняется настройка различных режимов системы в соответствии с особенностями конкретного предприятия:
– создаются справочники необходимой структуры для хранения различной нормативно-справочной информации;
– создаются заново или корректируются структуры используемых документов и их формы;
– разрабатывается необходимое число журналов для работы с документами;
– корректируются существующие или разрабатываются новые отчеты для получения итоговых данных о работе предприятия.
Работа пользователя. Это непосредственная работа пользователя по ведению учета или выполнению различных расчетов. При этом выполняется собственно функционирование системы в предметной области: осуществляется ввод документов, заполнение справочников, формирование различных отчетов, выполнение различных регламентных расчетов. Пользователю предоставляется возможность ввода и обработки информации описанной в конфигурации структуры с использованием алгоритмов, созданных на этапе конфигурирования.
Система программ «1С: Предприятие» оперирует такими универсальными понятиями (объектами), как «Документ», «Журнал документов», «Справочник», «Реквизит», «Регистр» и другие.
- 1 Информационная система в управлении
- 1.1 Организационное управление в системе управления
- 1.2 Управленческие функции в процессе управления организацией
- 1.3 Информационная технология и информационная система управления
- 2 Автоматизация управленческой деятельности
- 2.1 Автоматизированные системы управления
- 2.2 Комплексные автоматизированные системы в управлении
- 2.3 Концепции построения современных систем управления
- 2.4 Автоматизированные системы учета и системы управления
- 3 Бухгалтерский учет как объект автоматизации
- 3.1 Учетная информация и требования к ней
- 3.2 Иерархическая структура учетной информации
- 3.3 Стадии информационного процесса
- 3.4 Развитие систем автоматизации бухгалтерского учета
- 4 Обработка данных в аис-бу
- 4.1 Возможности компьютерных систем бухгалтерского учета
- 4.2 Компьютерные информационные технологии в бухгалтерском учете
- 4.3 Информационные технологии децентрализованной обработки бухгалтерских задач на базе автоматизированных рабочих мест
- 4.4 Модель обработки учетной информации в аис-бу
- 4.5 Общая методика работы с бухгалтерской программой
- 5 Классификация аис-бу
- 5.1 Подходы к классификации программного обеспечения
- 5.2 Классификация программного обеспечения бухгалтерского учета по степени охвата учетных функций
- 5.3 Интегральная классификация программного
- 5.4 Сравнительная характеристика систем автоматизации
- 6 Система программ «1с: предприятие 7.7»
- 6.1 Состав системы программ «1с: Предприятие 7.7» и краткая
- 6.2 Программа «1с: Управление промышленным
- 6.3 Принципы функционирования системы «1с: Предприятие 7.7»
- 6.4 Основные понятия программы «1с: Предприятие»
- 6.5 Пользовательский интерфейс и панели инструментов
- 7 Программа «1с: бубгалтерия версии 7.7»
- 7.1 Начало работы в программе «1с: Бухгалтерия»
- 7.2 План счетов бухгалтерского учета и виды «субконто»
- 7.3 Работа со справочниками и их редактирование
- 7.4 Документы и журналы
- 7.5 Настройка программы на учет
- 8 Приемы работы в программе «1с: бухгалтерия 7.7»
- 8.1 Работа с первичными документами
- 8.2 Работа с журналами операций и проводок
- 8.3 Регламентные работы
- 8.4 Расчет итогов и формирование отчетов
- 9 Учет хозяйственных операций в программе
- 9.1 Учет поступления и передачи материалов в производство
- 9.2 Учет кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами
- 9.3 Учет операций по расчетному счету
- 9.4 Начисление и выплата заработной платы
- Литература
- Минькин ю.Управленческий учет и системы учета [Электронный ресурс] / ю. Минькин. – Электр. Текст. Дан. – Режим доступа: url: http://www.Big.Spb.Ru. – Загл. С экрана.
- Чуб б.А. Информационное обеспечение управления [Электронный ресурс] / б.А. Чуб. – Электр. Текст. Дан. – Режим доступа: url: http://www.Cfin.Ru. – Загл. С экрана.
- Содержание